Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.7 -  Диаграмма результатов опроса 11 а класса по анкете 2 п.2

По данным диаграммы можно установить, какой  направленности сайты посещают учащиеся 11-х классов, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.

 

Рисунок 2.8 -  Диаграмма результатов опроса 11 б класса по анкете 2 п.2

 

По данным диаграммы можно установить, какой  направленности сайты посещают студенты класса 11 Б, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.

На основе полученных ответов, можно выделить три основных вида пользования респондентами Интернета:

1. Познавательная - увлеченность  познанием в сфере программирования  и телекоммуникаций или, как  крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность  компьютерными играми и, в частности,  играми посредством Интернета  или, как крайний вариант, т.  н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение  сетевой коммуникацией или, как  крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная

Главной функцией пользования Интернетом у опрошенных является общение: 30% ведут онлайн-дневники, 60% общаются с друзьями через Скайп, 80% присутствуют в разных социальных сетях («В Контакте», «Одноклассники»).

Онлайн идентичность опрошенных, образ, который они представляют другим, большей частью соответствует их внесетевой идентичности. Хотя представляемый образ Я, как правило, в чем-то приукрашен, он вполне узнаваем. Так, 80% опрошенных сообщают номер своего домашнего телефона, 65% - номер мобильного, 60% - номер школы или класса, 50% выкладывают свои фотографии и фотографии родственников. 8 из 10 опрошенных пытаются встречаться с людьми, с которыми познакомились в Интернете.

Присутствуют возрастные различия. Если младшие подростки чаще экспериментируют со своей идентичностью, то старшие больше озабочены поддержанием ее стабильности и внутренней последовательности. Кроме того, дети чаще рассказывают о своих делах и достижениях, а подростки и юноши - о личных чертах, чувствах и отношениях.

Так же выражены гендерные различия. В центре интереса как мальчиков, так и девочек стоит собственное Я. Это проявляется и в рассказах, и в отборе фотографий. Это основано не столько на эгоцентризме, сколько на логичном предположении, что твоих друзей, в отличие от посторонних, больше всего интересует твоя собственная жизнь. Но мальчики и юноши чаше обсуждают социальные и внесемейные проблемы, тогда как девочки говорят о своем непосредственном окружении.

Мальчики-подростки чаще помещают разнообразные визуальные образы, зато сильно уступают девочкам в создании блогов (20% против 35%). В этом тоже нет ничего удивительного: девочки с детства больше приучены рассказывать о себе, у мальчиков исповедальность и эмоциональность не поощряются, считаются признаком слабости. Девочки также уделяют больше внимания оригинальности оформления своих блогов и сайтов, это для них так же важно, как оригинальность одежды, которой мальчики могут пренебречь.

Важная особенность подростковой онлайновой активности - стремление отгородиться от взрослых, учителей и родителей. Чтобы затруднить "узнавание" их сетевых образов, подростки стараются замаскировать их с помощью какой-то ложной информации. Контроль со стороны взрослых кажется им серьезным покушением на их свободу.

В ходе исследования были выделены следующие причины создания новых  идентичностей опрошенными:

- Основная причина –  получение нового опыта, поиск  собственного “Я”. “Виртуальная личность” в данном случае оказывается не соотносима ни с “идеальным ” ни с “реальным” Я; она прежде всего выражает стремление испытать нечто ранее не испытанное. Реальная жизнь не может дать подросткам тот спектр выбора, который предлагает им Интернет. Большинство опрошенных отметило, что Интернет позволяет им экспериментировать с идентичностью, не задумываясь о последствиях, чего в реальной жизни достигнуть невозможно.

- Вторая причина – компенсаторное  стремление преодолеть субъективные  или объективные трудности реального  общения. Подросткам представляется легче упражняться в общении с незнакомыми собеседниками, чем с реальными. Отсутствует фактор риска, что раскрепощает субъекта.

- Ещё одной причиной  является низкая самооценка, недостаточное  самоуважение, повышенная самокритичность.  Новая идентичность в данном  случае даёт возможность “примерить” образ, кажущийся подростку более привлекательным, чем реальный, предоставляется возможность почувствовать себя кем-то другим, или же “улучшенной версией” себя самого, что даёт человеку чувство удовлетворения.

- Следующая причина –  необходимость выплеска агрессии, свойственной личности, но не  реализуемой в реальной жизни,  так как это социально нежелательно  или небезопасно. Опрошенные видят создание новых идентичностей как возможность проявить свою агрессию без последствий для себя и окружающих.

Было установлено, что активность поведения в Интернете слабо связана с активностью в восприятии альтернатив. Интернет-зависимость не связана ни с активностью в восприятии альтернатив, ни с активностью в действии. Изучаемые особенности поведения не связаны с полом респондента. С возрастом респондента из рассматриваемых особенностей поведения отрицательно связана активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации: чем младше респондент, тем больше интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов.

Для многих опрошенных онлайновая жизнь обязательна. Респонденты объяснили этот факт личной потребностью выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей - способ преодолеть навязанную взрослыми жесткую систему возрастной сегрегации, присутствующей не только в школе, но и во внешкольных учреждениях, спорте и рассчитанной на подростков потребительской культуре.

Интересным выводом из анализа ответов опрошенных стал факт того, что внутри подросткового  сетевого сообщества существует такая  же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе  или классе. Если ты не являешься обладателем удачного блога или не присоединишься к популярной сети, ты фактически переходишь в разряд изгоев. Вопрос "Сколько у тебя (сетевых) друзей?" может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности.

Анализ результатов, полученных с помощью анкетирования показал, что различия в количестве социально-ролевых и персональных самоописаний аддиктов (интернет-зависимых подростков) и неаддиктов (свободных от зависимости) не значимы. То есть, Интернет-зависимость не связана с особенностями самокатегоризации.

Сравнение данных о самокатегоризации активных (тех, для кого характерно восприятие возможностей и осуществление действия) и неактивных респондентов, полученных с помощью методики "Кто Я", показало, что в самоописаниях неактивных значимо чаще встречаются высказывания, относящиеся к категориям "пол", "семейные роли", а также значимо больше упоминаний социальных ролей в целом. Эти результаты согласуются с имеющимися данными о влиянии социальной идентичности на поведение в Интернете. Отмеченная тенденция на макросоциальном уровне может быть связана с быстрым темпом социальных изменений в обществе в целом и с различиями функций семьи и группы сверстников в современных условиях. Сильная идентификация с традиционными (семейными и половыми) ролями определяет неспособность активно действовать в тех ситуациях, в которых отсутствуют соответствующие этим ролям предписания. Поэтому, чем больше подросток идентифицируется с социальными ролями, в особенности - традиционными, тем менее вероятно проявление им активности в неопределенной среде, что и проявилось в данном исследовании.

Кроме того, ни активность в  восприятии альтернатив (когда человек  выделяет для себя достаточно широкий  спектр возможностей), ни активность в  действии (когда человек осуществляет действие, выбирая одну из возможностей), ни Интернет-зависимость оказались не связаны с объективными характеристиками использования Интернета: стажем использования Интернета, его доступностью, необходимостью использовать Интернет для учебы или работы. Эти данные об отсутствии связи изучаемых особенностей поведения с объективными параметрами использования Интернета согласуются с теоретическими представлениями о том, что особенности поведения в неопределенной среде детерминированы скорее личностными, чем ситуационными переменными.

Анализ результатов, полученных с помощью АНКЕТЫ 2, показал, что активность в восприятии альтернатив в Интернет-коммуникации не связана ни с преобладанием социальной или персональной самокатегоризации, ни с другими показателями самокатегоризации.

Для анализа внеучебных интересов и увлечений учащихся 11 классов СШ №114 в анкете 1 были запланированы такие вопросы: «Как, по Вашему мнению, обычно проводят свободное время ваши друзья?» и «Каковы, на Ваш взгляд, основные увлечения одноклассников?». Здесь мы также постарались учесть отдельно мнение учеников в гендерном разрезе. Для большей наглядности результаты были преобразованы в столбчатую диаграмму. (Рис. 2.8)

             Рисунок 2.8 – Анализ проведения свободного времени

юноши            девушки


Анализируя полученные данные, можно проследить, что обе группы учащихся (юноши и девушки) на первое место поставили общение с  друзьями в свободное время (65 % и 61 % соответственно). Из диаграммы видно, что по всем указанным позициям различия несущественные, кроме таких позиций, как «игра в компьютерные игры»  и «чтение художественной литературы».

В полнее естественно, что  юноши  в большей степени предпочли  проводить свободное время, играя  в компьютерные игры (51,5 %), в то время как только 15,7 % девушек предпочитают этот вид отдыха. Зато, что касается чтения художественной литературы, здесь наблюдается обратная ситуация, выражающаяся в следующем соотношении: 41 % девушек и 4 % юношей. Оказалось, что профессиональные интересы ребят переносятся и на свободное время и обусловливаются особенностями факультативов и кружков, в которых они обучаются.

Вместе с тем, одинаковыми  для всех ребят стали предпочтения посещения дискотек, дружеских компаний и просмотра телевизионных передач, например, занятиям спортом, походам  в театр, музей, на выставки и др.

В целом круг увлечений  молодых людей очень широк: это  и прослушивание музыки, и игра на музыкальных инструментах, и просмотр телевизора, и видео, выезды за город, и Интернет и многое другое.

В дополнение личностной идентичности ученика 11 класса необходимо некоторое  внимание уделить вопросу социализации, оказывающей непосредственное влияние  на формирование лмчностной идентичности. Социализация включает в себя два основных аспекта: первый – это усвоение социального опыта, то есть отражение того, как окружающая социоприродная среда воздействует на человека; второй аспект – это характеристика момента воздействия человека на окружающую социоприродную среду посредством отношений, деятельности и общения. Как отмечают социологии, именно в процессе социализации происходит формирование идентификационных предпочтений молодого человека. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают родные, то есть семья, близки друзья. В этой связи важное значение имеет анализ ответов на вопрос «На кого Вы бы хотели быть похожим?». (Рис.2.9)

Рисунок 2.9 – Распределение ответов на вопрос «На кого Вы бы хотели быть похожим?»

 

В результате анкетирования АНКЕТОЙ 1 были получены следующие данные: современной молодежи наиболее интересны музыкальные программы (21 человеку). В основном интерес у молодежи вызывают различные хит-парады (такие как «Русская десятка», «20-ка самых-самых» и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвующих в анкетировании, лидирующие место здесь занимают КВН проект «Топ-модель по американски»; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как «Итоги», «Умники и умницы» и «Гении и злодеи». 29 человек совмещают просмотр телевидения с другими видами умственной деятельности, в основном это подготовка к занятиям или чтение книг. В процессе анкетирования выяснилось, что несколько подростков (19 человек) телевидению все-таки предпочитают чтение книг, то есть то, что их увлекало в детстве. Самым популярным каналом молодежь считает канал МTV (20 человек), 11 человек считают, что самый часто просматриваемый канал – это МУЗ-ТВ, телеканал СТС смотрят 5 учащихся, за то, что здесь нет никаких информационных выпусков всяких «взрослых» передач, 6 человек назвали другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны  следующие выводы:

1. Большинство  программ, телепроектов, реалити-шоу,  все-таки неблагоприятно влияют  на психологию подростков, на  их поведение после просмотра  некоторых программ.

2. Программ  отрицательно влияющих на нашу  молодежь гораздо больше, чем  программ, положительно влияющих  на психологию подростков, а также  и на их умственные способности.

3. Допускаемое  время просмотра телевизора составляет 2 часа и не более (хотя большинство  подростков смотрят телевизор  около 2-4 часов).

Согласно  проведенному исследованию рекомендуется  больше смотреть такие программы, как  «Умники и умницы», «Своя игра», интеллектуальное телеказино «Что? Где? Когда?», а также просмотр таких каналов, как «Культура» и Discovery. Поменьше времени тратить на просмотр таких программ, где проявляется агрессия, насилие и секс.

Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что просматривается  определенная тенденция – ориентация на собственную индивидуальность (25 %). Ориентация на авторитет родителей  тоже занимает достаточно высокое место  и составляет 23,5 %. Третью позицию  занимает образ популярного человека (13,5 %), что, по нашему мнению, обусловлено  влиянием, прежде всего средств массовой информации. Остальные позиции в  той или иной степени занимают примерно равные позиции.

Таким образом, складывающаяся картина наглядно демонстрирует  то, что все-таки семья, являясь основным институтом первичной социализации, оказывает значительное влияние  на формирование идентификационных  предпочтений. Вместе с тем, в конкуренцию  с семьей социализации вступают средства массовой информации как вторичный  фактор социализации, детерминирующий  социальную идентичность личности.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек