Обучение и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.

Оглавление

1. Введение.
2. Понятия «обучение» и «воспитание».
3. Методы, используемые в обучении.
4. Заключение.
5. Задание.

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 36.26 Кб (Скачать)
 

Содержание.

  1. Введение.
  2. Понятия «обучение» и «воспитание».
  3. Методы, используемые в обучении.
  4. Заключение.
  5. Задание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку водил в школу ребенка своего господина.Предметом педагогики является область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования. Педагогику рассматривают как одну из форм человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этот процесс (передача опыта) стал важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.

Практика воспитания берет начало с древнейших времен. Первые обобщения опыта воспитания были предприняты в Древних Китае, Индии, Египте, Особая роль в этом принадлежала древнегреческим философам Демокриту, Сократу, Платону, Аристотелю. В Эпоху  возрождения проблемами воспитания занимались Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень и др.

В 17 веке педагогика выделилась в самостоятельную науку  благодаря трудам Я.А. Коменского и  Ф. Бэкона В дальнешем много прогрессивных  педагогических идей выдвинули Д. Дидро. К. Гельвеции, П. Гольбах, ЖЖ Руссо, И.Г. Пестапоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Д. Дьюи. Педагогическая теория и практика России обязана свои развитием деятельности MB. Ломоносова, НИ. Пирогова, К.Д. Ушинского, ЛН. Толстого, П Ф Каптерева, Н  К Крупской, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а  в последние десятилетия - Ю К  Бабанского, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.Т.Лихачева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, и др.

Задачи педагогики:

– изучение истории  развития педагогического знания и  его использования в практической деятельности;

– разработка методологии  и методики педагогического исследования;

– создание научной  картины педагогической реальности;

– проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

– теоретическая  и прикладная разработка системы  педагогической работы в обществе;

– разработка и  обоснование интенсивных педагогических технологий, методов и форм педагогической работы по успешному решению задач  обучения, воспитания, образования  и развития;

– педагогическое обеспечение функционирования и  непрерывного развития образовательной  системы;

– участие в  международных педагогических проектах;

– подготовка педагогических и научно-педагогических кадров.

Обучение - способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных целей.

Воспитание в широком смысле - процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание в узком смысле - специфическая, целенаправленная деятельность воспитателя, целью которой является формирование у воспитанников совокупности социально - значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений.

Образование - результат обучения, совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми обучаемый должен овладеть.

Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.

Формирование - становление личности, приобретение ею совокупности устойчивых свойств и качеств.

Методы, которыми пользуется современная педагогическая наука, достались по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Они позволяют  накапливать факты и проверять  гипотезы в исследовании многообразных  педагогических явлений. 
 
 
 
 

Понятия «обучение» и «воспитание».

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно встретиться с различными классификациями1.

Практически везде  категориями педагогики считаются:

  • Образование
  • Обучение
  • Воспитание

Очень часто  в качестве категорий педагогики указываются:

  • Социализация
  • Дидактика
  • Развитие
  • Формирование

Л. М. Кадцын, проводя обширный анализ педагогической литературы, формулирует следующую иерархическую структуру педагогических категорий:

  • 1. Педагогическая деятельность
  • 2. ВоспитаниеОбучениеОбразование
  • 3. Педагогическая система
  • 4. Педагогический процесс

При этом он отмечает, что при определении категориального  аппарата педагогики следует отделять называемые некоторыми учеными «общенаучные категории и понятия, которые  используются в разных областях научного знания и не отражают специфику деятельности педагогической». К их числу автор  относит категории «развитие», «формирование», «социализация», «взаимодействие».

Обучение – это сознательная деятельность, направленная на освоение знаний, умений, навыков развития умственных сил и способностей человека. Отметим тесную связь между воспитанием и образованием – воспитывая, мы образовываем и наоборот. Также надо знать, что воспитание и обучение< – это виды духовного производства человека. Если воспитание это духовно-практический способ освоения мира, то обучение это познавательно-теоретический способ освоения мира. И если обучение создает предмет для человека, показывает ему мир, то воспитание формирует субъекта для этого мира, способ его действования в нем.

Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В  самом общем философском смысле воспитание - это приспособление человека к среде и условиям существования. Когда новорожденный ребенок сделал первый вдох, он приспособился к среде, в которой ему предстоит жить. Проглотив первую пищу, новорожденный навсегда приспособился к питанию. Разбив нос, он приспособился ходить, не натыкаясь на предметы, а заодно узнает о существовании более твердых тел. Упав, навсегда ощутит влияние земного притяжения. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Не суть важно под влиянием и с помощью каких сил ему это удалось, сам ли он осознал необходимость наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Если человек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом.

Воспитание как  говорилось выше это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - двигатель общественного  развития.

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие  ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное  с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности  и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом  анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности саморазвития личности. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи  с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного  развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.

В современной  педагогике самовоспитание рассматривается  как одно из наиболее важных направлений  личностного совершенствования  человека с целью достижения им собственных  ценностных (жизненных) ориентиров. Иными  словами самовоспитание представляет собой одно из непременных условий всестороннего развития личности, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Реализуя возможности самовоспитания, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

По своей сущности профессиональное самовоспитание - явление  социальное. Оно определяется рядом  объективных социальных условий: требованиям  общества, системой педагогических воздействий, которым подвергается человек в  процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки, выполнения своих служебных и общественных обязанностей. Под влиянием этих условий  человека создаются внутренние предпосылки  для самовоспитания, формируются  потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные  идеалы и цели, которыми человек  руководствуется в целенаправленной работе над собой.

Профессиональное  самовоспитание, прежде чем превратиться в одно из важнейших средств личностного  самосовершенствования человека, в  один из главных путей его всестороннего  развития, предполагает определенный уровень воспитанности личности, ее готовности и способности к  самосознанию. Самоанализу, самооценке, к сравнению и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей и выработку устойчивой установки на постоянное самосовершенствование. А это значит, что между воспитанием  и самовоспитанием существует сложная  диалектическая взаимосвязь: воспитание предшествует самовоспитанию, стимулирует  и направляет его. Самовоспитание, в  свою очередь, являясь результатом  воспитания, придает ему действенность  и в известной степени завершенность. В результате воспитательные влияния, оказываемые на людей, в значительной мере способствуют развитию их внутренних потребностей в духовном и физическом совершенствовании, стремлении к профессиональному  самовоспитанию.

Началом профессионального  самовоспитания служат самопознания и  самоопределение, осуществляемые с  помощью самосознания и самоизучения. В процессе самопознания и самоопределения  формируется идеал, цель и задачи самовоспитания, а также определяются методы, средства и приемы работы над  собой. В соответствии с целью  и конкретными задачами человек, решивший заниматься самовоспитанием, принимает самообязательства, определяет правила личного поведения, которые  становятся основой самоорганизации  личной жизни и служебной деятельности. Следование выработанным правилам поведения  отражает внутренне принятые решения  развивать (формировать) или изменять (реконструировать) у себя те или  иные качества 

Следующая основная категория педагогики - обучение.

В наиболее общем  значении - это работа над собой  с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и  в любых условиях. Для ускорения  этого процесса изобретены учебных заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям - педагогам. В «школьном» понимании обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Обучение и воспитание