Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

В контексте вышеизложенного  можно заключить, что молодежь  – это часть крупного демографического образования – молодежи, обладающая такими идентификационными характеристиками, как возраст, переходность социального  статуса, подчиненность, несамостоятельность. Важными сущностными характеристиками студенчества как индентификационной группы являются: пополнение интеллектуального потенциала страны, особенный характер труда, специфически организованная учебная деятельность; достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень; стремление к максимальной самореализации, открытость к инновациям и другие. Таким образом, определяя молодежь как идентификационную группу, следует подчеркнуть, что это, прежде всего, совокупность индивидов, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, общими ценностями и идеями в едином культурно-образовательном пространстве.

Сущностными свойствами молодежи, позволяющими судить о его целостности  как социальной общности, являются: возраст, переходность социального  статуса, подчиненность, несамостоятельность, подготовка к выполнению социальной роли, специфика трудовой деятельности – учеба, достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень, обусловленные  возрастом психологические характеристики: открытость и восприимчивость к  инновациям, стремление к максимальной самореализации и т.д.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Изучение особенностей личностной и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

В настоящее время имеется ряд  научно-практических исследований, связанных  с изучением социальной идентичности и формирования «Образа-Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).

Проблема нашего исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций молодежи, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, влиянием СМИ, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические  выводы.

У молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя личностная идентичность, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Данный период отличается выходом молодых людей  на качественно новую социальную позицию, в которой формируется  сознательное отношение к себе как  члену общества.

Социальная  идентичность - это феномен, возникающий  на основании осознании личностью  своей принадлежности к разнообразным  социальным группам, в которые человек  включается в ходе своей жизнедеятельности.

Когнитивная и мотивационная сфера  конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется  под влиянием различных групповых  свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую  динамику и процессы межгруппового  взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта  реальность субъективно осмысляется  в соответствии с системой жизненных  отношений и потребностей.

Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную  природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток  занимает активную позицию по отношению  к общности, в которой он реализует  себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его  личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

Потребность в самоопределении  возникает на определенном этапе  онтогенеза - на рубеже старшего подросткового  и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения  этой потребности логикой личностного  и социального развития подростка. Идентичность личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики мы пришли к следующим выводам:

              1. У школьников с 9 класса (с 15 лет) идет интенсивное развитие личностной и социальной идентичности и к 11 классу (18 годам), данные свойства развиты на достаточно высоком уровне;
              2. Испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и своими друзьями;
              3. Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе;
              4. Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»;
              5. При рассмотрении результатов социометрии и методики «Ценностные ориентации» видно, что чем ближе ценностные ориентации конкретного человека к среднегрупповым, тем выше его рейтинг в данной группе.

Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя  себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.

Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что просматривается  определенная тенденция – ориентация на собственную индивидуальность (25 %). Ориентация на авторитет родителей  тоже занимает достаточно высокое место  и составляет 23,5 %. Третью позицию  занимает образ популярного человека (13,5 %), что, по нашему мнению, обусловлено  влиянием, прежде всего средств массовой информации. Остальные позиции в  той или иной степени занимают примерно равные позиции.

Таким образом, складывающаяся картина наглядно демонстрирует  то, что все-таки семья, являясь основным институтом первичной социализации, оказывает значительное влияние  на формирование идентификационных  предпочтений. Вместе с тем, в конкуренцию  с семьей социализации вступают средства массовой информации как вторичный  фактор социализации, детерминирующий  социальную идентичность личности.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование личностнорй и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде и формируется под воздействием СМИ подтвердилась.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников

 

  1. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с.
  2. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 2008. № 6. - С.8-31
  3. Бауман З. Текучая современность.  - СПб.: Пмтер, 2008. – 212с.
  4. Данилова Е.Г., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современного общества. // Социологические исследования. 2004. № 10. – с.14 - 22
  5. Тоффлер Э. Третья волна. -  М.: Наука, 2009. – 309с.
  6. Акимова И.А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе//Сервис Plus», 2009. - №, - с. 27 - 33
  7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 2006 -. № 1.
  8. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2010. №1.
  9. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб.: Роза мира, 2005. – 206 с.
  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с.
  11. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.
  12. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с.
  13. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.
  14. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с
  15. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М.: Наука, 1994. - 397 с.
  16. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. – М.: Амалфея, 1981. - 287 с.
  17. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Питер, 1999. - 328 с.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. И предисл. А.В. Толстых. 2e изд. - М.: Флинта:2006. - 352 с.
  19. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47
  20. Кули Ч. Социальная самость. В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1994. - 643 с.
  21. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.
  22. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362.
  23. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М.: Наука, 2009. - 247 c.
  24. Майерс Д. Социальная психология. - М.: Известия, 2004. - 673 с.
  25. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Наука, 2002. - 324с.
  26. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.
  27. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
  28. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 2010. – 90 с.
  29. Глинская М. «Информатизация образования – путь к построению информационного общества»/ Глинская М. // Человек и труд. – 2003г. - №12. – С. 79 – 81.
  30. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и развития личности // Философская и социологическая мысль, 2010, № 4, с.93-99;
  31. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
  32. Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. – 2003г. - №5. – С. 101 – 107.
  33. Бандурист-Белова И. С. К вопросу и влиянии СМИ на процесс трансформации мировоззренческой парадигмы // Вестн. Тверского гос. ун-та. - 2007. - № 29. - С. 25-29.
  34. Жилавская И. В. Что ищет и находит молодое поколение в СМИ (по материалам исследования "Влияние СМИ на молодёжь") // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2007. - № 5. - С. 53-56.
  35. Запесоцкий А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 3-16.
  36. Зубова Я. Влияние СМИ на формирование правовой культуры граждан // Человек и труд. - 2009. - № 4. - С. 47.
  37. Кадушкина Е. Дети и средства массовой информации // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 116-118.
  38. Костяев М. А. Влияние массмедиа на общественное сознание как средство воспроизводства институциональных основ общества // Вестн. Челябинского гос. ун-та. – 2007. - № 4. - С. 54-58.
  39. Круглый стол "СМИ - добро или зло? " // Вестн. Ун-та Рос. Академии Образования. - 2010 .- № 2 .- С. 8.
  40. Мадаева Г. А. и др. Влияние СМИ на формирование агрессивности у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Рос. Академия естествознания : [сайт]. - М., 2010-2011.
  41. Масловская Д. Л. Молодежь зависит от СМИ // Философия хоз-ва. – 2006. - № 2. - С. 135-136.
  42. Нехаева Н. А. Влияние масс-медиа на самоидентификацию личности: образовательный аспект // Философия образования. - 2009. - № 1. - С. 146-151.
  43. Рубчевский К. В. СМИ и проблема развития личности // Искусство и образование. – 2004. - № 6. - С. 61-74. – Библиогр.: 11 назв.
  44. Шопина Л. Влияние информационных потоков на ребёнка в детском оздоровительном лагере и их коррекция // Нар. образование. - 2008. - №3.- С.275-280.

 

Приложение А

 

Бланк экспертной оценки учеников

 

Уважаемый педагог, предлагаем Вам ответить на анкету. Ваши ответы будут использоваться в  психологическом исследовании, проводящемся в Вашей школе. Результаты будут представляться в обобщенном виде, имена разглашаться не будут.

Если школьник в целом по предлагаемому критерию в целом характеризуется положительно, то напротив его фамилии поставьте  знак «+» (плюс), если отрицательно, знак «-» (минус). Если нельзя охарактеризовать точно, поставьте знак « +- » (плюс минус).

№ п\п

Ф. И. О. ученика

критерии

успеваемость

посещение занятий

отношение к школе

отношение к педагогам

1

Ф. И. О.

       

2

Ф. И. О.

       

3

Ф. И. О.

       

4

Ф. И. О.

       

5

Ф. И. О.

       

6

Ф. И. О.

       

7

Ф. И. О.

       

8

Ф. И. О.

       

9

Ф. И. О.

       

10

Ф. И. О.

       

11

Ф. И. О.

       

12

Ф. И. О.

       

13

Ф. И. О.

       

14

Ф. И. О.

       

15

Ф. И. О.

       

16

Ф. И. О.

       

17

Ф. И. О.

       

18

Ф. И. О.

       

19

Ф. И. О.

       

20

Ф. И. О.

       

21

Ф. И. О.

       

 

Приложение Б

 

Таблица Б.1 - Сводная таблица результатов  обследования социометрической методикой  общей группы

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

1

0

1

2

4

10

1

2

2

9

23

-13

2

0

1

0

2

5

1

3

2

11

28

-23

3

2

0

0

6

15

0

0

3

3

8

8

4

1

2

1

8

21

0

0

0

0

0

21

5

0

2

4

8

21

0

0

0

0

0

21

6

0

3

1

7

18

0

0

2

2

5

13

7

0

0

1

1

3

0

0

1

1

3

0

8

0

1

0

2

5

0

1

3

5

13

-8

9

0

0

1

1

3

0

0

0

0

0

3

10

3

1

1

12

31

0

0

0

0

0

31

11

0

0

0

0

0

0

1

1

3

8

-8

12

2

0

0

6

15

0

0

1

1

3

13

13

2

0

1

7

18

0

0

1

1

3

15

14

0

0

2

2

5

3

2

2

15

38

-33

15

0

0

0

0

0

0

2

4

8

21

-21

16

1

1

1

6

15

0

0

1

1

3

13

17

1

0

2

5

13

0

0

0

0

0

13

18

1

0

0

3

8

0

0

2

2

5

3

19

0

0

1

1

3

0

0

2

2

5

-3

20

0

2

1

5

13

0

1

1

3

7,7

5


 

 

Таблица Б.2 - Сводная таблица результатов  обследования социометрической методикой  группы «риска»

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

1

1

0

1

4

22

0

0

1

1

6

17

2

2

0

0

6

33

0

0

1

1

6

28

6

1

0

1

4

22

0

0

0

0

0

22

7

0

0

1

1

6

0

0

0

0

0

6

8

0

0

1

1

6

0

1

1

3

17

-11

11

1

0

0

3

17

0

0

0

0

0

17

14

1

0

0

3

17

0

0

0

0

0

17

15

0

0

1

1

6

0

0

2

2

11

-6

16

0

0

1

1

6

0

0

0

0

0

6

20

0

1

2

4

22

0

1

1

3

17

6


 

Таблица Б.3 - Сводная таблица результатов  обследования социометрической методикой  группы «благополучные»

испытуемый

выбор

отвержение

общий показатель (%)

высокий

средний

низкий

сумма

%

высокий

средний

низкий

сумма

%

3

2

0

1

7

18

0

2

0

4

10

8

4

2

0

1

7

18

0

1

1

3

8

10

5

2

1

3

11

28

0

1

1

3

8

21

9

0

0

0

0

0

2

0

0

6

15

-15

10

2

2

1

11

28

0

0

1

0

0

28

12

2

0

0

6

15

0

0

2

2

5

10

13

1

2

2

9

23

0

1

1

3

8

15

17

1

1

0

5

13

0

0

0

0

0

13

18

0

1

1

3

8

1

0

5

8

21

-13

19

0

0

1

1

3

0

0

1

1

3

0

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек