Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

Еще одним механизмом формирования социальной идентичности является социальное сравнение. Таджфел полагал, что, поскольку все социальные группы существуют в среде других групп, позитивные аспекты социальной идентичности (то есть те аспекты, которые вызывают удовлетворение) и ощущение ценности принадлежности к определенной социальной группе приобретают значение лишь при сравнении с другими социальными группами. В контексте внутригрупповых процессов социальное сравнение сфокусировано на акцентировании различий между собственной группой и другими группами. Более того, поскольку социальная идентичность включает в себя эмоционально-оценочный компонент, и эта оценка основывается на сравнении характеристик своей собственной группы с другими группами, сущность внутригруппового оценочного процесса в самоподтверждении, это сравнение не должно быть точным, его задача - подчеркнуть различия, говорящие в пользу ингруппы, что должно привести к позитивной межгрупповой дифференциации, позитивно окрашенной отличительности и позитивной социальной идентичности. Эти процессы мотивированы стремлением к поддержанию положительной самооценки, входящим в мотивационную сферу личности.

Первая стадия (Таблица 1.1), предварительной  категоризации, является подготовительной и «запускает» процесс интеграции идентичности. Будучи предварительной, эта стадия возникает еще до того, как личность сталкивается с серьезными жизненными изменениями, требующими пересмотра идентичности, или оказывается в  ситуации реального взаимодействия с новой социальной группой. В  случае неожиданных изменений эта  стадия может и не возникнуть. На этой стадии осуществляется когнитивный  процесс самоприсоединения, в ходе которого личность проецирует собственные свойства и характеристики на новые ингруппы. Это процесс наполняет смыслом новое групповое членство и, как результат, приносит ощущение единства с этой ингруппой.

На второй стадии, категоризации, члены  группы сталкиваются с реальными  жизненными изменениями и с существованием в рамках новой социальной группы. Эта стадия отмечена проблемой внутригрупповой  отличительности. Внутригрупповая  динамика возрастает по мере того, как  различия между группами становятся конкретными и заметными. Личность, находящаяся на данной стадии, не может идентифицироваться сразу с несколькими социальными группами. Компоненты «Я» на этой стадии воспринимаются как различные.

 

Таблица 1.1 - Модель четырех стадии развития и интеграции социальной идентичности

Стадия

Характеристики стадии

1. Предварительная категоризация

Процесс самоприсоединения, в ходе которого собственные характеристики и свойства проецируются на новую группу

2. Категоризация

Высоко дифференцированные, изолированные  социальные идентичности.

Преобладание одного вида социальной идентичности над другими

Социальная идентичность строится по принципу «все или ничего».

Пересечений старых и новых  идентичностей мало, или они совсем отсутствуют 

3. Обособление

Возможны множественные идентификации.

Социальные идентичности обособлены.

Между социальными идентичностями не существует конфликтов и противоречий.

Нарастание пересечений  между идентичностями,

 

но идентификация в значительной мере определяется конкретным контекстом

4. Интеграция

Осознание наличия и разрешение конфликта  между важными социальными идентичностями.

Межу идентичностями устанавливаются  взаимосвязи, благодаря признанию  наличия между ними сходства.

Проведение категоризации  более высокого уровня для разрешения конфликта.

Пересечение идентичностей, таким образом, что абсолютные аут-группы и частичные ин-группы становятся абсолютными ин-группами. Совместная идентичность становится возможной


 

Личность принимает только те компоненты «Я», которые описывают изначальную  ингруппу. Таким образом, отдельные и конкретные виды социальной идентичности преобладают над целостным ощущением «Я».

Третья стадия развития социальной идентичности - это обособление. На этой стадии множественность старых и новых социальный идентичностей  лучше осознается человеком, поскольку  он или она больше понимает, что  является членом разнообразных социальных групп. Это происходит, когда возрастает число контактов с членами  других групп и различные виды социальной идентичности актуализируются  одновременно. Опыт такого взаимодействия приводит к появлению новых когнитивных  связей между компонентами «Я». Однако, на этой стадии различные виды социальной идентичности существуют обособлено, возможные противоречия между идентичностями также не осознаются. Хотя человек может осознавать себя членом разных социальных групп, идентичности по прежнему очень зависят от контекста, и одновременная идентификация с различными группами невозможна.

На четвертой стадии происходит интеграция социальной идентичности. На этом этапе человек начинает осознавать, что множественные и различные  социальные идентичности одинаково  значимы для его «Я». Для достижения подобной интеграции необходимо сначала  осознать, что различные характеристики «Я» могут конфликтовать между  собой, и необходимо использовать когнитивные  и мотивационные ресурсы для  разрешения этих противоречий.

Итак, социальная идентичность - это  феномен, возникающий на основании  осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера  конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует.

Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных  групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия.

Социальная  идентичность личности формируется  в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно  осмысляется в соответствии с  системой жизненных отношений и  потребностей. Это позволяет утверждать, что социальная идентичность обладает смысловой природой.

Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную  природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение.

Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

      1. СМИ как  фактор формирования идентичности личности в обществе

 

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [21, с.7].

К СМИ также относятся: [11, с.12]

1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

2) электронные (радио,  телевидение, Интернет, видео –  и аудиозаписи, кинематограф

3) информационные агентства.

К отличительным чертам СМИ  можно отнести:

1) публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;

2) наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3) непостоянный объем  аудитории, меняющейся в зависимости  от проявленного интереса к  той или иной передаче, сообщению  или статье [8, с.79].

 

 

1.2 Функции  СМИ и методы их влияния на человеческое сознание

 

Рассмотрим функции, которые  выполняют средства массовой коммуникации в обществе, какие его потребности  и потребности личности они удовлетворяют  и каким образом. Рассмотрение этих функций и сравнение их провозглашаемой  направленности и целей с теми, которые реализуются в повседневной жизни, поможет в понимании возможностей их воздействия на психику человека. [9, с.21]

Функции СМИ можно разделить  на три основные группы:

- удовлетворяющие потребности  человека как индивида, как личности;

- удовлетворяющие потребности  определенных социальных групп и человека как члена группы;

- удовлетворяющие потребности  общества в целом как целостной  социальной системы и соответственно человека как члена общества.

В связи с тем, что средства массовой информации имеют публичный  и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для  того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов  общества в целом и различных  социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и  психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой информации, будут  не поняты или не приняты аудиторией. На основе имеющихся в настоящее  время данных и их обобщения, возможно, выделить три основные потребности  человека, заставляющие его обращаться к СМИ:

- потребность в информационной  связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

- потребность в развлечениях  и, в некоторой мере похожая на не, но не совпадающая полностью с ней,

- потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

При реализации потребности в отвлечении человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

- ориентировки в современной  ситуации и социальной среде,  а в более широком плане  - социализации в обществе (усвоения  индивидом ценностей, норм, установок,  образцов поведения, присущих данному обществу);

- развития общего кругозора,  по сути, заменяющего процесс  систематического обучения и  получения общего образования,  повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

- решения повседневных  практических проблем (где купить  необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

- повышения профессионального  уровня (за счет специализированных  периодических изданий и других  средств массовой коммуникации). [6, с.54]

Таким образом, можно выделить следующие функции СМИ: [42, с.37]

1) коммуникативная - функция  общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;

2) непосредственно – организаторская  (в которой наиболее наглядно  проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);

3) идеологическая (социально  - ориентирующая), связанная со стремлением  оказать глубокое влияние на  мировоззренческие основы и ценностные  ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4) культурно-образовательная,  заключающаяся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей  на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Средства массовой информации (СМИ), или масс-медиа, очень быстро превращаются в реальную власть в  политической, социальной и духовной сферах. Обладая специфическими возможностями  влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности  и всеохватности способны формировать  облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный  кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной  идентичности личности.

В последние десятилетия  одной из важнейших проблем формирования личности является проблема формирования ее идентичности. Это нашло свое отражение в появившихся за последнее  время многочисленных исследованиях  не только психологических наук (которые  традиционно занимались этой темой), но также социологии и культурологии.

Одной из значимых характеристик  современного общества является расширение технологических возможностей и  сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение  информационных технологий в современном  постиндустриальном обществе вызвало  широкий интерес к месту и  роли СМИ в формировании общественного  мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности.

Некоторые ученые говорят  о современности как об эпохе  «медиакратии», власти средств массовой информации. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц, ее контролирующих — «медиакратов».

Массовая информация по своей  сути — информация социальная. Она  имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве, и распространяется с помощью технических средств. Массовая информация отражает общественные процессы и имеет свою цель —  управление обществом или его  подсистемами через управление людьми. Массовые коммуникации в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек