Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

«В динамическом мире принципиально  невозможна стабильная социальная идентичность... Наступает эпоха нормализации неустойчивых социально-идентификационных состояний  личности. И процесс этот следует  принимать как социальный факт» [12, с. 27— 30].

Вместе с быстрыми и  часто негативными изменениями  в мире и обществе, расширением  влияния и ростом возможностей средств  массовой коммуникации человек чувствует  неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису  идентичности.

Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его  кризисное состояние, является, как  отмечает З. Бауман, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Это комбинация личностных переживаний «ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего «Я» и их продолжений: имущества, соседей, всего сообщества)» [11, с. 173].

Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой  человек чувствует потребность  постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых  условиях не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни  в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова  пытается найти свое место в мире.

Таким образом, роль СМИ очень  неоднозначна. С одной стороны, они  открывают перед человеком широкие  возможности приобщения к мировой  информационной картине, опыт человека расширяется в глобальном масштабе. Никогда еще человеку не была доступна информация такого широкого уровня. С  другой стороны, налицо способность  СМИ конструировать новую фрагментарную  реальность, подчас очень далекую  от истинной, создавая иллюзию участия  и сопричастности к событиям и  явлениям в мире и обществе. Это  приводит к тому, что человек начинает мифологически (по Г. Маклюэну) воспринимать мир. Но миф способен и обогатить духовный мир человека, и разрушить его. Мифология массового потребительства, эгоизма, космополитизма и развлечений, агрессивно насаждаемая СМИ, разрушает духовный мир личности.

Через средства массовой коммуникации индивид проникается иллюзией собственной  просвещенности и исключительности. Фрагментарность предлагаемой реальности порождает «лоскутную» и неустойчивую идентичность. Если до середины XX века еще можно было говорить о некой «моноидентичности» (хотя и достаточно условно), то сегодня — о «полиидентичности», но «полиидентичности» весьма неустойчивой, «лоскутной». Потеря стабильности, устойчивости бытия — диагноз нашего времени. Сегодня уже нельзя оставаться таким, каким ты был вчера, а завтра принесет тебе новые изменения, к которым ты, возможно, еще не готов. И прежде восторженное восхищение техническими возможностями СМИ сменяется пессимистическими прогнозами на будущее человека как свободно мыслящего существа.

 

 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 

2.1 Организация и методы исследования

 

Настоящая работа выполнялась  на базе учреждения Средняя школа №114 г., исследованием были охвачены учащиеся 9-11 классов. Выборка составила 60 человек.

Цель - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс.

Объект исследования – влияние СМИ на формирование личностной и социальной идентичности подростков.

Предмет исследования - процесс  формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что СМИ как сложная информационно-смыслообразующая система актуализируется в сознании индивида на основе его самоопределения, что приводит к трансформации личностной и социальной идентичности личности.

В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и  решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций подростков, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, социометрия), сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.

В процессе изучения литературы по темеисследования, был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.
  2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.
  3. Методы качественного анализа данных.
  4. Методы сравнительного анализа данных.
  5. Методы статистической обработки результатов.

В психодиагностическом обследовании применялись следующие  методики:

  1. Методика «Кто я?».

Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом-Я» или Я-концепцией.

Методика  включает в себя 26 показателей, которые, объединяясь, образуют семь обобщенных показателей-компонентов идентичности:

        1. «Социальное Я» включает 7 показателей:
  • прямое обозначение пола (юноша, девушка; женщина);
  • сексуальная роль (любовник, любовница; Дон Жуан, Амазонка);
  • учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в институте, врач, специалист);
  • семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли (дочь, сын, брат, жена и т. д.) или через указание на родственные отношения (люблю своих родственников, у меня много родных);
  • этническо-региональная идентичность включает в себя этническую идентичность, гражданство (русский, татарин, гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Ярославля, Костромы, сибирячка и т. д.);
  • мировоззренческая идентичность: конфессиональная, политическая принадлежность (христианин, мусульманин, верующий);
  • групповая принадлежность: восприятие себя членом какой-либо группы людей (коллекционер, член общества).
  1. «Коммуникативное Я» включает 2 показателя:
  • дружба или круг друзей, восприятие себя членом группы друзей (друг, у меня много друзей);
  • общение или субъект общения, особенности и оценка взаимодействия с людьми (хожу в гости, люблю общаться с людьми; умею выслушать людей);
  1. «Материальное Я» подразумевает под собой различные аспекты: описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед); оценку своей обеспеченности, отношение к материальным благам (бедный, богатый, состоятельный, люблю деньги); отношение к внешней среде (люблю море, не люблю плохую погоду).
  1. «Физическое Я» включает в себя такие аспекты: субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный); фактическое описание своих физических данных, включая описание внешности, болезненных проявлений и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии); пристрастия в еде, вредные привычки.
  2. «Деятельное Я» оценивается через 2 показателя:
  • занятия, деятельность, интересы, увлечения (люблю решать задачи); опыт (был в Болгарии);
  • самооценка способности к деятельности, самооценка навыков, умений, знаний, компетенции, достижений, (хорошо плаваю, умный; работоспособный, знаю английский).
  1. «Перспективное Я» включает в себя 9 показателей:
  • профессиональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой (будущий водитель, буду хорошим учителем);
  • семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (буду иметь детей, будущая мать и т. п.);
  • групповая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с групповой принадлежностью (планирую вступить в партию, хочу стать спортсменом);
  • коммуникативная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с друзьями, общением.
  • материальная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с материальной сферой (получу наследство, заработаю на квартиру);
  • физическая перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с психофизическими данными (буду заботиться о своем здоровье, хочу быть накачанным);
  • деятельностная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с интересами, увлечениями, конкретными занятиями (буду больше читать) и достижением определенных результатов (в совершенстве выучу язык);
  • персональная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с персональными особенностями: личностными качествами, поведением и т. п. (хочу быть более веселым, спокойным);
  • оценка стремлений (многого желаю, стремящийся человек)
  1. «Рефлексивное Я» включает 2 показателя:
  • персональная идентичность: личностные качества, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения (добрый, искренний, общительная, настойчивый, ногда вредный, иногда нетерпеливый и т. д.), персональные характеристики (кличка, гороскоп, имя и т. д.); эмоциональное отношение к себе (я супер, «клевый»);
  • глобальное, экзистенциальное «Я»: утверждения, которые глобальны и которые недостаточно проявляют различия одного человека от другого (человек разумный, моя сущность).
  1. Два самостоятельных показателя:
  • проблемная идентичность (я ничто, не знаю - кто я, не могу ответить на этот вопрос);
  • ситуативное состояние: переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен).

Способ предъявления идентификационных характеристик может быть разным в силу даваемой инструкции, допускающей варианты в манере и способах ответов. Поэтому ответы могут быть вербальными (с помощью слов), графическими (с помощью рисунков) или смешанными.

Авторы этой методики указывает, что графический способ выполнения свойственен примерно 5-7% людей, выполняющих тест.

Как правило, это люди с хорошо развитой образной сферой. Предпочтение графического способа  присуще людям с выраженными  психосоматическими реакциями (когда  на стрессовую проблемную ситуацию человек  реагирует телесными симптомами, например головной болью, повышением температуры  и т. д.), затруднениями в словесном  обозначении своих переживаний  и жизненного опыта, что, как правило, связано с недостатком открытого  обсуждения различных эмоциональных  ситуаций в родительской семье. При  словесном предъявлении идентификационные  характеристики даются человеком в виде списка ответов (часто уже пронумерованных) или текста сочинения, состоящего из отдельных предложений.

  1. Метод социометрических измерений (социометрия).

Термин «социометрия»  означает измерение межличностных  взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии - известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных  отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую  структуру, характеристики которой  во многом определяют не только целостные  характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого  метода в исследования советских  психологов связано с именами  Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с  официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек