Воспитание и обучение на Древнем Востоке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 02:20, курсовая работа

Краткое описание

Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. - V в. н. э.) и охватывал четыре материка - Европу, Африку, Азию, Америку. Древние цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья, Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.59 Кб (Скачать)

О том, каким был школьный уклад и  каким его хотели видеть, говорят  таблички "Восславление искусства писцов", найденные на развалинах Ниневии - столицы Ассирии. В них говорилось "Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия"

Другой  клинописный документ (2-е тысячелетие  до и э) позволяет восстановить учебный  день обучавшихся в эдуббе. Вот  как об этом говорится «"Школьник, куда ты ходишь ежедневно"? - спрашивает учитель "Я хожу в школу", - отвечает ученик "Что ты там делаешь"?" - "Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей "Скорей дай мне мой завтрак" Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает "Почему ты опаздываешь'?" Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно"»

Процесс образования в домах табличек был сложен и трудоемок. Вначале  школяра учили читать, писать и  считать. Следовало запомнить множество  клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский  и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия  до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В  зависимости от специализации будущие  писцы приобретали знания в грамматике, математике, астрономии и пр.

Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться  в ритуалах жертвоприношений. Кроме  того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников.

Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими  центрами. Появляется специальная учебная  литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями - словарями и хрестоматиями - изготовлены  в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали фольклорные  поучения, наставления, назидания, что  должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования  выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались  в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для  хранения табличек, научных и учебных  занятий. Подобные комплексы именовались  домами знаний.

Образование становится достоянием не только знати  и духовенства. Получают распространение  частные учебные заведения для  средних социальных слоев: на различных  документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников.

Наибольшее  распространение эдуббы получили в  ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса раз-

деления труда в школах усложнялась программа  обучения, и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных  приоритетов в обучении, в программу  эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией.

Особое  внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с  логарифмами, извлечением квадратного  и кубического корней. На высоком  уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества  болезней. Наравне с медициной  изучали магико-религиозные культы.

В этот период появились эдуббы для девушек  из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам.

Продолжало  распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными такими центрами были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует  библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. клинописных  табличек.

1.3. ШКОЛА В ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ 

Первые  сведения о школьном обучении древних  египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный психологический тип  личности. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к  лишениям и ударам судьбы человек. В  логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем  Египте семейное воспитание и обучение отражали характер взаимоотношений  между женщиной и мужчиной, которые  в семье строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков  и девочек уделялось одинаковое внимание.

Лишь  принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к  знаниям, которые, как сказано в  древнем источнике, следовало "связать  в единый узел" (вот почему слова "знание", "учение" и "узел" изображались одним и тем же иероглифом).

Судя  по древнеегипетским папирусам, детям  уделялось особое внимание, поскольку, согласно верованиям египтян, сыновья  и дочери могли дать родителям  новую жизнь, совершив погребальный обряд. Выполняя родительский долг наставника, египтяне считали, что поступают  праведно и обеспечивают счастливое существование предкам в загробном  мире. Как верили египтяне, боги, взвешивая  душу умершего, на одну чашу весов кладут душу, а на другую "кодекс поведения" (маат). Если чаши уравновешивались, умерший мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и обращенные к детям поучения, которые служили стимулом формирования нравственности и отражали идею крайней важности воспитания и обучения: "Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец".

Принятые  в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали  целям и идеалам воспитания и  обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее у человека". Учитель обыкновенно обращался  к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я  тебе". Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными  и необходимыми. На ученика постоянно  сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних  папирусов: "Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы  он услышал".

Безоговорочный  и абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. Приверженец таких традиций, автор "Поучения гераклеопольского царя" (XIII в. до н. э.) писал: "Всегда следуй отцам и предкам своим". С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству - от отца к детям. К примеру, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежавших к одной семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, ее идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний  папирус, относящийся к 1-му тысячелетию  до н. э., свидетельствует, что уже  тогда появились различия в понимании  того, каким надлежит быть человеку. Автор явно спорит с теми, кто  отходил от традиционной покорности и безынициативности Он пишет, что  такие люди уподобляются растению, лишенному тепла и воды.

Нравственное  воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских  наставлений типа: "Лучше уповать  на человеколюбие, нежели на золото в  сундуке", "Лучше есть сухой  хлеб, и радоваться сердцем, нежели быть богатым, но познать печаль". Чтение, запись и запоминание подобных наставлений было отнюдь не простым  делом, поскольку они изображались иероглифами на языке, все более  отличавшемся от живой речи.

Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья  являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям  жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой  использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального  обучения. Будущих воинов учили владеть  оружием, особыми, упражнениями развивать  силу, выносливость, ловкость.

Школа в Древнем Египте возникла как  семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той  или иной должности. Позже в таких  семьях появляются небольшие группы учеников.

Приобретение  грамотности, профессия писца рассматривались  как залог социального благополучия. В папирусах довольно часто встречаются  высказывания такого типа: "Смотри, нет другой должности, кроме должности  писца, где человек всегда начальник".

Образование требовало немалого труда. Занятия  в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы  достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот  что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадивого ученика: "Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый  день пиши твоими пальцами и читай  ночью. Не проводи дня праздно, иначе  горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне  говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью".

По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах  царей и вельмож. Обучали в  них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и  красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

Для овладения  грамотой ученику следовало запомнить  не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных  текстов.

В эпоху  Древнего царства (3-е тысячелетие  до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в  этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка  с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка  для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и  выделения отдельных смысловых  фраз.

Школьные  папирусы использовали многократно. Перед  очередным употреблением с них  смывали ранее написанное. Писцы  ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего, о шлифовке техники изображения  иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали  красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца. "Речь сильнее  оружия", "Речь спасает, но может  и погубить", - читаем мы в древнеегипетских папирусах.

В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения

по математике, которые могли понадобиться для  расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических  вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии  часто обучали в сочетании  с геометрией, чтобы ученик мог  научиться рисовать план местности.

Постепенно  специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены  знания и написаны учебные пособия  по диагностике и лечению почти  полусотни различных болезней.

Информация о работе Воспитание и обучение на Древнем Востоке