Большое значение
И.П.Иванов придавал организации КТД9 (коллективные
творческие дела), на которых дети вступали
в реальные личные и деловые взаимоотношения.
«Коллективные творческие дела,- писал
психолог, - это прежде всего полнокровная
жизнь старших и младших, воспитателей
и воспитанников… Постоянная многосторонняя
забота друг о друге, о своём коллективе,
об окружающих людях, о далёких друзьях,
поиск лучших средств этой заботы, всё
более чёткая организация своей жизни,
разнообразных дел на пользу и радость
своему коллективу и другим людям – вот
что сплошает воспитателей и воспитанников».
Иными словами, мы можем сказать, что развитию
позитивных отношений между людьми способствует
совместная деятельность, которая приносит
радость и успех.
В совместных
делах у ребёнка появляется
возможность развивать инициативу, творчество
активность. Часто от детей можно услышать
слова:
« А вместе у нас работа
получается лучше и быстрее!». Общий
успех придаёт ребёнку уверенности
в своих силах. Он предлагает идеи,
свои находки, ощущает себя нужным,
полезным. А главное - любимым.
Формирование
личности ребёнка через систему
отношений может быть определено
социально – психологическим
термином «социализация». Такое
определение даёт психолог Г.М.Андреева:
«Социализация – это двухсторонний процесс.
Включающий в себя, с одной стороны, усвоение
индивидом социального опыта путём вхождения
в социальную среду, систему социальных
связей индивидом за счёт его активной
деятельности, активного включения в социальную
среду». Мы видим, что социальный опыт
и система социальных связей и отношений
необходимы ребёнку для нормальной жизни
в обществе. Накопление этого опыта возможно
в условиях активной совместной деятельности
(учёба, труд и конечно игра).
Эти же слова
в определении понятия «социализация»
подтверждает Р.С.Немов: «Социализация
– это процесс присвоения активного воспроизводства
и дальнейшего развития человеческим
индивидом в совместной с другими людьми
деятельности опыта, накопленного предшествующими
поколениями». В начальной школе данный
процесс идёт эффективнее, так как в практике
известна внушаемость, податливость младших
школьников. Большая подражаемость (учителю,
сверстникам) может способствовать в обучении
детей конструктивному взаимодействию.
Обстоятельства,
влияющие на формирование личности,
различны в течении всей жизни .в
процессе обучения в школе дети выступают
на разных уровнях взаимодействия друг
с другом. У них вырабатываются соответствующие
способы поведения, которые постепенно
становятся более или менее устойчивыми
качествами личности. Организованная
совместная деятельность может оказывать
положительное влияние на формирование
сотрудничества в условиях класса, школы.
Таким образом,
начальная форма полноценной
учебной деятельности может быть
только коллективной и совместной
деятельностью самих школьников,
школьников и учителей. А если
игра – это своеобразная совместная
деятельность детей, то через
формирование взаимоотношения в
классе она может позитивно
влиять на успеваемость и успешность
обучения младших школьников.
В последние
годы отмечается усилие внимания исследователей
к проблемам общения детей, взаимоотношений
в детских коллективах.
«Под взаимоотношениями,
- отмечает А.А. Реан и Я.Л.Коломинский,
мы понимаем личностно значимое образное,
эмоциональное и интеллектуальное отражение
людьми друг друга, которое представляет
собой их внутреннее состояние». Немов
Р.С. и А.Г. Кирпичник, рассматривая психологические
особенности и показатели развитого школьного
коллектива, дают такое определение: «Взаимоотношения
– это совокупность устойчивых межличностных
установок, ожиданий и ориентаций в отношении
друг друга в социальных группах».
В первом
определении видно, что взаимоотношения
– это «личностно-значимое», тем
самым можно подразумевать, что
они могут изменяться в зависимости
от ситуации, события, его значимости.
Немов Р.С. указывает, что эта совокупность
устойчивая, то есть в любой социальной
группе остаётся стабильной. Но каждому
взрослому ребёнку приходится общаться
и взаимодействовать с разными людьми,
то есть "отра«ать" возникшее отношение.
Поэтому определение «взаимоотношения»
психологов А.А.Реана и Я.Л.Коломинского
представляется нам более точно отражающим
суть
данного понятия.
«Общение же
в данном случае,- указывают эти
психологи, это тот наблюдаемый
процесс, в котором данное состояние
актуализируется и проявляется;
это такое поведение людей,
в процессе которого развиваются,
проявляются и формируются их
межличностные отношения». В общение
ребёнок проявляет и симпатию
и вражду. В общении они конкурируют,
соревнуются, сотрудничают и выступают
как партнёры. Анализируя внутригрупповые
связи, можно выделить определённую
систему взаимоотношений младших
школьников внутри одного класса,
группы.
Взаимоотношения
детей – чрезвычайно динамичное явление,
которое можно наблюдать в процессе деятельности
любого класса. Зафиксировать отдельные
изменения можно, используя методики,
разработанные нашими психологами: А.А.Реан,
Я.Л .Коломинский «Социальная педагогическая
психология»; Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник «Путь
к коллективу» и другие.
Исследования
ведущих психологов А.А.Реана и Я.Л.Коломинского
выявили определённые особенности взаимоотношений
детей на разных возрастных этапах (от
раннего возраста до юношеского).
Новый этап
развития потребности в общении,
а значит и самих взаимоотношений
начинается с поступления ребёнка
в школу. В школе возможности
развития личных отношений ограничены:
ученики могут свободно общаться, в основном,
на переменах или до и после уроков. А.А.Реан
и Я.Л .Коломинский отмечают, что «в школе
происходит глубокая перестройка всей
структуры взаимоотношений между детьми».
Здесь у ребёнка впервые появляется обязательная
общественно значимая деятельность –
учёба, способствующая формированию системы
деловых отношений, во многом задаётся
педагогом извне.
Личные и
деловые отношения зарождаются
одновременно, в первые дни ребёнка
в школе. Когда учительница
начинает знакомить первоклассников,
стремится сдружить их, она тем
самым создаёт базу и для
отношения «ответственной зависимости,
и для личных отношений между
ними. Мы, взрослые, хотим, чтобы дети
умели дружить, чтобы не враждовали, но
не всегда это получается. Умело влиять
на отношения детей мы сможем, если выполним
совместную деятельность (учёбу, труд
и игру) радостью общения, доверием друг
к другу.
По отношению
к различным видам деятельности
все ученики класса занимают
одинаковое положение и объективно
находятся в одинаковом положении друг
к другу. Однако в силу избирательности,
характерной для потребности человека
в общении каждый школьник по-разному
относится к своим одноклассникам. Эта
избирательность у ребёнка основана ,
на очень большой сфере представлений
о ценности или не ценности различных
качеств человека в тех или иных жизненных
обстоятельствах.
Наблюдение
показало, что для детей младшего
школьного возраста при выборе
партнёра в игре, в творческом,
трудовом деле имеет большое
значение мнение и оценка учителя.
Дети чаще всего выбирают тех
одноклассников, кто учится на
«4» и «5», кого часто на
уроке хвалит, поощряет учитель. Причиной
может являться и тот факт, что дети более
успешные в учёбе ведут себя активнее,
у них шире круг общения, они более уверены
в себе.
1. Негативное отношение
взрослых к неуспевающим ученикам
порождает и отчуждение со
стороны учащихся.
2. Для учащихся имеет
значение статусные положения
детей в группе: «Я дружу с
Ирой, потому, что она хозяйка
класса».
Порой на
выбор партнёра влияет мнение
родителей: «Не дружи…., потому
что он плохой пример для
тебя. А вот Катя хорошо учится,
спокойная, вот с ней и играй!
». Взаимоотношения детей формируются
и на основе того, кто с кем
сидит за партой, были ли дети
знакомы до школы, если тесное
общение родителей одноклассников,
и многие другие факторы.
Последнее
время в школах стали возвращаться
к структурированию жизнедеятельности
класса. Уже в начальной школе выделяют
актив класса: командир или хозяйка класса,
библиотекарь, главный дежурный. Дети
делятся на группы: книголюбы, зелёный
патруль и т.д. Организация такого взаимодействия
школьников способствует позитивному
развитию отношений в классе.
Система личных
отношений, возникающая на базе
симпатий и привязанностей, не
имеет никакого официального
организационного оформления (А.А.Реан).
Её структура складывается изнутри, стихийно.
На общение значительное влияние оказывает
индивидуальные особенности младших школьников:
мотивация достижения успехов, трудолюбие,
самостоятельность, безграничное доверие
к взрослым, учителю, подчинение и подражание
им.
А.А.Реан и Я.Л
.Коломинский делят взаимоотношения детей
на две системы: личные и деловые. Р.С.Немов
в каждой системе выделяет несколько видов
отношений. «Каждый из видов, не существует
абсолютно независимо от остальных, их
самостоятельность относительна, тем
не менее, они качественно различаются».
Деловые отношения другими словами можно
определить как отношения «ответственной
зависимости»( по А.С.макаренко), а личные
это эмоционально-психологические отношения.
«Деловые отношения,-
отмечает Р.С.Немов, - складываются между
людьми как членами тех или иных социальных
групп и организаций, на основе прав и
обязанностей, которые они имеют в этих
группах». Очевидно, что система таких
отношений должна быть достаточно любимой.
Но и в тоже время гибкой, приспособленной
к конкретной жизненной ситуации. Деловые
отношения более постоянны, чем личные,
но они зависят от уровня развития эмоционального
взаимодействия.
Немов Р.С. делит
отношения «ответственной зависимости»
на две группы: позитивные и негативные.
К позитивным - он относит партнёрство,
сотрудничество, а к негативным – конкуренцию
и соперничество.
Рассмотрим
некоторые психологические особенности
перечисленных видов деловых
отношений.
Под партнёрством
Немов Р.С. понимает отношения, при которых
люди взаимодействуют друг с другом
на равных правах, выполняют общую работу.
Каждый из них в этом случае осуществляет
возложенные на них функции самостоятельно
и независимо от других. Партнёрство означает
также полное доверие, готовность сделать
всё от себя зависящее для успеха другого
человека. Такие отношения проявляются
в различных видах совместной деятельности:
украшение кабинета, подготовка к празднику
и т.д. Дети готовы помочь другому, осознавая
значимость личного вклада в общее дело.
Таким же вкладом будет участие в командных
соревнованиях. Партнёрами могут быть
дети, которые сидят за одной партой.
«Сотрудничество
– отмечает психолог – это
такая совместная деятельность,
при которой люди взаимно зависимы
друг от друга и также решают
одну общую для них задачу».
Сотрудничество - это более тесное взаимодействие,
здесь глубже понимаются свои интересы
и интересы других людей. Во многих ситуациях
дети готовы помочь друг другу, сопереживают
своим одноклассникам. Они принимают активное
участие в организации спектаклей, выступлений,
в проведение занимательных игр.
Конкуренция
– один из видов негативных
деловых отношений. «Это соревнование
друг с другом, - отмечает автор,
при котором участники озабочены
тем, чтобы превзойти других
и выиграть». Конкуренция бывает
проявлена в самых разных формах:
в одежде, в поведении, в учёбе
и пр. Дети конкурируют в том,
чтобы выделиться в классе
перед сверстниками или учителями.
Некоторые ученики стремятся
получать только «5», чтобы
быть «лучше» всех в классе. А если это
не получается, то происходит личностное
изменение в ребёнке, меняется его поведение,
что может привести к негативным действиям
(баловство на уроке, выкрики с места и
различные нарушения дисциплины).
Следующий
вид негативных деловых отношений
, который выделяет Немов Р.С., соперничество,
при котором «каждый настроен на то
чтобы только извлечь личную выгоду во
взаимоотношениях друг с другу, игнорируя
интересы своего партнёра». С внешней
стороны отношения характеризуются постоянными
открытыми столкновениями (ссоры, открытые
проявления агрессии). Поводы к возникновению
агрессии бывают разные ( изменение состава
актива класса – кто-то желал стать командиром,
но его не выбрали; столкновение значимых
потребностей партнёров и т.д.). Соперничество,
пожалуй, заложено в самой биологической
природе развития человека. Дети любят
померяться силами, поэтому их легко побудить
к взаимному соревнованию. Это даёт возможность
проявить свои способности, знания. Я считаю,
что соперничество не всегда несёт негативный
характер, порой оно служит толчком для
личностных изменений. Мы стремимся достичь
жизненных целей, прислушиваясь к мнению,
отношению других людей, и стараемся стать
лучше. Так и дети хотят стать самыми лучшими,
нужными, любимыми, чтобы на них обратили
внимание. Соревнование, как умело организованная
взрослыми игра, вызывает положительные
эмоции, что в свою очередь способствует
развитию позитивных деловых отношений.
Редко бывает
так, чтобы деловые и личные взаимоотношения,
отмечают психологи А.А.Реан, Я.Л.коломинский,
Р.С.Немов, А.Г.Кирпичник и др. строились
независимо друг от друга, как бы на двух
разных, противоположных уровнях, и почти
не встречаются такие ситуации, где бы
личные и деловые отношения детей были
отделены друг от друга. Дети участвуют
в совместных делах с теми, кто им симпатичен,
нравится, и редко взаимодействуют с теми,
к кому испытывают вражду, неприязнь. Эти
состояния – отношения детей в течение
дня могут многократно меняться. Вот например,
Юля и Рома играли в паре в шашки, неожиданно
заспорили и поругались, игра прекратилась.
А через несколько минут они опять вместе
играли у доски, рисовали совместный рисунок.