Влияние игры на формирование творческой способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:06, доклад

Краткое описание

Цель данной работы – изучение игры, как средства формирования взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть роль игры в формировании взаимоотношений младших школьников;
изучить педагогические условия формирования коллектива младших школьников средствами игровой деятельности;
сформулировать выводы.

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 85.12 Кб (Скачать)

     Пятый тип  характеризуется возникновением  подлинного сотрудничества и  партнёрства в ситуации общей  задачи. У детей уже не наблюдалось  соревновательных отношений. Они  подсказывали друг другу, сопереживали  успехам партнёра. У участников  обнаружилась способность к планированию  и предвидению результатов, но  только в каждой конкретной  ситуации. Они не повторяли грубых  ошибок. Подсказка взрослого воспринималась  адекватно, однако её использование  было ситуативным. Эти дети  в процессе работы проявили  свои симпатии друг к другу.

     Шестой тип,  указывает Е.Е.Кравцова, наиболее высокий из всех уровней сотрудничества. Дети с самого начала отнеслись к игре как совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнёрами. Они планировали стратегию, искали общий способ решения. Не нуждались в подсказках взрослого. Данный тип наблюдался только у младших подростков.

     Эксперимент  позволил выделить шесть типов  взаимодействия и сотрудничества, которые являются последовательно  развивающимися уровнями, или стадиями, общения ребёнка со сверстниками. Е.Е.Кравцова делает выводы, что «на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется новый тип общения кооперативно – соревновательный». Представленный тип взаимоотношений со сверстниками существенно связан  с успешностью учения детей в школе» отсюда мы опять приходим к выводу, что высокий уровень взаимоотношений детей сказывается на успешности обучения в школе.

     Анализируя проблему взаимоотношения детей, мы увидели, что эти изменения происходят под влиянием совместной деятельности, будь то учёба, труд, игра. Умение ребёнка взаимодействовать со сверстниками формирует в нём позитивные качества, повышает социальный статус ребёнка, придаёт ему уверенности в себе, т.е. способствует его социализации в обществе людей. Ученик начинает активнее работать на уроке, и зачастую у него повышается успеваемость.

     Многие учителя  ищут разные способы, как повысить  успеваемость ученика, помочь  ему проявлять активность на  уроке, научить работать со  всеми в классе. Мы «мучаем»  их нагрузками, частыми тренировками. Может быть, стоит провести с ними игру, которая снимет напряжение и поднимет эмоциональный тонус. Не только с ним начать игру, но и пригласить к участию других ребят. Игры могут быть самыми разными, а провести их может любой взрослый: и учитель, и воспитатель, и родители. И вот они положительные эмоции, радость общения, расширение контактов, ведь результат через совместную деятельность гораздо выше.

     В своей  работе я рассматриваю, какое влияние оказывает игровая деятельность на формирование взаимоотношений младших школьников, будет ли она способствовать упрочению взаимодействия детей. Изучив исследования, научные работы Е.Е. Кравцовой, И.В.Дубровиной, П.Прутцман и других психологов, я пришла к выводу, что с приходом в школу игра у ребёнка уходит на второй план, но всё же является той важной составляющей частью его жизни и деятельности, которая влияет на развитие личности ребёнка. Тот факт, что игра остаётся для ребёнка необходимым условием жизни, подтверждают психологи Э.Берн, З.Фрейд, Г.Л.Лэндрет, Л.С.Выготский и другие.

     Совместная деятельность детей является основой сплочения, формирования коллектива. Трудно представить себе ученический коллектив школы, который не играет. При этом цель любой игры – получить удовольствие, наслаждение. Детей привлекает сама игра ка процесс. Результат игры - те эмоциональные переживания, которые они  испытывают, тот жизненный опыт, который они в ней приобретают. Этот опыт весьма значителен, ибо в игре дети «примеривают» те социальные роли, которые им предстоит реализовывать в жизни. Таким образом, в жизни класса, самих детей игровая деятельность влияет и на его настоящее (служит удовлетворением их потребностей, приносит радость) и на будущее (вводит детей в ситуации, которые могут сложиться в их будущей жизни).

     Л.С. Выготский  и Д.Б.Эльконин занимались исследованиями  психологии  игры детей. Л.С.Выготский считал, что   «основа игры создание мнимых ситуаций». У Эльконина Д.Б. существовала вторая точка зрения: Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребёнком». Их взгляды можно объединить на том основании, что ребёнок, являясь субъектом игры, удовлетворяет свою потребность в подражании и фантазировании. Он «примеряет» на себе в каждой конкретной ситуации, сюжете игры определённую роль. Осуществляет поиск наиболее оптимального взаимодействия.

     А..Я.Варга пишет: Детство неотделимо от игры. Чем больше значение детства в культуре, тем важнее игра для общества. Игровой элемент присутствует во всех популярных явлениях культуры. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра».

     По мнению  психолога Г.Л.Лендрет придаёт большое значение игре. Игра – это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Она удовлетворяет потребность ребёнка в физической активности. В игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности. Они чувствуют контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию, учатся взаимодействовать с людьми. Игра помогает раскрепостить детям воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определённые навыки общения. Когда дети играют они выражают собственную индивидуальность. Захваченные игрой, дети больше узнают друг о друге. Более глубоким становится взаимное доверие. Более живым – взаимный интерес. Атмосфера веселья и доверия в игре устраняет скованность, снимает напряжение, помогает детям вести себя непринуждённо. Такая атмосфера повышает энергетический потенциал группы и концентрирует внимание детей на том, что реально с ними происходит. Ведь опыт, принесший моральное  и эмоциональное удовлетворение,  закрепляется в сознании ребёнка и служит предпосылкой для дальнейшего его развития. «Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть»,- пишет Ф.Роджерс.

     В процессе  взаимодействия дети помогают  друг другу взять на себя  ответственность за построение  межличностных отношений. Затем  переносят эти способы взаимодействия  со сверстниками непосредственно  за пределы группы. Таким образом,  если дети будут внутри своего  класса участвовать, взаимодействовать  в совместной игре, то сложившиеся  отношения будут расширяться  за пределами класса, школы, дети  будут находить новые межличностные  контакты.

     Г.Л.Лэндрет придавал большое значение игровой терапии с любым ребёнком, а не только с ребёнком с дефектами психического развития. Он указывает на то, что нужно «как можно эффективнее использовать игровую терапию в начальной школе», она будет являться тем «дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению» и «усваивать предлагаемые знания наилучшим образом».

     О потенциальных  возможностях детской игры пишет  российский психолог Е.И.Петанова. Она подчёркивает, что « детские игры – индивидуальные  и групповые -  представляют собой важный материал для раскрытия эмоциональных отношений и душевных конфликтов у детей и путь, разрешения этих конфликтов». Говоря о групповых играх взрослых, она отмечает, что они «связаны с динамичным общением участников, которое оказывает на них организующее действие». Но ведь то же самое происходит и в группе играющих детей, все они подчинены единым правилам. Правила игры символизируют те ограничения, которые человеку (ребёнку) приходиться преодолевать в реальной действительности. «Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведёт себя и чувствует себя так, как в  ответственных условиях реальной действительности. Это позволяет использовать игру для обучения и тренировки», - пишет Е.И.Петанова.

     Свободная  игра является средством самовыражения  ребёнка (З.Фрейд), которая решает одну из коррекционных задач: «коррекция отношений в системе ребёнок – взрослый, ребёнок – сверстник». В ненаправленной игротерапии  участники (взрослые и дети)  выступают в роли равноправных партнёров. В такой обстановке снимается напряжение, позволяющее детям более полно и адекватно реализовывать свои истинные способности, что в свою очередь может эффективно повлиять на «позитивную динамику умственного развития ребёнка» (Е.И.Петанова). Таким образом, мы опять приходим к выводам, что спокойная эмоциональная доверительная обстановка в классе может обеспечить

     Совместная  игра помогает детям решать  конфликты, находить выход проблемы, поэтому в программе психолога  П.Прутцманн основное средство коррекции – это игра. Каждое упражнение и занятие тщательно отрабатывалось и утверждалось в соответствии с потребностями детей. Данный подход облегчает формирование познавательных навыков и придаёт особую живость и веселье организации игровых занятий. Дети проявляют большую активность в обучении правилам игры своих сверстников.

     Точка зрения  П.Прутцманн подтверждает взгляды других научных деятелей, что совместная игровая деятельность даёт возможность сообща добиваться предложенной цели, развивает сотрудничество. Дети сами «создают дружелюбную атмосферу и способствуют личному росту и уверенности». Результаты, полученные психологом, имеют более широкое значение, чем просто разрешение конфликтов. Стало очевидно: «для того, чтобы реагировать на конфликт творчески, дети должны понимать как свои собственные чувства, так и чувства своих партнёров, осознавать преимущества работы друг с другом, а не друг против друга».

     Существует  большое разнообразие детских  игр, которые можно использовать  с целью коррекции и формирования взаимоотношений детей. Подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские, сценические, интеллектуальные, игры – фантазии и грёзы, игры с правилами, настольные и другие. Игры могут привнести радость общения и процесс обучения и познания.

     Детская игра  – исторически  развивающийся  вид деятельности (В.П.Зинченко). Она проходит различные этапы развития, развёртывается в действиях, усложняется по содержанию. В младшем школьном возрасте значительное место занимают игры с правилами, интеллектуальные. Подвижные, сюжетно – ролевые, режиссёрские.

     Сюжетно –  ролевая игра способствует развитию  обратной связи. Это помогает  детям открыть новые способы  решения проблем в общении.  «Её характерная особенность, - отмечает  Е.Е.Кравцова, - состоит в том, что ребёнок принимает на себя какую-то роль». Дети с удовольствием играют в доктора и пациента, учителя и учеников (как показывают наблюдения, в игре дети повторяют образ своего учителя). В своих действиях они отражают поступки, жесты, мимику взрослых, которые их окружают. Много новых идей и предложений школьники вносят в игру, поддерживают неуверенных, малоактивных ребят.

      Сюжетно  – ролевая игра – внутренняя  коллективная деятельность, даже  тогда. Когда ребёнок играет  один. В ней дети учатся ориентироваться  в мире людей, выяснять их  взаимоотношения, разбираться, что  хорошо, что плохо.

     Сценические  (режиссерские) игры способствуют  формированию взаимоотношений в  классе даже более эффективно, чем групповые рисунки. Так  как требуют совместной физической  работы. Эти игры, очень подвижные,  вызывают много смеха. В режиссёрской  игре ребёнок выполняет функцию и режиссёра и актёров. Младшие школьники с удовольствием обыгрывают разные сказки, истории.

     В одной  игре мы с детьми отправились  на Волшебный остров.  «Взяли»  с собой необходимое. Какие  только приключения с нами  не происходили: у нас пропадало  всё снаряжение, нападали пираты, мы встречали разных экзотических  животных и многое другое.  А ведь всё это придумывали  дети. Они все веселились от  души. Если кто-то «попадал в  беду», все бросались ему на  помощь. В этой игре мы увидели  проявление партнёрства, сотрудничества. В охоте на диких животных  присутствовала и конкуренция,  и соперничество. Ира даже встала  на защиту животных, и их «пришлось  отпустить». Но не было ни вражды, ни злости, а уж тем более  безразличия.

     Режиссёрская  игра зачастую включает в себя  элементы продуктивных видов  деятельности – конструирование, рисование и т.д. Важнейшей особенностью данной игры становится возможность коллективного участия детей в подготовке и проведении театрализованных представлений, «путешествий», праздников.

     Большую значимость  имеют и подвижные игры. данные игры можно проводить и в классе и на улице. Дети с радостью принимают участие в эстафетах, в беге в мешках, играют в «Жмурки», «Паровоз», и многие другие. Порой в этих играх нужна поддержка робким, неуверенным детям. Здесь хорошими помощниками могут оказаться другие участники. Иногда приходится сдерживать тех, кто чрезмерно старается выделиться, игнорируют других ребят. Обычно ребята сами устанавливают правила в игре и справедливо требуют не нарушать их. Полезным будет в конце игры проводить обсуждения: учить детей высказываться о других и слушать других.

     В играх  с правилами формируется чувство  ответственности, возникают отношения  ответственной зависимости (как коллективном труде). Игры с правилами перерастают во всевозможные спортивные игры – двигательные и умственные ( футбол, хоккей, шахматы и др. ). Через эти правила идёт построение отношений в классе, обучение культуре поведения.

     Ситуации успеха, естественные и специально созданные  педагогом, часто перерастают  в ситуации эмоционально –  психологического единства, когда  возникает чувство «мы вместе».  У детей развивается интерес  друг к другу, они перестают  чувствовать отчуждение, непонимание.

     В игре дети  ведут себя по-разному. В ней  обнажаются эталоны оценок, принятые  в семье, привычки поведения  и характера. Если приглядеться  пристальней к игре, то она  может рассказать о том, что  волнует ребёнка, как идёт его  развитие, что особенно хорошо  у него получается, что необходимо откорректировать. Хорошо и правильно построенная игра, совместная игровая деятельность, поможет детям освоить правила сотрудничества, взаимовыручки.

     Анализируя  работы психологов по проблеме  взаимоотношений детей в совместной  деятельности (познание, труд, игра), я  пришла к выводу: большое влияние  на формирование взаимодействий  детей оказывают взрослые (педагоги, родители, психологи). Во многом от  них будет зависеть, каким будет  это развитие: научаться ли, дети сотрудничать, или их отношения станут негативными, что может в дальнейшем привести к конфликту, насилию.

     Чувства симпатии, привязанности, верности, чувство  преданности, долга и любви,  дружбы, столь ценимые нами во  взрослом человеке, не являются  готовыми. Они проходят сложный  путь развития. Эмоциональное созревание  длится не один год. Лишь  со временем оно приобретает большую выраженность, дифференцируется. Этому в значительной степени способствует игра как модель совместной деятельности младших школьников.

Информация о работе Влияние игры на формирование творческой способности