Влияние игры на формирование творческой способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

     В игре легче  познакомить первоклассников. Успешнее  идёт обучение, если в него  привнести занимательность. Игра  поможет помирить поссоривших детей, так как в ней всегда есть доля юмора и веселья. Ученики с большим стремлением вступают  в повседневную работу, если в ней присутствует игровой элемент: дежурство по школе, уход за комнатными растениями и пр. Вот тут как раз и помогают игровые формы с привлечением соревнования. При такой организации школьных дел создаются ситуации эмоционального сопереживания, внимания к действиям других детей, стремление сделать работу лучше. Такие формы совместной деятельности могут служить средствами формирования и упрочения системы взаимоотношений младших школьников.

     Подводя итог  исследованию, хочу сказать, что  свойство детской игры влияет  на социализацию младших школьников  даёт основание не только включить  её в жизнедеятельность школьного  ученического коллектива наряду с трудом и познанием, но и использовать её в качестве метода организации того и другого. Учить играть детей можно на уроке, на перемене, на внеклассных занятиях. Данное обучение могут проводить не только психологи, но и родители и учителя.

     Таким образом,  вводя игру в жизнь класса, мы можем объяснить детям, что  она поможет им дружить друг  с другом, наполнит их жизнь  радостью от общения. В каждой  игре скрыт определённый смысл:  в игре «Паровоз» мы учимся  подчиняться лидеру, слушать команды «поезда».  В подвижной игре «чай-чай, выручай» - помогать другу и т.д. А главное учимся дружить и играть.

     Совместная  игровая деятельность – это  своеобразное сотрудничество, взаимозависимая  деятельность, направленная на достижение  определённой цели. В игре проявляется  гармония духовного и организационного  взаимодействия.

     Общая цель  в совместной деятельности, общение  школьников, реализующих социальные роли, приводят к установлению системы деловых связей между детьми. Таким образом, совместная игра, заданная целью, служит предпосылкой формирования взаимоотношений, что в свою очередь ведёт к накоплению социального опыта.

     Атмосфера  сотрудничества и поддержки. Особенно  в единстве с весёлыми играми  способствует условию учебного  материала, а учителям даёт  возможность продуктивно обучать  школьников. В детстве люди испытывают  потребность в дружбе, потребность  доверять, быть верным, честным и  чистым в отношениях с другом. Но хрупки и уязвимы эти порывы, их нужно беречь и растить. Поэтому наблюдать за взаимоотношениями детей следует постоянно, чтобы иметь возможность вовремя остановить конфликт и насилие, найти пути повышения статуса изолированных детей, подбодрить неуверенных, робких, дать шанс раскрыться замкнутым детям.

     Дети младшего  школьного возраста доступны  для обучения сотрудничеству. Податливость  и внушаемость школьников, их  доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется  учитель в их глазах, - на всё  это можно опираться во время  проведения игровых занятий по  формированию взаимоотношений.

     На основании  изученной литературы, исследованиях  ведущих психологов я сформулировала  некоторые выводы:

1. Слаженная система взаимоотношений  младших школьников обеспечивает  повышение качества учебной и  трудовой деятельности.

2. Совместная учебная, трудовая и игровая деятельность детей и взрослых приводит к упрочению  взаимоотношений. младших школьников, увеличивает возможности интеллектуальных, физических и эмоциональных сил  каждого ребёнка.

3. Совместная и игровая  деятельность детей служит надёжным  средством социализации младших  школьников в обществе людей.  В игре дети учатся сотрудничеству, общению, самоутверждению, умению  решать проблемы и конструктивно  реагировать на конфликты.

Экспериментальная часть

     Для организации  игровых тренингов была собрана  информация жизнедеятельности класса, о поведении детей в группах.  Я использовала методику по  диагностике     класса, предложенную П.Прутцманн в книге «Дружный класс как маленькая планета». Она сформулировала ряд вопросов, по которым педагог – психолог ведёт записи обо всём, что происходит в классе.

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ КЛАССА.

1. Как вы относитесь  к детям?

2. Как дети относятся  к вам?

3. Насколько хорошо дети знают друг друга и вас?

4. Любят ли дети друг  друга?

5. Веселятся ли дети?

6. Бывают ли веселы?

7. Делают ли что-то спонтанно?

8. Насколько свободны дети?

9. Имеются ли дети с  эмоциональными расстройствами?

10.Существуют ли возрастные отличия в классе?

11.Кто самый сильный?

12.Подавляют ли ученики  друг друга?

13.Существуют ли группировки  в классе?

14.Возникают ли стычки  между детьми?

15.Как реагируют дети на замену учеников?

16.Принимают ли родители  участие в жизни класса?

17.Какая общая атмосфера в классе? И другие вопросы.

 

 

В данной работе я использовала методику предложенную психологами  А.А.Реаном и Я.Л.Коломинским в книге «Социальная педагогическая психология». Методика «Выбор партнёра в действии» позволила выявить, какие изменения произошли в сфере взаимоотношений младших школьников по трём категориям: учёба, труд, отдых. Детям предлагалось ответить на три вопроса;

1. С кем бы ты хотел  учиться?

 1. С кем бы ты хотел трудиться?

1. С кем бы ты хотел  отдыхать?

     Количество  выборов для детей не был  ограниченным.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ О  ПОВЕДЕНИИ

ДЕТЕЙ В ГРУППЕ И В КЛАССЕ

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1.

В данном классе учитель  не выделяет «любимчиков», но обособленной группой держатся слабоуспевающие  дети.

2.

В классе между учителем и детьми существуют доброжелательные отношения.

3.

Дети учатся вместе 3 года, в конце 2 класса появились новые  ученики. Дети с ними нашли общий  язык.

4.

Дети этой группы редко  взаимодействуют вместе. Это либо пары, либо дети которые играют по одиночке.

В данной группе есть микро группы, которые часто враждуют между собой, хотя и участвуют в совместной деятельности.

5.

Дети на переменах чувствуют  себя раскованно и свободно.

6.

В классе нет деления по способностям, скорее дети объединены между собой по интересам.

7.

В данных группах дети одного возраста.

8.

Реакция на замену учителя  чаще негативная, но затем дети привыкают  к новому учителю, но с нетерпением  ждут классного руководителя.

9.

Родители чаще всего выступают  в качестве пассивных наблюдателей.

10.

Состав родительского  комитета

 

1 человек

2 человека

11.

Преобладающая атмосфера  в группе: безразличие. Иногда проявляется  симпатия друг к другу.

Преобладают симпатия и вражда. Бывают «стычки» между микро группами, агрессия между отдельными членами  группы.

12.

В отношении к взрослым

 

сдержанны

Внимательны

14.

Эмоциональный фон в классе: веселье, юмор, и деловое общение.


    

    Мною для игровых занятий была выбрана вторая группа, так как в общении этих детей   проявились агрессивные, враждебные действия, часто между отдельными  её членами возникали конфликты.

     В ходе данной  программы дети принимали активное  участие в предложенных  играх  и игровых упражнениях, которые  они предлагали сами: «Пароход»,  «Али-баба» и другие. По окончании  программы стали видны некоторые  изменения: дети стали свободнее  общаться, они больше узнали друг о друге. Часто можно было видеть их вместе на переменах, после уроков. Снизилась враждебность детей друг к другу, стало меньше ссор. Я считаю, что самая главная польза этих занятий была в увеличении позитивного отношения детей к своим сверстникам. Свой социальный опыт участники игровой (экспериментальной)  программы вынесли за пределы группы. Они стали приобщать к своим играм других одноклассников. Дети стали учить своих сверстников тем играм, в которых они принимали участие. Большинство учащихся класса изъявили желание стать участниками наших игровых занятий.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

     В итоге  проведения иследовательской работы были получены результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРОВАЯ ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1ЭТАП - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: Давайте познакомимся.

