Методы, используемые
в обучении.
Обуче́ние (в педагогике)2 — это вид учебной
деятельности, в которой количество и
качество элементов знаний и умений ученика
доводятся до должного уровня (среднего,
эталонного, возможного), составляющего
цель обучения.
Основанием для
организации обучения является изготовленный
в звене учения (и в звене
обучения) продукт ученика, в котором
отсутствуют необходимое качество
и количество содержания, представленного
в учебном материале. Если такого
продукта ученика нет, то невозможно
организовать и деятельность обучения.
Деятельность
обучения считается завершенной, а
цель ее достигнутой, если количество
и качество учебного материала в
повторно изготовленном продукте ученика
будут соответствовать цели обучения
или составлять должный уровень
(средний, эталонный, возможный), представленный
в цели обучения.
Под методом
подразумевается набор практических
приемов и теоретических знаний,
которые в совокупности дают познание
действительности. Метод обучения,
за огромное время своего существования,
приобрел самое разное толкование ведущими
учеными в области педагогики,
но исходя из толкования самого метода,
можно метод обучения охарактеризовать,
как набор практических и теоретических
сведений, необходимых для обучения
учащегося какому-либо учебному предмету.
Методы обучения
классифицируются по 3 основным признакам:
1)По источникам и типу подачи информации:
- разговорный метод с помощью речи: пересказ
произведения, содержательная лекция
о предмете или авторе, собеседование
с учащимся;
- наглядный метод, воздействующий на визуальное
восприятие информации: рисунок изображения,
демонстрация пособий;
- практический метод: проведение лабораторных
работ, написание изложений, сочинений.
2) По взаимодействию учителя и обучаемого:
- метод совместного поиска истины;
- метод исследования и познания.
3) По основным методам, употребляемым
учителем в своей работе:
- организационные методы;
- методы стимуляции и мотивирования учебного
процесса;
- контролирующие методы.
Существует два
способа обучения:
- Классно-предметная
система обучения
- Общеизвестно,
что сегодня в образовательных учреждениях
доминирует классно-урочная система обучения,
в основании которой находятся три базовых
компонента: учебный класс, урок и учебный
предмет. Вся организация жизнедеятельности
школы определяется наличием учебных
классов как основной структуры социального
пространства взаимодействия учащихся,
уроков как основной формы организации
учебного процесса и учебных предметов
как основной дидактической формы содержания
образования.
Любые инновации прямо или косвенно должны
затрагивать эти компоненты, изменять
их. И действительно, многочисленные педагогические
инновации, возникшие за последние десятилетия,
наложили свой отпечаток на эти три компонента.
Наибольший прорыв произошел в отношении
учебного предмета.
К сожалению, практически все инновации
направлены лишь на улучшение, модернизацию,
«косметический ремонт» этих базовых
компонентов. По своей сущности, по своему
предназначению класс, урок и предмет
остались незыблемыми. Следовательно,
и классно-урочная система не претерпела
сущностных изменений.
Приятным исключением является эксперимент,
развернувшийся в образовательном пространстве
Красноярского края за последние двадцать
лет. Краевой инновационный комплекс по
созданию новой образовательной практики
на основе коллективных учебных занятий,
созданный в 1995г., осознанно и целенаправленно
занимается вопросами становления новой
системы обучения – неклассно-урочной,
новой только потому, что вместо классов
и уроков появляются другие компоненты
по своей сущности, с другим предназначением,
а именно: разновозрастные учебные группы
учащихся – РВГ, и коллективные учебные
занятия – КУЗ.
Опыт становления практики неклассно-урочного
обучения довольно успешно распространяется
в малокомплектных сельских школах с небольшим
количеством учащихся. И это объясняется
не столько малочисленным составом учащихся,
сколько многолетним опытом работы сельских
учителей в условиях низкой наполняемости
классов, когда приходится одновременно
организовывать учебный процесс для детей
разных возрастов. Учителя сельских малокомплектных
школ (тем более, учителя младших классов)
уже давно оказались в ситуации реального
отсутствия классов. Им волей – неволей
приходится по-другому организовывать
учебный процесс.
Но в городских и сельских школах с контингентом
учащихся более 300 человек, в таких школах,
где реально присутствуют полномасштабные
классы и параллели классов, практика
тиражирования неклассно-урочного обучения
дает серьезные сбои.
Теоретические, методологические и практические
исследования последних лет, опыт реализации
проекта «Создание школ-образцов классно-предметного
обучения» в рамках ИПК РО, опыт тиражирования
практики коллективных учебных занятий
в школах Ярославской области показывают,
что в городских школах целесообразнее
на данном этапе практиковать классно-предметную
систему обучения. При этом сохраняются
(сущностно) классы и учебные предметы,
но в отличие от классно-урочной системы
исчезает урок. На смену уроку приходит
другая форма организации учебного процесса
– коллективные учебные занятия (КУЗ).
- Устройство
классно-урочной системы
- Сегодняшняя
школа классно-урочная. Точнее сказать,
классно-урочно-предметная:
– ученики группируются по классам;
– с каждым классом работают поурочно,
по одной программе – как с единым целым;
– содержание обучения делится на большое
количество узкоспециальных предметов;
– каждый предмет изучается в отдельности,
например, алгебра, геометрия, физика,
что требует соответствующих специалистов-предметников.
Поскольку ученики группируются по классам,
то учитель вынужден с каждым классом
работать так, чтобы все ученики класса
были в одном состоянии: вчера изучали
тему 1, сегодня изучают тему 2, завтра будут
изучать тему 3.
Такая организация становится возможной,
если основная форма учебных занятий –
урок. Главным признаком урока является
«общий фронт» – ситуация, когда все ученики
класса в одно и то же время изучают одну
и ту же тему, одним и тем же образом и одними
и теми же средствами. Определяется общее
для всех начало и конец занятий, их количество,
длительность и время перерывов на отдых.
Это вынуждает программу всего предмета
делить на части, с каждым классом изучать
только свою часть. Программа представляет
собой лестницу – линейную последовательность
тем: программа 1 класса, 2 класса и т.д.
Понятно, что для всех учеников класса
определяется одна и та же последовательность
изучения тем по предмету. Хотя на практике
существуют разные маршруты в изучении
одного и того же предмета, но это маршруты
для всего класса, а не для отдельных детей
в нем.
На уроке работает один профессиональный
учитель. Он является как носителем содержания
обучения, так и управляет учебным процессом.
Ученики только учатся.
Эти все моменты по необходимости предусматриваются
самой сутью классно-урочной системы.
Это обеспечивает организационную четкость
и упорядоченность педагогического процесса.
2. Соответствует ли классно-урочная система
вызовам нашего времени? В античный период
образовательные потребности общества
были весьма скромны: для поддержания
своего существования и для обеспечения
дальнейшего развития обществу достаточно
было иметь ограниченное количество образованных
людей.
Но уже в средние же века появилась общественная
потребность обучать многих (но не всех).
На этом уровне зрелости общества основным
способом организации обучения стало
взаимодействие по схеме «учитель – учебная
группа». В ХХ веке встал вопрос об обеспечении
всеобщего образовательного уровня. Дальнейшее
развитие общества тормозит его отсутствием.
В последние десятилетия это проявилось
особенно остро: в условиях современного
технологического, информационного мира,
когда от человеческого фактора зависит
многое (если не всё), необразованные люди
часто представляют собой опасность для
общества. Современные технологии, например,
ядерной физики, в руках дилетанта становятся
опасностью не только для одного государства,
но и для всего человечества. Неслучайно
появилось понятие «социальная экология»:
необразованный сродни вору или террористу.
«Общее образование» пока утвердилось
в словах, требованиях общества к школе,
но не в самой школе: вывеска у школы –
«общеобразовательная», но сама школа
общего образования не обеспечивает. К
сожалению, организация классно-урочной
школы не позволяет решить общественную
задачу – обеспечить, чтобы носителем
образовательно-воспитательного качества,
соответствующего потребностям общества,
стал каждый член общества. При этом по
нашему мнению, объектом общего образования
являются не отдельные субъекты, а всё
общество в целом. Понятно, что начиная
с конца ХХ века, когда появилась общественная
потребность давать среднее образование
уже не только многим, а всем, классно-урочная
школа стала давать серьезные сбои. Хорошие
результаты классно-урочная система обеспечивает,
когда позволительно допускать массовый
отсев: т.е. если из поступивших в первый
класс среднюю школу заканчивает менее
половины детей. Классно-урочная система
– это хорошо отлаженная машина, «Мерседес»,
который приспособлен для особых дорог.
А «дорога» эпохи Коменского и современная
– разные «дороги». В чём это проявляется?
Первое. М.Н. Скаткин одним из серьезных
недостатков выделяет «уравнительный
подход». «Слабые», не поспешающие за общим
продвижением класса, и превращаются в
отстающих, неуспевающих, второгодников,
а «сильные» вынуждены топтаться на месте,
не используя всех своих возможностей.
Те и другие не приучаются работать напряженно
и плодотворно, делать качественно то,
к чему бы не приступили. Индивидуальный
подход по-настоящему обеспечить невозможно:
например, ребенок (Вася) не может решать
задачи на движение из программы третьего
класса, но зато успешно выполняет арифметические
действия. Но в классно-урочной организации
мы не можем поступить действительно гуманно:
предоставить ему возможность осваивать
арифметические действия, но более высокой
сложности (что заложено в программе 5
класса), а к задачам вернем Васю тогда,
когда это будет в зоне его ближайшего
развития. Второе. Качество жизни людей
с каждым годом всё более зависит от умений
продуктивно взаимодействовать друг с
другом, организовать совместную деятельность.
Серьезный недостаток сегодняшней школы
– слабое развитие подлинно коллективных
форм учебной работы, отсутствует организованное
общение между учащимися разных классов
в процессе обучения. Как подчеркивает
И.Д. Фрумин, с конца 70-х годов несоответствие
между требованиями рынка труда и результатами
школьного образования стало проявляться
особенно резко. Освоение «жизненных навыков»
очень трудно вписать в учебные предметы,
построенные в идеологии «изучения основ
наук». Требуются особые организационные
формы, плохо вписывающиеся в урочную
систему. (По материалам сайта Инновационной
сети "Эврика" – eurekanet.ru, 15 марта 2004
г.) Да и сами учебные предметы осваиваются
на очень низком уровне. Непредвзятые
исследования свидетельствуют, что математикой,
физикой и другими предметами овладевают
только 20-30 % учащихся. Во всех странах,
где господствует классно-урочная система,
заканчивают с качественными знаниями
начальную школу в лучшем случае 70-80% поступивших
в первый класс, а среднюю школу – примерно
25-30%, в лучшем случае 35%. Организация урока
практически всюду строится так, что невозможно
использовать главное средство для достижения
высокого качества – систематическое
выполнение функции обучающего.
Заключение.
Психология и
педагогика, как науки имеют большую
историю. Начали развиваться с того
момента, как человек стал осмысливать
себя и стал пытаться передавать знания
от одного поколения к другому. Но
наиболее быстрое развитие эти науки
стали получать сравнительно недавно,
не более как 5 веков (со средневековья).
В начале прошлого столетья психологическая
наука стала привлекать все большее
прикладное значение. С ее помощью
стали решать вопросы психологического
отбора, психологического консультирования,
рационализации рабочих мест, профессиографического
описания различных видов деятельности.
В связи с этим в психологической
науке появились такие ее отрасли,
как психология труда, психология профессий,
психология управления, которая в
последующем все больше им больше
стала называться психологией менеджмента.
В рамках этих отраслей
наук было доказано, что управлять
персоналом без опоры на психологические,
а также педагогические знания невозможно.
Объектом психологической
науки являются все живые существа.
В связи с этим в психологической
науке есть 2 раздела: зоопсихология
(психология животных) и психология
человека. Предметом психологической
науки в разное время были:
- душа человека
(средневековье)
- сознание человека
- поведение человека
- психика человека
- закономерности
ее возникновения, развития и
функционирования
Предмет этой науки
раскрывается на основе теории отражения,
согласно которой:
1) в ней и
независимо от нас существует
объективная реальность
2) эта реальность
отражается психикой человека
в виде субъективных образов,
наших чувств, мыслей, волеизъявлений
3) психика - есть
свойство высокоорганизованной
материи и прежде всего мозга
человека
4) психическое
отражение отличается от всех
других видов отражения своей
активностью, избирательностью, зависимостью
от опыта индивида тем, что
носит опережающий характер и тем, что
может отражать не только то, что происходит
в настоящее время, но и то, что было в прошлом
и может наступить в будущем.
Задание.
Соотнесите педагогические
понятия и их характеристики:
а) цели обучения;
б) метод обучения;
в) средства обучения;
1.совокупность
материальных, технических, информационных
ресурсов, используемых для обеспечения
обучения;
2.