Древние цивилизации Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

В научной литературе существуют различные определения цивилизации. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в литературе часто встречаются определения типа «европейская цивилизация», «американская цивилизация», «русская цивилизация» и другие, которые подчеркивают своеобразие региональных культур.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Культура Древней Индии……………………………………..6
1.1. Наука Древней Индии……………………………………6
1.2. Литература Древней Индии……………………………...7
1.3. Искусство и зодчество……………………………………8
1.4. Философия и религия………………...............................9
Глава 2. Культура Древнего Китая…………………………………….14
Глава 3. Культура Древнего Египта и Вавилона……………………...21
3.1. Религия Древнего Египта………………………………….21
3.2. Литература Древнего Египта……………………………...22
3.3. Искусство Древнего Египта……………………………….23
3.4. Вавилонская культура……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….29
Список использованной литературы……………………………………30

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 375.54 Кб (Скачать)

Другим очень важным культом был культ небесных светил. В их неизвестности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математики и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочисленны. Самыми главными из них были: Шамаш – богиня Солнца, Син – бог Луны, Адад – бог непогоды, Иштар – богиня любви, Нергал – бог смерти, Ирра – бог войны, Вильги – бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели имуществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Они должны были пить и есть, как и люди; как и людям, были свойственны различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей.

В Вавилоне каждый человек имел «личного бога» и «личную богиню», а также двух духов-хранителей. Иметь личного бога значит «быть удачливым, счастливым, процветать». Личный бог считал вавилонянин, принимает участие во всех делах человека, хранит его жизнь и благополучие, определяет судьбу.

Отношения с личными богами заходили иногда столь далеко, что люди обращались к ним не с молитвой, а с письменной просьбой. Вот одно старовавилонское письмо, адресованное личному богу:

«Богу, отцу моему, скажи! Так говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст (другого) такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя: прегрешения мои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои облобызаю. И на семью мою, на больших и малых, взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя пусть меня достигнет»[5].

В этом письме человек просит личного бога замолвит за него слово перед верховным богом Мардуком. Помимо личного бога человек зависел от многих других общинных богов: космических (Мардук, Иштар), государственных (династических), богов города, богов квартала, богов, отвечающих за отдельные стороны человеческой жизни или даже за отдельные занятия.

Волю богов могли знать только жрецы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность судьбы, в подвластность человека высшим силам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсолютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полностью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверия, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и прагматизмом.

Религиозные верования древних жителей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат – высокая башня из кирпича, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас не много. Это вполне объяснимо: территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Однако кирпич – материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее, и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры нашей эры следует искать в долине Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры были купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Вавилон был огромным и шумным городом. Его окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

              Таким образом, изучая культуру древних цивилизаций Востока, можно прийти к выводу, что культура или цивилизация в широком  этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

Культура Древнего Востока внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.  Дошедшие до нас памятники  архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

И сейчас сформулированные в них мысли о добре,  зле, чести и бесчестии являются современными.

На почве древневосточной культуры впервые появились и стали развиваться  категории  научного мышления, велик вклад в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому древневосточная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,  развитии техники. В целом же культура Древнего Востока явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      А.И. Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей,  1999.

2.      В.И. Добрынина. Культура и цивилизация//Социально-политический журнал.-1999.- № 2. - С.92-106.

3.      Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1998.

4.      Пятигорский А. М. Материалы по истории индийской философии. М., 1996.

5.      Гольденберг В.А. «История Древнего мира». Харьков 1999г.

6.      Авдеев В.И. История Древнего Востока. – М.: Центр, 1970.

7.      Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.

8.      Культурология: Учебное пособие для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.

9.      Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.

10. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 1996.

11. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.

2

 

 



[1] В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.

[2] В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.

[3] В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.

[4] Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996, с. 109-110

[5] Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат. группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999, с. 127


Информация о работе Древние цивилизации Востока