Обучение и воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:30, контрольная работа

Краткое описание

Развитие - взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, познавательной деятельности и творчестве, в обогащении его мировоззрения и нравственности.

Оглавление

1. Введение.
2. Понятия «обучение» и «воспитание».
3. Методы, используемые в обучении.
4. Заключение.
5. Задание.

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

    Методы, используемые в обучении.

Обуче́ние (в педагогике)— это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для  организации обучения является изготовленный  в звене учения (и в звене  обучения) продукт ученика, в котором  отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного  в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность  обучения считается завершенной, а  цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в  повторно изготовленном продукте ученика  будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Под методом  подразумевается набор практических приемов и теоретических знаний, которые в совокупности дают познание действительности. Метод обучения, за огромное время своего существования, приобрел самое разное толкование ведущими учеными в области педагогики, но исходя из толкования самого метода, можно метод обучения охарактеризовать, как набор практических и теоретических  сведений, необходимых для обучения учащегося какому-либо учебному предмету.

Методы обучения классифицируются по 3 основным признакам: 
1)По источникам и типу подачи информации: 
- разговорный метод с помощью речи: пересказ произведения, содержательная лекция о предмете или авторе, собеседование с учащимся; 
- наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок изображения, демонстрация пособий; 
- практический метод: проведение лабораторных работ, написание изложений, сочинений. 
2) По взаимодействию учителя и обучаемого: 
- метод совместного поиска истины; 
- метод исследования и познания. 
3) По основным методам, употребляемым учителем в своей работе: 
- организационные методы; 
- методы стимуляции и мотивирования учебного процесса; 
- контролирующие методы.

Существует два  способа обучения:

  • Классно-предметная система обучения
  • Общеизвестно, что сегодня в образовательных учреждениях доминирует классно-урочная система обучения, в основании которой находятся три базовых компонента: учебный класс, урок и учебный предмет. Вся организация жизнедеятельности школы определяется наличием учебных классов как основной структуры социального пространства взаимодействия учащихся, уроков как основной формы организации учебного процесса и учебных предметов как основной дидактической формы содержания образования. 
     
    Любые инновации прямо или косвенно должны затрагивать эти компоненты, изменять их. И действительно, многочисленные педагогические инновации, возникшие за последние десятилетия, наложили свой отпечаток на эти три компонента. Наибольший прорыв произошел в отношении учебного предмета. 
     
    К сожалению, практически все инновации направлены лишь на улучшение, модернизацию, «косметический ремонт» этих базовых компонентов. По своей сущности, по своему предназначению класс, урок и предмет остались незыблемыми. Следовательно, и классно-урочная система не претерпела сущностных изменений. 
     
    Приятным исключением является эксперимент, развернувшийся в образовательном пространстве Красноярского края за последние двадцать лет. Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий, созданный в 1995г., осознанно и целенаправленно занимается вопросами становления новой системы обучения – неклассно-урочной, новой только потому, что вместо классов и уроков появляются другие компоненты по своей сущности, с другим предназначением, а именно: разновозрастные учебные группы учащихся – РВГ, и коллективные учебные занятия – КУЗ. 
     
    Опыт становления практики неклассно-урочного обучения довольно успешно распространяется в малокомплектных сельских школах с небольшим количеством учащихся. И это объясняется не столько малочисленным составом учащихся, сколько многолетним опытом работы сельских учителей в условиях низкой наполняемости классов, когда приходится одновременно организовывать учебный процесс для детей разных возрастов. Учителя сельских малокомплектных школ (тем более, учителя младших классов) уже давно оказались в ситуации реального отсутствия классов. Им волей – неволей приходится по-другому организовывать учебный процесс. 
     
    Но в городских и сельских школах с контингентом учащихся более 300 человек, в таких школах, где реально присутствуют полномасштабные классы и параллели классов, практика тиражирования неклассно-урочного обучения дает серьезные сбои. 
     
    Теоретические, методологические и практические исследования последних лет, опыт реализации проекта «Создание школ-образцов классно-предметного обучения» в рамках ИПК РО, опыт тиражирования практики коллективных учебных занятий в школах Ярославской области показывают, что в городских школах целесообразнее на данном этапе практиковать классно-предметную систему обучения. При этом сохраняются (сущностно) классы и учебные предметы, но в отличие от классно-урочной системы исчезает урок. На смену уроку приходит другая форма организации учебного процесса – коллективные учебные занятия (КУЗ).
  • Устройство классно-урочной системы
  • Сегодняшняя школа классно-урочная. Точнее сказать, классно-урочно-предметная: 
     
    – ученики группируются по классам; 
     
    – с каждым классом работают поурочно, по одной программе – как с единым целым; 
     
    – содержание обучения делится на большое количество узкоспециальных предметов; 
     
    – каждый предмет изучается в отдельности, например, алгебра, геометрия, физика, что требует соответствующих специалистов-предметников. 
     
    Поскольку ученики группируются по классам, то учитель вынужден с каждым классом работать так, чтобы все ученики класса были в одном состоянии: вчера изучали тему 1, сегодня изучают тему 2, завтра будут изучать тему 3. 
     
    Такая организация становится возможной, если основная форма учебных занятий – урок. Главным признаком урока является «общий фронт» – ситуация, когда все ученики класса в одно и то же время изучают одну и ту же тему, одним и тем же образом и одними и теми же средствами. Определяется общее для всех начало и конец занятий, их количество, длительность и время перерывов на отдых. 
     
    Это вынуждает программу всего предмета делить на части, с каждым классом изучать только свою часть. Программа представляет собой лестницу – линейную последовательность тем: программа 1 класса, 2 класса и т.д. Понятно, что для всех учеников класса определяется одна и та же последовательность изучения тем по предмету. Хотя на практике существуют разные маршруты в изучении одного и того же предмета, но это маршруты для всего класса, а не для отдельных детей в нем. 
     
    На уроке работает один профессиональный учитель. Он является как носителем содержания обучения, так и управляет учебным процессом. Ученики только учатся. 
     
    Эти все моменты по необходимости предусматриваются самой сутью классно-урочной системы. Это обеспечивает организационную четкость и упорядоченность педагогического процесса. 
     
    2. Соответствует ли классно-урочная система вызовам нашего времени? В античный период образовательные потребности общества были весьма скромны: для поддержания своего существования и для обеспечения дальнейшего развития обществу достаточно было иметь ограниченное количество образованных людей. 
     
    Но уже в средние же века появилась общественная потребность обучать многих (но не всех). На этом уровне зрелости общества основным способом организации обучения стало взаимодействие по схеме «учитель – учебная группа». В ХХ веке встал вопрос об обеспечении всеобщего образовательного уровня. Дальнейшее развитие общества тормозит его отсутствием. В последние десятилетия это проявилось особенно остро: в условиях современного технологического, информационного мира, когда от человеческого фактора зависит многое (если не всё), необразованные люди часто представляют собой опасность для общества. Современные технологии, например, ядерной физики, в руках дилетанта становятся опасностью не только для одного государства, но и для всего человечества. Неслучайно появилось понятие «социальная экология»: необразованный сродни вору или террористу. 
     
    «Общее образование» пока утвердилось в словах, требованиях общества к школе, но не в самой школе: вывеска у школы – «общеобразовательная», но сама школа общего образования не обеспечивает. К сожалению, организация классно-урочной школы не позволяет решить общественную задачу – обеспечить, чтобы носителем образовательно-воспитательного качества, соответствующего потребностям общества, стал каждый член общества. При этом по нашему мнению, объектом общего образования являются не отдельные субъекты, а всё общество в целом. Понятно, что начиная с конца ХХ века, когда появилась общественная потребность давать среднее образование уже не только многим, а всем, классно-урочная школа стала давать серьезные сбои. Хорошие результаты классно-урочная система обеспечивает, когда позволительно допускать массовый отсев: т.е. если из поступивших в первый класс среднюю школу заканчивает менее половины детей. Классно-урочная система – это хорошо отлаженная машина, «Мерседес», который приспособлен для особых дорог. А «дорога» эпохи Коменского и современная – разные «дороги». В чём это проявляется? Первое. М.Н. Скаткин одним из серьезных недостатков выделяет «уравнительный подход». «Слабые», не поспешающие за общим продвижением класса, и превращаются в отстающих, неуспевающих, второгодников, а «сильные» вынуждены топтаться на месте, не используя всех своих возможностей. Те и другие не приучаются работать напряженно и плодотворно, делать качественно то, к чему бы не приступили. Индивидуальный подход по-настоящему обеспечить невозможно: например, ребенок (Вася) не может решать задачи на движение из программы третьего класса, но зато успешно выполняет арифметические действия. Но в классно-урочной организации мы не можем поступить действительно гуманно: предоставить ему возможность осваивать арифметические действия, но более высокой сложности (что заложено в программе 5 класса), а к задачам вернем Васю тогда, когда это будет в зоне его ближайшего развития. Второе. Качество жизни людей с каждым годом всё более зависит от умений продуктивно взаимодействовать друг с другом, организовать совместную деятельность. Серьезный недостаток сегодняшней школы – слабое развитие подлинно коллективных форм учебной работы, отсутствует организованное общение между учащимися разных классов в процессе обучения. Как подчеркивает И.Д. Фрумин, с конца 70-х годов несоответствие между требованиями рынка труда и результатами школьного образования стало проявляться особенно резко. Освоение «жизненных навыков» очень трудно вписать в учебные предметы, построенные в идеологии «изучения основ наук». Требуются особые организационные формы, плохо вписывающиеся в урочную систему. (По материалам сайта Инновационной сети "Эврика" – eurekanet.ru, 15 марта 2004 г.) Да и сами учебные предметы осваиваются на очень низком уровне. Непредвзятые исследования свидетельствуют, что математикой, физикой и другими предметами овладевают только 20-30 % учащихся. Во всех странах, где господствует классно-урочная система, заканчивают с качественными знаниями начальную школу в лучшем случае 70-80% поступивших в первый класс, а среднюю школу – примерно 25-30%, в лучшем случае 35%. Организация урока практически всюду строится так, что невозможно использовать главное средство для достижения высокого качества – систематическое выполнение функции обучающего.
 
 
 
 
 
 

                              Заключение.

Психология и  педагогика, как науки имеют большую  историю. Начали развиваться с того момента, как человек стал осмысливать  себя и стал пытаться передавать знания от одного поколения к другому. Но наиболее быстрое развитие эти науки  стали получать сравнительно недавно, не более как 5 веков (со средневековья). В начале прошлого столетья психологическая  наука стала привлекать все большее  прикладное значение. С ее помощью  стали решать вопросы психологического отбора, психологического консультирования, рационализации рабочих мест, профессиографического  описания различных видов деятельности. В связи с этим в психологической  науке появились такие ее отрасли, как психология труда, психология профессий, психология управления, которая в  последующем все больше им больше стала называться психологией менеджмента.

В рамках этих отраслей наук было доказано, что управлять  персоналом без опоры на психологические, а также педагогические знания невозможно.

Объектом психологической  науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической  науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической  науки в разное время были:

- душа человека (средневековье)

- сознание человека

- поведение человека

- психика человека

- закономерности  ее возникновения, развития и  функционирования

Предмет этой науки  раскрывается на основе теории отражения, согласно которой:

1) в ней и  независимо от нас существует  объективная реальность

2) эта реальность  отражается психикой человека  в виде субъективных образов,  наших чувств, мыслей, волеизъявлений

3) психика - есть  свойство высокоорганизованной  материи и прежде всего мозга  человека

4) психическое  отражение отличается от всех  других видов отражения своей  активностью, избирательностью, зависимостью  от опыта индивида тем, что  носит опережающий характер и тем, что может отражать не только то, что происходит в настоящее время, но и то, что было в прошлом и может наступить в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Задание.

Соотнесите педагогические понятия и их характеристики:

а) цели обучения;

б) метод обучения;

в) средства обучения;

1.совокупность  материальных, технических, информационных  ресурсов, используемых для обеспечения  обучения;

2. 

Информация о работе Обучение и воспитание