ЦЕЛИ:

1. Познакомиться с детьми.

2. Создать положительный  эмоциональный фон, повысить уверенность  в себе;

3. Познакомить с правилами  участия на занятиях.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Игра «Познакомимся  с именем».

     Задаём детям  простой вопрос: «Что является  твоим любимым десертом? Какой вид спорта ты любишь? и т.п. Обходим круг и просим каждого сидящего назвать своё имя и ответить на вопрос. Затем по кругу повторяем имена и ответы детей.

2. Игра «Жмурки»

3. Игра «Паровозик»

     Дети строятся  друг за другом, держась за  плечи. Паровозик везёт детей,  преодолевая  с вагончиками  различные препятствия.

4. Концовка занятия «Хоровод»

     Группа встаёт  в круг, и берут друг друга  за руки. Выбранная формула окончания  занятий остаётся неизменной  и превратится в ритуал.

5. Оценка ( подведение итогов ).

     Что именно  понравилось вам в сегодняшнем  занятии? Что именно вам хотелось изменить? Что понравилось? Что вы ожидаете от будущих  занятий?

ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА: Продолжаем знакомство.

ЦЕЛИ:

1. Снять настороженность детей.

2. Выявить самостоятельную активность ребёнка, группы;

3. Повышать самооценку учеников.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Игра «Присвой себе имя животного».

     Каждый ребёнок  на карточке рисует любимое  животное и пишет своё имя  на этой карточке. Затем дети  садятся в круг, и каждый из  них по очереди называет любимое  животное и что-нибудь о нём  рассказывает.

2. Игра «Поменяться местами».

     Водящий стоит  в центре круга. Остальные игроки  на стульях по кругу. Водящий  подаёт команду: «Поменяться местами  тем, у кого голубые глаза  ( одеты брюки, бант на голове и т.п.)». В то время, когда игроки меняются местами, задачи водящего занять освободившийся стул. Тот, кто не успел сесть, становиться водящим.

3. Игра «Горячо! Холодно!».

     Водящий уходит  за дверь. Оставшиеся ребята  прячут в комнате любой предмет.  Затем зовут водящего обратно – он должен найти этот предмет. Все участники должны помогать водящему крича «Холодно» или «Горячо».

4. Игра «Угадай чей голосок!».

     Водящий поворачивается  спиной к игрокам. Кто-нибудь  из детей должен выкрикнуть  голосом зверя. Водящий должен  угадать чей голос он слышал.

5. Концовка «Хоровод».

6. Оценка ( подведение итогов ).

ЗАНЯТИЕ 3.

ТЕМА: Твоя любимая игра.

ЦЕЛИ:

1. Повышать самостоятельную  активность детей;

2. Устранять страхи, повышать уверенность в себе.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Игра «Пианино».

     Все садятся  по кругу. Кладём руку на  колено соседу (руки рядом сидящих  детей перекрещены). Затем по очереди по кругу поднимаем опускаем ладонь на колени. С каждым кругом увеличивая скорость.

 

2. Игра «Жучок».

     Дети встают  в шеренгу за водящим. Он  стоит спиной к группе. Выставив  свою руку из-под мышек с  раскрытой ладонью. Водящий должен  угадать , кто из детей дотронулся до его руки.

3. Игра «Интервью из  трёх вопросов».

     Участники  разбиваются на пары. Партнёры  должны задать друг другу три  простых  вопроса, например: «Какой  фильм тебе нравится? Куда бы ты съездил в путешествие? Тот кто задаёт вопросы должен запомнить ответы. Затем партнёры находят других собеседников и повторяют процесс интервью. Через 15 минут возвращаются в круг. Ведущий обходит круг, останавливаясь возле каждого участника и говоря: «Это -… Что вы знаете о …? Все кто брали интервью у этого ребёнка, рассказывают о том, что они узнали.

Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности