Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад
Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.
Пятый тип
характеризуется
Шестой тип, указывает Е.Е.Кравцова, наиболее высокий из всех уровней сотрудничества. Дети с самого начала отнеслись к игре как совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Они планировали стратегию, искали общий способ решения. Не нуждались в подсказках взрослого. Данный тип наблюдался только у младших подростков.
Эксперимент
позволил выделить шесть типов
взаимодействия и
Анализируя проблему взаимоотношения детей, мы увидели, что эти изменения происходят под влиянием совместной деятельности, будь то учёба, труд, игра. Умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками формирует в нём позитивные качества, повышает социальный статус ребёнка, придаёт ему уверенности в себе, т.е. способствует его социализации в обществе людей. Ученик начинает активнее работать на уроке, и зачастую у него повышается успеваемость.
Многие учителя
ищут разные способы, как
В своей работе я рассматриваю, какое влияние оказывает игровая деятельность на формирование взаимоотношений младших школьников, будет ли она способствовать упрочению взаимодействия детей. Изучив исследования, научные работы Е.Е. Кравцовой, И.В.Дубровиной, П.Прутцман и других психологов, я пришла к выводу, что с приходом в школу игра у ребёнка уходит на второй план, но всё же является той важной составляющей частью его жизни и деятельности, которая влияет на развитие личности ребёнка. Тот факт, что игра остаётся для ребёнка необходимым условием жизни, подтверждают психологи Э.Берн, З.Фрейд, Г.Л.Лэндрет, Л.С.Выготский и другие.
Совместная деятельность детей является основой сплочения, формирования коллектива. Трудно представить себе ученический коллектив школы, который не играет. При этом цель любой игры – получить удовольствие, наслаждение. Детей привлекает сама игра ка процесс. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают. Этот опыт весьма значителен, ибо в игре дети «примеривают» те социальные роли, которые им предстоит реализовывать в жизни. Таким образом, в жизни класса, самих детей игровая деятельность влияет и на его настоящее (служит удовлетворением их потребностей, приносит радость) и на будущее (вводит детей в ситуации, которые могут сложиться в их будущей жизни).
Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин занимались исследованиями психологии игры детей. Л.С.Выготский считал, что «основа игры создание мнимых ситуаций». У Эльконина Д.Б. существовала вторая точка зрения: Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребёнком». Их взгляды можно объединить на том основании, что ребёнок, являясь субъектом игры, удовлетворяет свою потребность в подражании и фантазировании. Он «примеряет» на себе в каждой конкретной ситуации, сюжете игры определённую роль. Осуществляет поиск наиболее оптимального взаимодействия.
А..Я.Варга пишет: Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. Игровой элемент присутствует во всех популярных явлениях культуры. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра».
По мнению психолога Г.Л.Лендрет придаёт большое значение игре. Игра – это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Она удовлетворяет потребность ребёнка в физической активности. В игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности. Они чувствуют контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию, учатся взаимодействовать с людьми. Игра помогает раскрепостить детям воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки общения. Когда дети играют они выражают собственную индивидуальность. Захваченные игрой, дети больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Более живым – взаимный интерес. Атмосфера веселья и доверия в игре устраняет скованность, снимает напряжение, помогает детям вести себя непринуждённо. Такая атмосфера повышает энергетический потенциал группы и концентрирует внимание детей на том, что реально с ними происходит. Ведь опыт, принесший моральное и эмоциональное удовлетворение, закрепляется в сознании ребёнка и служит предпосылкой для дальнейшего его развития. «Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть»,- пишет Ф.Роджерс.
В процессе
взаимодействия дети помогают
друг другу взять на себя
ответственность за построение
межличностных отношений.
Г.Л.Лэндрет придавал большое значение игровой терапии с любым ребёнком, а не только с ребёнком с дефектами психического развития. Он указывает на то, что нужно «как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе», она будет являться тем «дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению» и «усваивать предлагаемые знания наилучшим образом».
О потенциальных
возможностях детской игры
Свободная
игра является средством
Совместная
игра помогает детям решать
конфликты, находить выход
Точка зрения П.Прутцманн подтверждает взгляды других научных деятелей, что совместная игровая деятельность даёт возможность сообща добиваться предложенной цели, развивает сотрудничество. Дети сами «создают дружелюбную атмосферу и способствуют личному росту и уверенности». Результаты, полученные психологом, имеют более широкое значение, чем просто разрешение конфликтов. Стало очевидно: «для того, чтобы реагировать на конфликт творчески, дети должны понимать как свои собственные чувства, так и чувства своих партнёров, осознавать преимущества работы друг с другом, а не друг против друга».
Существует
большое разнообразие детских
игр, которые можно
Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности (В.П.Зинченко). Она проходит различные этапы развития, развёртывается в действиях, усложняется по содержанию. В младшем школьном возрасте значительное место занимают игры с правилами, интеллектуальные. Подвижные, сюжетно – ролевые, режиссёрские.
Сюжетно –
ролевая игра способствует
Сюжетно
– ролевая игра – внутренняя
коллективная деятельность, даже
тогда. Когда ребёнок играет
один. В ней дети учатся
Сценические
(режиссерские) игры способствуют
формированию взаимоотношений
В одной
игре мы с детьми отправились
на Волшебный остров. «Взяли»
с собой необходимое. Какие
только приключения с нами
не происходили: у нас
Режиссёрская
игра зачастую включает в себя
элементы продуктивных видов
деятельности –
Большую значимость имеют и подвижные игры. данные игры можно проводить и в классе и на улице. Дети с радостью принимают участие в эстафетах, в беге в мешках, играют в «Жмурки», «Паровоз», и многие другие. Порой в этих играх нужна поддержка робким, неуверенным детям. Здесь хорошими помощниками могут оказаться другие участники. Иногда приходится сдерживать тех, кто чрезмерно старается выделиться, игнорируют других ребят. Обычно ребята сами устанавливают правила в игре и справедливо требуют не нарушать их. Полезным будет в конце игры проводить обсуждения: учить детей высказываться о других и слушать других.
В играх
с правилами формируется
Ситуации успеха,
естественные и специально
В игре дети
ведут себя по-разному. В ней
обнажаются эталоны оценок, принятые
в семье, привычки поведения
и характера. Если
Анализируя
работы психологов по проблеме
взаимоотношений детей в
Чувства симпатии, привязанности, верности, чувство преданности, долга и любви, дружбы, столь ценимые нами во взрослом человеке, не являются готовыми. Они проходят сложный путь развития. Эмоциональное созревание длится не один год. Лишь со временем оно приобретает большую выраженность, дифференцируется. Этому в значительной степени способствует игра как модель совместной деятельности младших школьников.
Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности