Своеобразие цивилизаций Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще и древнего Востока в частности. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. ФОРМАЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА………..4
2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА…...5
3. ДОСТИЖЕНИЕ И СИМВОЛЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….8
4. ОСОБЕННОСТИ «ВОСТОЧНОЙ» КУЛЬТУРЫ И ЕЕ
СОПОСТАВЛЕНИЕ С «ЗАПАДНОЙ»…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

культурология контр.Г.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И  СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА

Кафедра экономики 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Культурология»

    Тема: «Своеобразие цивилизаций Древнего Востока» 
     
     
     
     
     

              Студентки Исаковой Ольги Сергеевны

              Шифр ЭЗС -  100702

              Специальность 080103.65 

              «Национальная экономика»

              Курс 1

              Форма обучения: заочная 

              Преподаватель: Лозовицкая М.Ф.

 
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1. ФОРМАЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА………..4

2. МОДЕЛИ  КУЛЬТУРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО  ВОСТОКА…...5

3. ДОСТИЖЕНИЕ  И СИМВОЛЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ И

    ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………….8

4. ОСОБЕННОСТИ  «ВОСТОЧНОЙ» КУЛЬТУРЫ И ЕЕ

    СОПОСТАВЛЕНИЕ С «ЗАПАДНОЙ»…………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

         Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще и древнего Востока в частности. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской.

       История древневосточных народов насчитывает  около трех тысячелетий. В древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории Востока.

       При всем многообразии, а часто и несходстве культур Древнего Востока, можно  обнаружить общие элементы в системе  функционирования искусства. Древневосточная  художественная культура выросла на основе первобытной и сохраняла магическое предназначение, столь характерное для первобытного общества. Так же как и их древние предки, народы первых восточных цивилизаций считали, что определенные действия, совершаемые над изображением, способствуют их осуществлению и относительно оригинала. Все это предопределило ее особенности. Их изучению и сейчас посвящено множество исследователей, коллекции достижений и символов Древневосточного искусства в музеях мира пользуется огромным интересом и популярностью.

 

1.ФОРМАЦИОННОЕ  СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ  ВОСТОКА. 
 

       Восточное общество характеризуется как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем.

       Для того, чтобы обосновать правильность существования «азиатского способа  производства», а значит и особого  «азиатского», «восточного» типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра: особый, азиатский, уровень развития производительных сил; особую систему отношений собственности; особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта; нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.

       Пять основных факторов, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

1. более  сильная тенденция сохранения  общинных структур;

2. важная  экономическая роль государства;

3. установление верховной собственности на землю;

4. тенденция  развития феодализма без крупного  помещичьего хозяйства;

5. централизованная, деспотичная власть.

       Несмотря  на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно - храмового и общинно - частного секторов хозяйства и прочие. В этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизации.

       2. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ  ЦИВИЛИЗАЦИИ ДТЕВНЕГО  ВОСТОКА.

     

       Первая  модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии.

Земледельческие народы стали получать огромный по тем временам прибавочный продукт. Но необходимость его сохранения и распределения, а также организации общинных совместных работ по регулированию водных потоков, созданию ирригационных сооружений, очень рано привела к созданию государства. Это государство включало в себя и город, и прилегающую территорию. Его было предложено называть номом, в отличие от полиса, государства - города. Номы в древнем Шумере располагались на реке или оросительном канале, а не на торговом пути, что свидетельствует о слабом развитии торговли.

       Центром организации работ и хранения прибавочного продукта был храм. Храм был центром города, государства. Поэтому такое государство называют «храмовым». Правители «энсин» - государства - называли себя не по названию территории, города, а по имени бога того или иного храма. Храмы были основными собственниками земли, жречество выполняло и светские функции - контроль и организация работ, и сакральные - проведение религиозных мероприятий. Жрецы храма были и правительственными чиновниками, и служащими городской администрации.

       Боги - это хозяева территории, её хранители. Но они же - и персонифицированные  силы природы, астральные тела, космические  стихии. У каждого нома были свои боги. Между номами происходила борьба, победа нома приводила к победе бога - покровителя. Он занимал главенствующее место в пантеоне богов. Древневосточная религия - общинная. Здесь ещё не образовалось догм, они ещё не объединены в систему. Главное в такой религии - ритуал, обряд, культ. Чувство веры, любви к богу появится позднее. Позднее происходит объединение номов в единое государство. Оно напоминало военный союз и оставалось непрочным. Древние шумеры говорили на неизвестном нам языке. Он не принадлежал к семитской группе языков. Но именно они изобретают письмо, вначале рисунчатое - пиктографию, потом слоговое - клинопись.

       Шумер враждовал с Аккадским царством, которое образовано было семитскими племенами. В результате длительной борьбы Шумер был завоёван и образовалось государство, объединившее среднее  и нижнее Двуречье под властью  Саргона Древнего. В XXII в. до н. э. царство Саргонидов распадается под давлением племён Загроса, а в XXI веке - образуется вновь централизованное государство «Ур халдейский», откуда происходит Авраам. От династии Ура остались сотни тысяч глиняных табличек - документов, огромные зиккураты - храмовые комплексы - украшали города, сложилась строгая система отчётности, за которой следила бюрократия. Все подданные царя именовались рабами.

       Вторая  модель культуры цивилизации складывается в Древнем Египте. На территории Египта археологами найдены следы культур палеолита. Очень рано в этом районе появляются изделия из меди - в V-IV тысячелетиях до н. э., но период систематического распространения бронзы начинается позднее - во II тысячелетии до н. э. и только среди элиты. Земледельцы пользовались изделиями из камня. Отсюда известный консерватизм культуры. Ежегодные разливы Нила приносили богатые урожаи и без совершенствования орудий труда.

       Становление цивилизации в Древнем Египте происходит в 4-3-м тысячелетиях до н. э., примерно в то же время, что и в Шумере. Первоначально в Египте насчитывалось до 40 номов - центров, по всей вероятности, племенных княжений. Границы номов были довольно устойчивы и сохранялись на всём протяжении истории. Вся территория делилась на две части: Верхний и Нижний Египет. Это членение также достаточно устойчивое. Фараон именовался «Владыкой» «обеих земель». Первоначально шло образование номов, затем номы объединились в два царства, а затем уже произошло объединение царств, земель в единое государство. Государству принадлежит ведущая роль в объединении страны. Фараон соединил в себе функции «царя» - главы исполнительной и судебной власти, «вождя» - предводителя на войне, и верховного жреца, исполняющего религиозные функции. Главным культом, отражающим идею единства государства, был культ фараона. Фараон - живой бог на земле. С деятельностью фараона, его здоровьем связывалось благополучие страны, урожайность полей. Очень долго существовал обряд хепсет. Он представлял собой ритуальный бег фараона, во время которого правитель демонстрировал свои силы, здоровье и как бы возрождался заново - обновлялся. Ритуал символизировал высокую урожайность полей. По приказу фараона разливался Нил. Всё население Древнего Египта именовалось «рабами» фараона, хотя были и свободные общинники, ремесленники и т. д. Но они обязаны были отработать определённое количество времени на государство. Здесь очень быстро государственно -храмовый сектор поглотил, подчинил себе общинно - частный.

       Третья  модель культуры цивилизации – хетто - ахейская. Она возникает позднее, уже после сложения месопотамской и египетской и в иных географических, климатических условиях. Государственно - храмовый комплекс не концентрирует в своих руках основную массу прибавочного продукта, он остаётся в руках общинно - частного сектора, мы бы сказали «гражданского общества». В результате для этой модели культуры не характерна неограниченная власть царя. У хеттов царская власть была ограничена советом знати, господствовала олигархия. Государства этой модели имели характер военных союзов, а не унитарных государств. Одним из случаев такого варианта развития культуры и цивилизации является античная культура. В этом случае возникает особый вариант общинно - частного сектора - полисная собственность, в то время как государственная собственность получает слабое развитие.

3. ДОСТИЖЕНИЯ И СИМВОЛЫ  МАТЕРИАЛЬНОЙ И  ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

      

       Основные  достижения и символы материальной и духовной культуры восходят еще  к концу III тысячелетия до н. э. Искусство  Древнего Востока монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для древнего искусства.

       Культура Востока, это не только искусство, это и культура земледелия, наука, мифология. Так, важнейшим достижением материальной культуры Древнего Востока, определяющим фактором его развития, стало создание культуры земледелия. Высокого уровня достигло строительство ирригационных сооружений; остатки их сохранились вплоть до наших дней. По некоторым оросительным каналам свободно могли проходить речные суда. О строительстве каналов упоминают правители древности в хвалебных надписях наряду со своими военными победами и сооружением храмов. Так Риммин, царь Ларсы (XVIII в. до н. э.), сообщает, что он выкопал канал, «который снабдил питьевой водой многочисленное население который дал изобилие зерна вплоть до берега моря». На древнейших изображениях Египта фараон проводит мотыгой первую борозду, освещая начало сельскохозяйственных работ. На Востоке были впервые выведены культурные злаки и растения: пшеница, ячмень, просо, лен, виноград, бахчевые, финиковая пальма. Тысячелетиями вырабатывались ценные земледельческие навыки, изобретались новые орудия труда, в том числе тяжелый плуг. Наряду с земледелием пастбища в поймах рек способствовали широкому развитию скотоводства, были одомашнены многие виды животных: коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд.

       Наряду  с сельским хозяйством, особенно в  городских центрах, высокого уровня достигло развитие ремесел. В Древнем  Египте сложилась высочайшая культура обработки камня, из которого и сооружали гигантские пирамиды, и делали прозрачные, как стекло, тончайшие алебастровые сосуды. В Двуречье камень, где он был величайшей редкостью, с успехом заменялся обожженной глиной; из нее же возводили здания и создавали предметы быта. Большого мастерства достигли ремесленники и художники Востока в производстве стекла, фаянса, изразцов. В собрании Эрмитажа есть несколько образцов изумительных произведений Древнего Египта из цветного стекла, украшенных животным и растительным орнаментом. В то же время поражают монументальностью сплошь покрытые изразцовой мозаикой с изображениями фантастических животных ворота богини Иштар Древнего Вавилона. Больших высот достигла на Востоке обработка металлов (прежде всего свинца, меди, золота, их различных сплавов и изредка из метеоритного железа). Из меди изготовлялось оружие и орудия труда, из благородных металлов - ювелирные изделия для знати, храмовая утварь. О высочайшей технике мастеров по металлу можно судить хотя бы по такому знаменитому шедевру, как золотой царский шлем из г. Ура, изготовленный около 2600 г. до н. э. и, конечно, ни с чем не сравнимое золото из гробницы фараона Тутанхамона XIV в. до н. э. Однако и Египет, и Двуречье не были богаты полезными ископаемыми. Это вызвало к жизни потребность международной торговли, обмена, что способствовало развитию колесного транспорта, строительству прочных кораблей. Торговые и военные экспедиции помогали проникновению достижений речных цивилизаций на смежные земли к соседним народам. Северная Африка, Нубия, Восточное Средиземноморье, Кавказ и Иран были втянуты в сферу экономического, политического и культурного влияния этих цивилизаций.

Информация о работе Своеобразие цивилизаций Древнего Востока