Влияние игры на формирование творческой способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

     Особенность  личных взаимоотношений в том, что указывают Немов Р.С. и А.Г. Кирпичник, что они всегда эмоционально окрашены. Личные отношения не всегда соответствуют тем положительным или отрицательным качествам, которые свойственны человеку как личности. Взаимоотношения подвластны эмоциям, порой зависят от ситуации, сложившейся на данный момент, поэтому они не постоянны и неустойчивы. В споре дети часто дают друг другу отрицательные оценки, проявляют враждебность, но через некоторое время они дружны как никогда, радуются и характеризуют партнёра уже с положительной стороны. Часто дети не могут самостоятельно разрешить конфликты, тогда они обращаются за помощью к взрослым. В данной ситуации учителю могут оказаться полезными знания по психологии взаимоотношений и совместной деятельности, по разрешению конфликтов.

     Существуют  разные виды эмоционально-психологических отношений. К положительным - Немов Р.С. относит симпатию, дружбу, любовь; к негативным – антипатию, ненависть, вражду.

     На основе  симпатий строятся отношения  людей. Симпатия – чувство  эмоциональной предрасположенности  одного человека к другому,  повышенный интерес и влечение  к нему. Вероятность возникновения  и усиления симпатии между  двумя людьми на прямую зависит  от того, - пишет в своей книге  «Мозаика  радости» психолог Л.В.Куликов,-насколько часто и постоянно они встречаются, от того, насколько тесно они взаимодействуют. Само ожидание контакта повышает привлекательность ожидаемого человека. Важнейшим фактором, влияющим на возникновение симпатии, является сотрудничество в деятельности». Чувство симпатии у детей развито глубоко, и основываясь на этом, мы можем вовлекать их совместную деятельность, побуждая тем самым расширять социальные контакты.

     Симпатии детей порой непредсказуемы, а свой выбор они не всегда могут объяснить. Часто дети испытывают дискомфортные состояния в разных жизненных ситуациях, поэтому они ищут себе более сильного, уверенного в себе друга, который в чём-то похож на него (по возрасту, увлечениям, социальному положению и пр.). На основе симпатии развивается дружба, образуются микро группы.

     Под дружбой  Немов Р.С. понимает такой «вид глубоких личных человеческих взаимоотношений, при которых люди полностью доверяют друг другу, но не вступают друг с другом в глубокие отношения». Дружба – это скорее категория педагогическая, чем психологическая, потому что одной из целей воспитательного процесса является создание дружного сплочённого коллектива, идеального единства всех детей. Скорее всего дружба объединяет в себе такие отношения, как сотрудничество, партнёрство, симпатия и даже конкуренцию, соперничество. Наши отношения с друзьями часто меняются, но дружеское расположение может сохраняться надолго.

     В детском  возрасте существуют отношения  между мальчиками и девочками,  порой возникает первая любовь  или влюблённость. Такие чувства  можно назвать «самыми возвышенными  переживаниями» ребёнка. В младшем  школьном возрасте влюблённость  может благотворно влиять на  развитие личности, пробуждать энергию,  творческую активность. мальчики начинают ухаживать за девочками, хотя порой и неумело. Стараются выделиться среди сверстников внешним видом или поведением. Например: Андрей, тихий, неуверенный в себе ребёнок. Ему понравилась в классе девочка Света. Он захотел, чтобы она обратила на него своё внимание, тогда он стал активнее отвечать на уроках, играть с ней на переменах.  У Андрея повысилась успеваемость, его чаще стали приглашать другие ученики в свои игры. Света и Андрей стали очень дружны.

     «Чувство взаимного  влечения» в детском возрасте  готовит к развитию будущих  отношений между мужчиной и  женщиной. От того, как взрослые  и сверстники воспринимают эту  детскую любовь, во многом зависит  обогащение  этих взаимоотношений  в дальнейшем. Детская влюблённость  требует особого такта со стороны  взрослых.

      Бывают  в классе и такие дети, которым  не интересны успехи и проблемы  одноклассников. Они безразличны  к другим и сосредоточены только  на себе /    

 дети из гиперопечных семей с завышенной самооценкой/. Надя учится в классе с первого года обучения. В общении с детьми сдержанна, малоактивна. Мама постоянно опекает её, обычно они вдвоём проводят свободное время (хотя она не единственный ребёнок в семье). Во время проведения эксперимента в 3 классе на вопрос «С кем бы ты хотел учиться?» она единственная ответила «Одна». Ученики класса приглашают Надю для участия в совместных делах, но чаще слышат от неё отказ .  

     Безразличными  считает   Р.С.Немов такие отношения между людьми, когда «они не испытывают ни симпатии, ни антипатии по отношению друг к другу, когда у людей просто нет ни потребности, ни желания общаться». По нашему мнению безразличие-эта та переходная ступень от положительных к отрицательным отношениям и наоборот.                                                                                      

     Безразличие   и отчуждение нередко переходят   во вражду и ненависть. При одинаковых, внешне неблагоприятных условиях жизни вражда чаще возникает между малокультурными, малообразованными людьми, которые иными способами, чем взаимно направленной агрессией, не научились ещё решать свои проблемы. Дети проявляют агрессию там, где им не хватает Безразличие  и отчуждение нередко переходят  во вражду и ненависть .При одинаковых, внешне неблагоприятных условиях жизни вражда чаще возникает между малокультурными, малообразованными людьми, которые иными способами, чем взаимно направленной агрессией, не научились ещё решать свои проблемы. Дети проявляют агрессию там, где им не хватает слов, чтобы высказаться, объяснять. Они направляют свою ненависть на тех, кто младше, слабее их. 

     Неприязнь  (ненависть) - это отрицательными эмоциями  и действиями . Такие взаимоотношения перенасыщены разнообразными отрицательными эмоциями и действиями, не несут в себе ничего человечески позитивного (Немов Р.С.) .Неприязнь может возникнуть  у «слабых» учеников, чьи способности негативно оцениваются и сравниваются публично. Ненавидящие и враждующие друг с другом взрослые и дети даже не помышляют о том, чтобы совершить что-либо доброе, они настроены делать неприятности. Может быть, стоит избегать таких ситуаций, где сравниваются способности , поведение разных детей, где выносятся перед другими детьми некорректные, отрицательные оценки, замечания ребёнку, особенно неуверенному в себе.

     Все перечисленные виды деловых и личных отношений в детском коллективе в реальной жизни тесно связаны, переплетены, сочетаются друг с другом. Они проявляются в тех характеристиках и оценках, которые дети дают друг другу, в их действиях, направленных друг на друга, в мыслях и чувствах, связанных с ними. «В реальные взаимоотношения, - пишет Р.С. Немов, человек вступает со своими личными установками, переживаниями и чувствами, и это не может сказаться на характере его деловых связей с людьми». Так и дети отражают в совместных играх, делах то, что они испытывают, чувствуют внутри себя.

     Между детьми  складываются и другие виды  человеческих взаимоотношений: индивидуальные  и групповые, равноправные и  неравноправные, гармоничные и конфликтные. Если взаимоотношения рассматриваются как присущие отдельно взятому человеку, то их Немов Р.С. считает индивидуальными. Эти отношения строятся, развиваются и функционируют как сугубо частные взаимоотношения двух лиц, вне зависимости от того, в каких реальных отношениях эти люди с окружающими. Если же отношения берутся как целостная система, отмечает психолог, объединяющая двух и более людей, то они именуются групповыми. Важнейшей характеристикой группы являются её ценностные ориентации, нормы, цели. Единство этих ориентаций в группе определяет её сплочённость. Такой группой может выступать обычный школьный класс с его сложной системой взаимоотношений.

     Отличие   индивидуальных и групповых взаимоотношений,  отмечают Р.С. Немов и А.Г. Кирпичник, состоит также в том, что « первые остаются идентичными сами по себе внутри и вне группы, в то время как вторые изменяются в зависимости от того, как складываются и функционируют они в окружении других людей или в изоляции от них ». групповые отношения между детьми осложнены множеством связей и отношений внутри класса и за его пределами.

     Гармоничные  отношения между людьми в жизни  встречаются редко, наиболее близка  к данному типу любовь. Любовь, по мнению Р.С. Немова, это психологическая близость людей, их взаимные человеческие симпатии, и тягу друг к другу как личностям». Внутри таких взаимоотношений почти не существует противоречий.

     Противоречивыми (Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник) считаются отношения, в которых «положительные установки одних лиц считаются с отрицательными по отношению к ним других лиц». Люди в одних вопросах согласны друг с другом, в других существенно расходятся, но данные расхождения не столь велики, чтобы породить взаимное безразличие или конфликт. Например: дети готовятся к проведению праздника, обсуждают порой противоречивые мнения, но едины в том, что он будет проведён и в нём должны принять участие все дети. Активная подготовка сплачивает учащихся.

     Психологи  Р.С.Немов и А.Г.Кирпичник относят к конфликтным взаимоотношениям те, которые характеризуются взаимными отрицательными установками людей друг на друга. У младших школьников ссоры возникают по разным причинам: случайно задел, толкнул в игре, не дал посмотреть книжку, не пропустил вперёд и др. нередко конфликты спровоцированы взрослыми, замечаниями, пристрастным отношением учителя. Обиды в этом возрасте сиюминутны, быстротечны. За перемену школьники зачастую успевают и поссориться и помириться.

     Конфликт не  позволяет людям однозначно определить  свои личные взаимоотношения, так ка значимость проблем приобретает субъективную эмоциональную окраску. Необходимо помогать детям находить выход из напряжённой ситуации, учить общению.

     Человеческие  взаимоотношения в целом достаточно  устойчивы с того момента, когда они уже сформировались, но в детском возрасте они нестабильны, поэтому данный факт нужно учитывать при организации делового сотрудничества. Р.С.Немов  указывает что «изучая разные отношения, характеризующие коллектив, надо помнить, что их основной выступает совместная, общественно значимая деятельность и организационное внутри нее общение и взаимодействие участников». Взаимодействие членов группы можно изучить на основе направленного наблюдения  по системе Бейлса.

     Проблемами  изучения взаимоотношений старших  дошкольников и младших школьников  занималась психолог Е.Е.Кравцова. В своей книге «психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» она рассматривает основное психическое новообразование – сотрудничество ребёнка со взрослыми и сверстниками и его влияние на успешность обучения. Психолог придаёт большое значение организации детской деятельности в формировании доброжелательных отношений между детьми. Целью её поискового эксперемента было выявление возможных типов общения и сотрудничества ребенка со сверстниками. Под сотрудничеством мы понимаем стремление человека (ребенка) к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказывать помощь им (по Р.С.Немову).

     В экспериментальной работе, проведенной на основе игры выяснилось, что добиться успеха в совместной деятельности детей можно на разных уровнях согласования действий. На основании полученных данных Е.Е.Кравцова  условно выделяет шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

     К первому типу она отнесла детей, которые не видели действий партнера, нарушали правила игры, не находили согласования  в действиях. Эти дети никак не общались между собой и не обращались друг к другу. При проведении нашего наблюдения группового взаимодействия по Р.Бейлсу мы тоже выделили некоторых детей, которые не включились в общий творческий процесс. Они наблюдали никому не помогая, не включаясь в общий процесс работы. (Надя, Наташа).

Второй тип по описанию Е.Е.Кравцовой довольно близок к первому: дети «видели» действия партнера, однако воспринимали их только как образец для некритичного, «слепого» подражания. Они обращали  внимание на подсказки взрослых, однако ни эффективного использования подсказок, ни предвидения результатов, ни поисков общих способов решения задачи не наблюдалось. Такие ученики часто спрашивают у партнеров: «А дальше как?» и т.п. В нашем наблюдении таким образом вел себя Коля П., он повторял действия своих одноклассников, не принося ощутимого вклада в работу.

У третьего типа действительно  возникло взаимодействие, но оно носило только ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. В каждой конкретной ситуации дети пытались договориться и согласовать  свои действия. В отношении же поисков  общего способа решения задачи они  были беспомощны, повторяли одни и  те же ошибки. Эти дети активно общались друг с другом, эпизодически планировали  действия. Часто можно было слышать: «Давай я сделаю, а потом ты!».

Четвертый тип развития сотрудничества характеризуется тем, что участники  впервые начали воспринимать  ситуацию задачи в целом. У детей этой группы, по наблюдению психолога, устанавливались  определенные отношения с партнером, сохранившиеся в течении всего эксперимента. Игра приобретала характер соревнования.  Условно Е.Е.Кравцова называет этот тип «кооперативно – соревновательный», так как партнёры систематически согласовывали свои действия друг с другом, устойчиво сохраняя при этом отношение ко второму участнику как противнику по игре. В высказываниях звучали оценки положения своего и партнёра.

     Этот тип взаимодействия по сути перекликается с видами деловых взаимоотношений по Р.С.Немову – конкуренция и соперничество, но в его определении указывается, что участники ищут личную выгоду и полностью контролируют интересы партнёра. У Кравцовой Е.Е. партнёр выступает как противник, с которым ребёнка объединяет одна задача, но оба идут разными путями.

Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности