Влияние игры на формирование творческой способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

Введение

   Человек – существо социальное, вся его жизнь проходит в общении, поэтому он жизненно заинтересован в успешном поддержании межличностных отношений. Большинство людей стремятся создать свой мир из друзей и близких людей, плохо переносят одиночество, болезненно переживают трудности в общении с окружающими. Вся наша жизнь строится на общении, на взаимодействии.

     Тайна человеческого  общения состоит в том, чтобы догадаться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Как важно дать понять ребёнку, что он кому-то нужен, что он личность. Одиночество дома, одиночество в классе приводит детей к нервному расстройству. В игре можно учить ребёнка к полноценному общению, взаимодействию с другими детьми. Она помогает переводить конфликтные ситуации в плоскость конструктивного взаимодействия, ведёт к позитивному изменению самочувствия ребёнка, при этом развивается чувство восприятия друга, сверстника как равноценного себе.

     Наше общество  пронизано насилием. В школах, где  напряженность возрастает, дети  порой перестают понимать друг  друга, мало участвуют в совместных  коллективных играх. Насилие в глазах ребёнка чаще всего представляется самым предпочтительным способом решения проблем, но данный способ является  бесчеловечным и лишает детей позитивных альтернатив.

Опыт показывает, что дети научатся гораздо большему, если увидят, как взрослые умеют  конструктивно  взаимодействовать, как они на деле отвечают на агрессию и конфликт. Взрослым и детям нужна атмосфера тепла, доверия поддержки. Только в такой  атмосфере дети получают возможность  реализовывать свои способности. Учиться  позитивно взаимодействовать друг с другом.

     Актуальность  проблемы взаимоотношений детей  в наше время приобретает всё  большее значение. В наше время  кризиса и войн, когда взрослые не всегда могут найти согласия, дети живут в атмосфере  напряжения, они предоставлены сами себе, взрослым порой не хватает времени и знаний, чтобы учить детей общению. Если ещё в детском возрасте они будут позитивно сотрудничать, то в будущем это даст им шанс конструктивно решать многие проблемы.

     Слаженная  система отношений внутри класса  помогает и детям, и учителям  оптимально выстраивать  учебный процесс.  Учитель тогда в полной мере может передать свой опыт, а ребёнок проявить  свои способности.  Значения взаимоотношений младших школьников показало необходимость рассмотрения данной проблемы педагогам и психологам.

     Совместная  игровая деятельность детей может  являться тем важным средством,  которое будет повышать качество  работы  участников педагогического процесса, влиять  на формирование  личности ребёнка. «Каков  ребёнок в игре, - сказал А.С. Макаренко – таков он будет и в жизни , и в труде.»

     В игре, труде, учении, творчестве развиваются важные  черты  человеческой личности                  (самостоятельность, активность, сосредоточенность), формируется социально - психологическая компетентность. Игра  даёт ребёнку вкусить радость общего успеха и достижения цели. Таким образом, детская игра – это эффективный путь формирования положительных эмоциональных и деловых взаимоотношений детей.

     Проблемами  игры, совместной игровой  деятельности занимались психологи  З.Фрейд , Фрэнк, И.Шмаков, Э. Бёрн, Г.Л. Лэндрет и многие другие. Они выявляли игру как один из важных видов человеческой деятельности. «Человек в игре знает, что играет – отмечает психотерапевт Е.И. Петанова – и в тоже время ведёт себя и чувствует себя так, как в ответственных условиях реальной действительности. Это позволяет использовать игру для обучения  и тренировки». Поэтому мы можем сказать, что игра может являться средством обучения детей  конструктивному взаимодействию.

     Общению детей  со сверстниками в последние  годы уделяется большое внимание, как в отечественной так и зарубежной  психолого педагогической литературе. Всё чаще подчёркивается особое значение влияния деятельности на формирование и развитие взаимоотношений.  Важные  результаты по проблеме совместной деятельности и общения детей в последние годы получены психологами: И.П.Ивановым, В.В. Давыдовым, Т.А. Матисом, Р.С. Немовым, А.Ю. Коростылёвым, и многими другими. В работах психологов приводятся убедительные данные, говорящие о том, что общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения  и полноценности, полученных школьниками знаний.  Давыдов В.В. отмечает, «что начальная форма полноценной учебной деятельности может быть только коллективной и совместной деятельностью самих школьников, школьников и учителей». В психолого-педагогической литературе нет подробного  рассмотрения закономерностей влияния совместной игровой деятельности на формирование  взаимоотношений младших школьников, поэтому я и решила изучить данную проблему.

     В своей  работе я  опиралась  на  теоретические взгляды таких  психологов как: А.А. Реан, Я.Л.Коломинский,  Р.С.Немов,  Е.Е. Кравцова, П.П. Прутцман, Г.Л. Лендрет и других.

 

Цель  данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.

 

Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

рассмотреть роль игры в  формировании взаимоотношений младших  школьников;

изучить педагогические условия  формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;

сформулировать выводы.

 

Предмет исследования – влияние игровой деятельности на формирование взаимоотношений младших школьников.

Объект  исследования – игровая деятельность младших школьников.

Гипотеза  исследования:

Систематические игровые  занятия  приводят к упрочению  взаимодействия младших школьников.

Методы, с помощью которых  проводилось исследование следующие:

- анализ литературы;

- наблюдение;

- игротерапия.

     Для проведения  сравнительного анализа была  составлена таблица общих сведений  об учащихся класса, контрольной  и экспериментальной групп.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГРУППАХ

Общие сведения

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1.Количество детей:

всего

13

13

мальчики

8

8

девочки

5

5

2. Успеваемость

Сильные

4

4

Средние

5

5

Слабые

4

4

3. Состав семьи

Полная

10

11

неполная

3

2

4.Количество детей в  семье

1 ребёнок

4

4

2 детей

7

9

многодетная

2

нет

5. Образование родителей

2 средних

11

8

1 среднее + 1 высшее

1

4

2 высших

1

1

6. Совместно проводимое  время

Классный руководитель

Поливара Т.В.

3 класс

Поливара Т.В.

3 класс

 

Уроки

Уроки

 

Перемены

Перемены

 

Внеклассные

занятия

Внеклассные

Занятия

   

Коррекционные занятия


 

     Нами были  разработаны и проведены игровые психотренинговые занятия, направленные на формирование взаимоотношений младших школьников. Данные занятия разработаны на основе коррекционных программ П.Прутцманн и Р.В. Овчаровой. Игровые занятия проводились 2 раза в неделю в течении 3 месяцев (продолжительность 40-45 минут). На данных занятиях с детьми проводились совместные игры: подвижные, сюжетно –ролевые, настольные, игры в помещении и на воздухе.

     В ходе занятий  велись наблюдения за взаимоотношениями  детей во время проведения  игр. Также проводились наблюдения  за деятельностью и взаимоотношениями  детей всего класса, контрольной  и экспериментальной групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теоретическая часть

 

Школа на протяжении 11 лет  является для детей вторым домом. След, который оставляет школа, неизгладимый. Современная жизнь изменила школу  во многом. Она стала жёстче, холоднее, формальнее. И хотя такое изменение  порождено жизнью, однако оно не может быть оправдано. Продукт такого воздействия – выпускник, достаточно эрудированный, но не усвоивший зачастую основные человеческие ценности –  честь, совесть, благородство, понимание  другого человека. Этому способствует много факторов: и большая информационная нагрузка, и нервно-психическое напряжение, и низкая материальная обеспеченность семьи, и различные сложности  во взаимоотношениях со сверстниками.

     В нашем  обществе насыщенном конкуренцией, дети редко могут успешно сотрудничать. Конфликты и насилие часто  возникают там, где нет эффективного  общения. Трудно решать проблему, если не понимаешь её, трудно понять её, если не слышишь то, что говорят другие.

     «Дети развивают  позитивные понятия о самих  себе и учатся быть открытыми,  сопереживать и сотрудничать  намного эффективнее тогда, когда  они становятся частью того  сообщества, в котором эти качества  становятся нормой. В такой атмосфере  дети находят более достойные  способы отношения друг к другу  и к самим себе», - пишет П.Прутцманн, один из авторов американской программы ДТРК ( Дети Творчески Разрешают Конфликты).

Данная программа имеет  три главные цели:

1. Способствовать формированию  коллектива, в котором у детей развивается способность и желание к открытому общению.

2. Помочь детям понять  природу человеческих чувств  и необходимость делиться своими  чувствами.

3. Исследовать с детьми  способы творческого решения  конфликтов.

     Глубинная  философия программы состоит  в том, чтобы создавать в  классе, школьном коллективе атмосферу  тепла, доверия и поддержки  среди детей и взрослых. Только в такой атмосфере дети получают возможность учиться взаимодействовать друг с другом и решать реальные жизненные проблемы. Позитивное общение среди сверстников может оказывать большое влияние на становление каждой отдельной личности ребёнка.

     Ребёнок и  семья, учащиеся и школьный  класс, работник и коллектив,  личность и общество – вот  основные ступени постепенно  расширяющейся системы человеческих  отношений. Внимательное изучение  различных групп и коллективов,  встречающихся ребёнку на этом  пути, представляется очень важным  для понимания того, какой личностью  он вырастет.

     Психологически  коллектив складывается из разного  рода отношений людей к общему  делу и друг к другу. Изучение  этих отношений способствует  более глубокому пониманию особенностей  каждого конкретного коллектива  и динамики развития взаимоотношений  внутри него.

     Человеческие  отношения в коллективе образуют  сложную, изменяющуюся, взаимосвязанную систему, которая начинает зарождаться уже на ранних стадиях развития ребёнка. ( А.А.Реан). Потребность в общении зарождает основу взаимоотношений. Первоначально потребность возникает с взрослым человеком. Постепенно она заставляет искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. С возрастом потребность расширяется как по форме, так и по содержанию. Дети начинают её осознавать. Возрастает потребность в детском коллективе, где идёт формирование и развитие взаимоотношений.

     Школьный класс  представляет коллективную систему  развивающихся взаимоотношений  детей, которая в дальнейшем  оказывает влияние на формирование  и развитие каждого ребёнка.  В младшем школьном возрасте  формируется « чувство социальной  и психологической компетентности»,  при неблагоприятном развитии  – «социальная и психологическая  неполноценность», происходит формирование чувства дифференцированности своих возможностей. Большое значение приобретает мнение сверстников, ребёнок стремится завоевать признание товарищей. Возможности и признание могут реализовываться, если в классе существует и развивается личных и деловых взаимоотношений детей и взрослых.

     Исследованиями  взаимоотношений детей занимается  педагогика и психология. В педагогике  рассматриваются вопросы взаимодействия  личности и коллектива, аспекты  влияния труда, познания. Общения,  игры на сплочение коллектива. Развитие взаимоотношений детей  в коллективе изучали А.В.Мудрик, А.Т. Куракин, Л.И.Новикова и другие. В современное время педагог-психолог И.П.иванов указывал на значимость коллектива для развития потенциальных возможностей ребёнка.

Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности