Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:30, контрольная работа
Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.
1. Введение.
2. Понятия «обучение» и «воспитание».
3. Методы, используемые в обучении.
4. Заключение.
5. Задание.
Содержание.
Введение.
Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку водил в школу ребенка своего господина.Предметом педагогики является область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования. Педагогику рассматривают как одну из форм человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этот процесс (передача опыта) стал важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
Практика воспитания
берет начало с древнейших времен.
Первые обобщения опыта воспитания
были предприняты в Древних Китае,
Индии, Египте, Особая роль в этом принадлежала
древнегреческим философам
В 17 веке педагогика
выделилась в самостоятельную науку
благодаря трудам Я.А. Коменского и
Ф. Бэкона В дальнешем много
Задачи педагогики:
– изучение истории
развития педагогического знания и
его использования в
– разработка методологии и методики педагогического исследования;
– создание научной картины педагогической реальности;
– проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;
– теоретическая и прикладная разработка системы педагогической работы в обществе;
– разработка и
обоснование интенсивных
– педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития образовательной системы;
– участие в международных педагогических проектах;
– подготовка педагогических и научно-педагогических кадров.
Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей.
Воспитание в широком смысле - процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле - специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально - значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.
Образование - результат обучения, совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.
Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.
Формирование - становление личности, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств.
Методы, которыми
пользуется современная педагогическая
наука, достались по наследству от исследователей,
стоявших у ее истоков. Они позволяют
накапливать факты и проверять
гипотезы в исследовании многообразных
педагогических явлений.
Понятия «обучение» и «воспитание».
У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями1.
Практически везде категориями педагогики считаются:
Очень часто в качестве категорий педагогики указываются:
Л. М. Кадцын, проводя обширный анализ педагогической литературы, формулирует следующую иерархическую структуру педагогических категорий:
При этом он отмечает,
что при определении
Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем.
Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В самом общем философском смысле воспитание - это приспособление человека к среде и условиям существования. Когда новорожденный ребенок сделал первый вдох, он приспособился к среде, в которой ему предстоит жить. Проглотив первую пищу, новорожденный навсегда приспособился к питанию. Разбив нос, он приспособился ходить, не натыкаясь на предметы, а заодно узнает о существовании более твердых тел. Упав, навсегда ощутит влияние земного притяжения. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Не суть важно под влиянием и с помощью каких сил ему это удалось, сам ли он осознал необходимость наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Если человек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом.
Воспитание как говорилось выше это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - двигатель общественного развития.
Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
В современной педагогике самовоспитание рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования человека с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров. Иными словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
По своей сущности
профессиональное самовоспитание - явление
социальное. Оно определяется рядом
объективных социальных условий: требованиям
общества, системой педагогических воздействий,
которым подвергается человек в
процессе обучения, воспитания, развития
и психологической подготовки, выполнения
своих служебных и общественных
обязанностей. Под влиянием этих условий
человека создаются внутренние предпосылки
для самовоспитания, формируются
потребности, взгляды и убеждения,
уточняются или складываются жизненные
идеалы и цели, которыми человек
руководствуется в
Профессиональное
самовоспитание, прежде чем превратиться
в одно из важнейших средств личностного
самосовершенствования
Началом профессионального
самовоспитания служат самопознания и
самоопределение, осуществляемые с
помощью самосознания и самоизучения.
В процессе самопознания и самоопределения
формируется идеал, цель и задачи
самовоспитания, а также определяются
методы, средства и приемы работы над
собой. В соответствии с целью
и конкретными задачами человек,
решивший заниматься самовоспитанием,
принимает самообязательства, определяет
правила личного поведения, которые
становятся основой самоорганизации
личной жизни и служебной
Следующая основная категория педагогики - обучение.
В наиболее общем
значении - это работа над собой
с целью приобретений знаний. Иногда
обучением называют приобретение опыта.
Обучение происходит постоянно и
в любых условиях. Для ускорения
этого процесса изобретены учебных
заведения, в которых обучения поручается
специально подготовленным людям - педагогам.
В «школьном» понимании обучение - это специально
организованный, целенаправленный и управляемый
процесс взаимодействия учителей и учеников,
направленный на усвоение знаний, умений,
навыков, формирование мировоззрения,
развитие умственных сил и потенциальных
возможностей учеников, закрепление навыков
самообразования в соответствии с поставленными
целями. Основу обучения составляют знания,
умения, навыки. Сообщая обучаемым те или
иные знания, педагоги всегда придают
им нужную направленность, формируя как
бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно
важнейшие мировоззренческие, социальные,
идеологические, нравственные и многие
другие установки. Поэтому обучение имеет
воспитывающий характер. Точно так же
мы должны признать, что в любом воспитании
всегда содержится элементы обучения.
Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.