Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а  затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно  развиваются творческие способности  подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит  свое выражение в стиле мышления.

В подростковом возрасте происходит бурное развитие эмоций человека.

Для подросткового возраста характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик  диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие  «подросткового комплекса», который  демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками - все это  ведет к интенсивному росту социально  ценных побуждений и переживаний  подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному  самопожертвованию и т. д.

В мотивационной структуре  процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения  с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения  со сверстниками, ярко проявляется  потребность в принадлежности какой-нибудь группе, обнаруживается тенденция к  поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной  привязанности и общности интересов.

Существенные преобразования происходят в характере мотивации  учебно-познавательной деятельности подростков. В средних классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания  сверстников. В старших классах  учеба начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы  и профессиональных намерений.

Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности  мотивов сексуальной активности подростков.

Другой особенностью мотивационной  сферы подростков является возникновение  потребностей и мотивов, обусловливающих  различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

Данный возраст традиционно  считается самым трудным. Дубровина  И.В. связывает эти трудности с  различными психофизиологическими  и психическими отклонениями, связанными с половым созреванием подростков.

Следует отметить, что в  ходе бурного роста и физиологической  перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная  самооценка. В качестве общих особенностей отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья к унынию и  пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым недовольством  собой.

Центральным психологическим  новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка  своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания  отношения к самому себе как к  взрослому. Это чувство проявляется  в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к  взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность  осознать себя как личность, отличную от других людей. Отсюда стремление к  самоутверждению, самореализации, самоопределению. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень  самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский  считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного  возраста.

В этом возрасте подросток  начинает осознавать свою особенность  и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно  родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Традиционно появление термина  «идентичность» в психологии связывают  с именем Э. Эриксона, который определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [б]. Э. Эриксон выделил некоторые элементы идентичности на уровне индивидуального опыта: 1) чувство идентичности — это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной  идентичности основано на двух  одновременных наблюдениях: восприятии  себя как тождественного и  осознании непрерывности своего  существования во времени и  пространстве, с одной стороны,  и восприятии того факта, что  другие признают мое тождество  и непрерывность, — с другой; 3) переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе [6].

Все эти наблюдения относятся к  форме существования идентичности: обладать идентичностью — значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие  как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия;  во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Относительно содержания идентичности Э. Эриксон дает следующее определение: «Это конфигурация, которая возникает путем успешного эго-синтеза и ресинтеза в течение детства. Эта конфигурация постепенно объединяет конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты, успешные сублимации и постоянные роли» [7; 49]. Таким образом, идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей признающими эти тождество и непрерывность. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Э. Эриксон в своих работах  не прибегал к эмпирическим исследованиям, ограничиваясь теоретическим анализом проблемы идентичности. Когда же его  последователи попытались обосновать его идеи эмпирически, оказалось, что  приведенные определения идентичности метафоричны и широки; это не позволяло  выделить переменные эмпирического  исследования. Появились попытки  дать более строгое и операциональное определение идентичности. Наиболее известным и плодотворным оказался подход Дж. Марсиа [15]. Его статусная модель идентичности широко применяется в исследованиях подростков ([З], [22]).

Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго — внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Для операционализации понятия идентичности он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем». Например, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти учиться или работать, какую выбрать работу, вести ли половую жизнь и т.п. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни. Дж. Марсиа подчеркивает, что развитие идентичности может включать многие другие аспекты, но его модель базируется именно на аспекте решения проблем.

В работах А. Ватермана в большей степени акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.

А. Ватерман рассматривает идентичность с процессуальной и содержательной сторон. Во-первых, процесс формирования и существования идентичности охватывает средства, с помощью которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии станут элементами его идентичности. Так, подросток осуществляет выбор из огромного количества потенциальных элементов идентичности, оценивая преимущества и ограничения каждого из них, а также значимость каждого элемента для собственной личности. Во-вторых, идентичность невозможно рассматривать без учета содержательной специфики целей, ценностей и убеждений, которые человек выбирает. Каждый элемент идентичности относится к какой-либо сфере человеческой жизни. А. Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений; 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства. А. Ватерман подчеркивает, что исследование идентичности следует вести по двум указанным линиям, рассматривая процессуальную и содержательные стороны в их единстве и взаимосвязи, что даст возможность не только проследить пути формирования идентичности, но и понять значения для личности выборов, сделанных в той или иной сфере жизни [12], [22].

 

 

1.2 Социальная  идентичность: понятие, условия и  критерии формирования

 

Социальная  идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым  понимается процесс определения  себя через членство в социальной группе. Социальная идентификация выполняет  важные функции, как на групповом, так  и личностном уровне: именно благодаря  этому процессу общество получает возможность  включить индивидов в систему  социальных связей и отношений, а  личность реализует базисную потребность  групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.

Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин, который полагал, что человек  нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы  сохранять ощущение внутреннего  благополучия.

Практически ни одно из основных теоретических  направлений социальной психологии ХХ века не обошло своим вниманием  данный феномен, предлагая собственные  взгляды на проблему социальной идентичности.

Весьма значительный вклад в  разработку проблемы социальной идентичности внес Эрик Эриксон, благодаря которому термин «идентичность» получил статус самостоятельной научной категории.

Э. Эриксон разработал концепцию  психосоциальной идентичности, которая  близка к современному пониманию  феномена социальной идентичности. С  точки зрения Эриксона, только часть  идентичности осознаваема, часть находится  в области в предсознания, а по большей части она расположена в бессознательном, может даже подвергаться вытеснени. Психосоциальная идентичность - продукт взаимодействия между обществом и личностью. В качестве опосредующего инструмента идентификации выступает «идеология» - систематизированная совокупность идей и идеалов. Эриксон формулирует концепцию отрицательной идентичности, основными компонентами которой являются следующие положения:

1. Психологическая идентичность  каждого человека содержат иерархически  организованные позитивные и  негативные элементы. В детстве  человек сталкивается не только  с идеалами, но и с прототипами  зла. Таким образом, личность  получает представление о том,  кем она не должна стать.  Позитивная идентичность находится  в состоянии вечного конфликта  с идентичностью негативной.

2. У человека, принадлежащего к  подавляемому меньшинству, происходит  смешение собственной негативной  идентичности с отрицательными  образами этого меньшинства, сложившимися  у доминирующей группы, в результате  чего развивается чувство неполноценности  и ненависти к себе.

3. Доминирующая группа отчасти  заинтересована в сохранении  такой негативной идентичности  меньшинства, поскольку она служит  защитой от осознавания большинством своей собственной негативной идентичности. Эта защита позволяет большинству чувствовать свое превосходство и целостность.

Ученые бихевиористской ориентации (М. Шериф, Д. Кэмпбелл) исследовали влияние функциональной взаимозависимости между группами на межгрупповые отношения. В ходе проведенных экспериментов было установлено, что объективный конфликт интересов приводит к проявлению негативных аутгрупповых стереотипов и в то же время способствует внутригрупповой сплоченности и поддержке или, наоборот, межгрупповому конфликт.

В рамках символического интеракционизма основы исследования социальной идентичности были заложены работами Ч. Кули и Дж. Мида. Дж. Мид рассматривал идентификацию как результат социального взаимодействия. В качестве инструмента идентификации индивида с группой он вводит понятие «обобщенный другой»[18; с. 343, 19; с. 265].

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек