Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад
Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.
Особенность личных взаимоотношений в том, что указывают Немов Р.С. и А.Г. Кирпичник, что они всегда эмоционально окрашены. Личные отношения не всегда соответствуют тем положительным или отрицательным качествам, которые свойственны человеку как личности. Взаимоотношения подвластны эмоциям, порой зависят от ситуации, сложившейся на данный момент, поэтому они не постоянны и неустойчивы. В споре дети часто дают друг другу отрицательные оценки, проявляют враждебность, но через некоторое время они дружны как никогда, радуются и характеризуют партнёра уже с положительной стороны. Часто дети не могут самостоятельно разрешить конфликты, тогда они обращаются за помощью к взрослым. В данной ситуации учителю могут оказаться полезными знания по психологии взаимоотношений и совместной деятельности, по разрешению конфликтов.
Существуют
разные виды эмоционально-
На основе
симпатий строятся отношения
людей. Симпатия – чувство
эмоциональной
Симпатии детей порой непредсказуемы, а свой выбор они не всегда могут объяснить. Часто дети испытывают дискомфортные состояния в разных жизненных ситуациях, поэтому они ищут себе более сильного, уверенного в себе друга, который в чём-то похож на него (по возрасту, увлечениям, социальному положению и пр.). На основе симпатии развивается дружба, образуются микро группы.
Под дружбой Немов Р.С. понимает такой «вид глубоких личных человеческих взаимоотношений, при которых люди полностью доверяют друг другу, но не вступают друг с другом в глубокие отношения». Дружба – это скорее категория педагогическая, чем психологическая, потому что одной из целей воспитательного процесса является создание дружного сплочённого коллектива, идеального единства всех детей. Скорее всего дружба объединяет в себе такие отношения, как сотрудничество, партнёрство, симпатия и даже конкуренцию, соперничество. Наши отношения с друзьями часто меняются, но дружеское расположение может сохраняться надолго.
В детском
возрасте существуют отношения
между мальчиками и девочками,
порой возникает первая любовь
или влюблённость. Такие чувства
можно назвать «самыми
«Чувство взаимного
влечения» в детском возрасте
готовит к развитию будущих
отношений между мужчиной и
женщиной. От того, как взрослые
и сверстники воспринимают эту
детскую любовь, во многом зависит
обогащение этих взаимоотношений
в дальнейшем. Детская влюблённость
требует особого такта со
Бывают
в классе и такие дети, которым
не интересны успехи и
дети из гиперопечных семей с завышенной самооценкой/. Надя учится в классе с первого года обучения. В общении с детьми сдержанна, малоактивна. Мама постоянно опекает её, обычно они вдвоём проводят свободное время (хотя она не единственный ребёнок в семье). Во время проведения эксперимента в 3 классе на вопрос «С кем бы ты хотел учиться?» она единственная ответила «Одна». Ученики класса приглашают Надю для участия в совместных делах, но чаще слышат от неё отказ .
Безразличными
считает Р.С.Немов такие отношения
между людьми, когда «они не испытывают
ни симпатии, ни антипатии по отношению
друг к другу, когда у людей просто нет
ни потребности, ни желания общаться».
По нашему мнению безразличие-эта та переходная
ступень от положительных к отрицательным
отношениям и наоборот.
Безразличие
и отчуждение нередко
Неприязнь (ненависть) - это отрицательными эмоциями и действиями . Такие взаимоотношения перенасыщены разнообразными отрицательными эмоциями и действиями, не несут в себе ничего человечески позитивного (Немов Р.С.) .Неприязнь может возникнуть у «слабых» учеников, чьи способности негативно оцениваются и сравниваются публично. Ненавидящие и враждующие друг с другом взрослые и дети даже не помышляют о том, чтобы совершить что-либо доброе, они настроены делать неприятности. Может быть, стоит избегать таких ситуаций, где сравниваются способности , поведение разных детей, где выносятся перед другими детьми некорректные, отрицательные оценки, замечания ребёнку, особенно неуверенному в себе.
Все перечисленные виды деловых и личных отношений в детском коллективе в реальной жизни тесно связаны, переплетены, сочетаются друг с другом. Они проявляются в тех характеристиках и оценках, которые дети дают друг другу, в их действиях, направленных друг на друга, в мыслях и чувствах, связанных с ними. «В реальные взаимоотношения, - пишет Р.С. Немов, человек вступает со своими личными установками, переживаниями и чувствами, и это не может сказаться на характере его деловых связей с людьми». Так и дети отражают в совместных играх, делах то, что они испытывают, чувствуют внутри себя.
Между детьми
складываются и другие виды
человеческих взаимоотношений:
Отличие
индивидуальных и групповых
Гармоничные
отношения между людьми в
Противоречивыми (Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник) считаются отношения, в которых «положительные установки одних лиц считаются с отрицательными по отношению к ним других лиц». Люди в одних вопросах согласны друг с другом, в других существенно расходятся, но данные расхождения не столь велики, чтобы породить взаимное безразличие или конфликт. Например: дети готовятся к проведению праздника, обсуждают порой противоречивые мнения, но едины в том, что он будет проведён и в нём должны принять участие все дети. Активная подготовка сплачивает учащихся.
Психологи Р.С.Немов и А.Г.Кирпичник относят к конфликтным взаимоотношениям те, которые характеризуются взаимными отрицательными установками людей друг на друга. У младших школьников ссоры возникают по разным причинам: случайно задел, толкнул в игре, не дал посмотреть книжку, не пропустил вперёд и др. нередко конфликты спровоцированы взрослыми, замечаниями, пристрастным отношением учителя. Обиды в этом возрасте сиюминутны, быстротечны. За перемену школьники зачастую успевают и поссориться и помириться.
Конфликт не
позволяет людям однозначно
Человеческие
взаимоотношения в целом
Проблемами
изучения взаимоотношений
В экспериментальной работе, проведенной на основе игры выяснилось, что добиться успеха в совместной деятельности детей можно на разных уровнях согласования действий. На основании полученных данных Е.Е.Кравцова условно выделяет шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.
К первому типу она отнесла детей, которые не видели действий партнера, нарушали правила игры, не находили согласования в действиях. Эти дети никак не общались между собой и не обращались друг к другу. При проведении нашего наблюдения группового взаимодействия по Р.Бейлсу мы тоже выделили некоторых детей, которые не включились в общий творческий процесс. Они наблюдали никому не помогая, не включаясь в общий процесс работы. (Надя, Наташа).
Второй тип по описанию Е.Е.Кравцовой довольно близок к первому: дети «видели» действия партнера, однако воспринимали их только как образец для некритичного, «слепого» подражания. Они обращали внимание на подсказки взрослых, однако ни эффективного использования подсказок, ни предвидения результатов, ни поисков общих способов решения задачи не наблюдалось. Такие ученики часто спрашивают у партнеров: «А дальше как?» и т.п. В нашем наблюдении таким образом вел себя Коля П., он повторял действия своих одноклассников, не принося ощутимого вклада в работу.
У третьего типа действительно
возникло взаимодействие, но оно носило
только ситуативный и импульсивно-
Четвертый тип развития сотрудничества характеризуется тем, что участники впервые начали воспринимать ситуацию задачи в целом. У детей этой группы, по наблюдению психолога, устанавливались определенные отношения с партнером, сохранившиеся в течении всего эксперимента. Игра приобретала характер соревнования. Условно Е.Е.Кравцова называет этот тип «кооперативно – соревновательный», так как партнёры систематически согласовывали свои действия друг с другом, устойчиво сохраняя при этом отношение ко второму участнику как противнику по игре. В высказываниях звучали оценки положения своего и партнёра.
Этот тип взаимодействия по сути перекликается с видами деловых взаимоотношений по Р.С.Немову – конкуренция и соперничество, но в его определении указывается, что участники ищут личную выгоду и полностью контролируют интересы партнёра. У Кравцовой Е.Е. партнёр выступает как противник, с которым ребёнка объединяет одна задача, но оба идут разными путями.
Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности