Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
«В динамическом мире принципиально
невозможна стабильная социальная идентичность...
Наступает эпоха нормализации неустойчивых
социально-идентификационных
Вместе с быстрыми и часто негативными изменениями в мире и обществе, расширением влияния и ростом возможностей средств массовой коммуникации человек чувствует неустойчивость своего существования. Кризис общества приводит к кризису идентичности.
Особенностью современного мира, часто оцениваемого как его кризисное состояние, является, как отмечает З. Бауман, уязвимость и ненадежность современных условий жизни. Это комбинация личностных переживаний «ненадежности (работы, имеющихся прав и средств к существованию), неуверенности (в их сохранении и будущей стабильности) и отсутствия безопасности (собственного тела, своего «Я» и их продолжений: имущества, соседей, всего сообщества)» [11, с. 173].
Постоянно пытаясь приспособиться к этим быстрым изменениям, молодой человек чувствует потребность постоянно выстраивать свою идентичность, восстановить ощущение своего «Я». Но обретение идентичности в новых условиях не является законченным процессом, этого недостаточно для жизни в этом быстро меняющемся обществе, и человек снова и снова пытается найти свое место в мире.
Таким образом, роль СМИ очень
неоднозначна. С одной стороны, они
открывают перед человеком
Через средства массовой коммуникации
индивид проникается иллюзией собственной
просвещенности и исключительности.
Фрагментарность предлагаемой реальности
порождает «лоскутную» и
Настоящая работа выполнялась на базе учреждения Средняя школа №114 г., исследованием были охвачены учащиеся 9-11 классов. Выборка составила 60 человек.
Цель - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс.
Объект исследования – влияние СМИ на формирование личностной и социальной идентичности подростков.
Предмет исследования - процесс формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что СМИ как сложная информационно-смыслообразующая система актуализируется в сознании индивида на основе его самоопределения, что приводит к трансформации личностной и социальной идентичности личности.
В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций подростков, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, социометрия), сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.
В процессе изучения литературы по темеисследования, был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:
В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:
Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом-Я» или Я-концепцией.
Методика
включает в себя 26 показателей, которые,
объединяясь, образуют семь обобщенных
показателей-компонентов
Способ предъявления идентификационных характеристик может быть разным в силу даваемой инструкции, допускающей варианты в манере и способах ответов. Поэтому ответы могут быть вербальными (с помощью слов), графическими (с помощью рисунков) или смешанными.
Авторы этой методики указывает, что графический способ выполнения свойственен примерно 5-7% людей, выполняющих тест.
Как правило,
это люди с хорошо развитой образной
сферой. Предпочтение графического способа
присуще людям с выраженными
психосоматическими реакциями (когда
на стрессовую проблемную ситуацию человек
реагирует телесными
Термин «социометрия»
означает измерение межличностных
взаимоотношений в группе. Основоположник
социометрии - известный американский
психиатр и социальный психолог Дж.
Морено не случайно так назвал этот
метод. Совокупность межличностных
отношений в группе составляет, по
Дж. Морено, ту первичную социально-
Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.