Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
В контексте вышеизложенного
можно заключить, что молодежь
– это часть крупного демографического
образования – молодежи, обладающая
такими идентификационными характеристиками,
как возраст, переходность социального
статуса, подчиненность, несамостоятельность.
Важными сущностными
Сущностными свойствами молодежи,
позволяющими судить о его целостности
как социальной общности, являются:
возраст, переходность социального
статуса, подчиненность, несамостоятельность,
подготовка к выполнению социальной
роли, специфика трудовой деятельности
– учеба, достаточно высокий культурный
и интеллектуальный уровень, обусловленные
возрастом психологические
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Изучение особенностей личностной и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа-Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).
Проблема нашего исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций молодежи, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, влиянием СМИ, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.
Анализ психолого-
У молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя личностная идентичность, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.
Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.
Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.
Основные механизмы
Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.
Потребность в самоопределении
возникает на определенном этапе
онтогенеза - на рубеже старшего подросткового
и раннего юношеского возрастов,
и обосновывает необходимость возникновения
этой потребности логикой
Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики мы пришли к следующим выводам:
Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.
Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что просматривается определенная тенденция – ориентация на собственную индивидуальность (25 %). Ориентация на авторитет родителей тоже занимает достаточно высокое место и составляет 23,5 %. Третью позицию занимает образ популярного человека (13,5 %), что, по нашему мнению, обусловлено влиянием, прежде всего средств массовой информации. Остальные позиции в той или иной степени занимают примерно равные позиции.
Таким образом, складывающаяся картина наглядно демонстрирует то, что все-таки семья, являясь основным институтом первичной социализации, оказывает значительное влияние на формирование идентификационных предпочтений. Вместе с тем, в конкуренцию с семьей социализации вступают средства массовой информации как вторичный фактор социализации, детерминирующий социальную идентичность личности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование личностнорй и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде и формируется под воздействием СМИ подтвердилась.
Приложение А
Бланк экспертной оценки учеников
Уважаемый педагог, предлагаем Вам ответить на анкету. Ваши ответы будут использоваться в психологическом исследовании, проводящемся в Вашей школе. Результаты будут представляться в обобщенном виде, имена разглашаться не будут.
Если школьник
в целом по предлагаемому критерию
в целом характеризуется
№ п\п |
Ф. И. О. ученика |
критерии | |||
успеваемость |
посещение занятий |
отношение к школе |
отношение к педагогам | ||
1 |
Ф. И. О. |
||||
2 |
Ф. И. О. |
||||
3 |
Ф. И. О. |
||||
4 |
Ф. И. О. |
||||
5 |
Ф. И. О. |
||||
6 |
Ф. И. О. |
||||
7 |
Ф. И. О. |
||||
8 |
Ф. И. О. |
||||
9 |
Ф. И. О. |
||||
10 |
Ф. И. О. |
||||
11 |
Ф. И. О. |
||||
12 |
Ф. И. О. |
||||
13 |
Ф. И. О. |
||||
14 |
Ф. И. О. |
||||
15 |
Ф. И. О. |
||||
16 |
Ф. И. О. |
||||
17 |
Ф. И. О. |
||||
18 |
Ф. И. О. |
||||
19 |
Ф. И. О. |
||||
20 |
Ф. И. О. |
||||
21 |
Ф. И. О. |
Приложение Б
Таблица Б.1 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой общей группы
испытуемый |
выбор |
отвержение |
общий показатель (%) | ||||||||
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% |
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% | ||
1 |
0 |
1 |
2 |
4 |
10 |
1 |
2 |
2 |
9 |
23 |
-13 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
5 |
1 |
3 |
2 |
11 |
28 |
-23 |
3 |
2 |
0 |
0 |
6 |
15 |
0 |
0 |
3 |
3 |
8 |
8 |
4 |
1 |
2 |
1 |
8 |
21 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
5 |
0 |
2 |
4 |
8 |
21 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
6 |
0 |
3 |
1 |
7 |
18 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
13 |
7 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
8 |
0 |
1 |
0 |
2 |
5 |
0 |
1 |
3 |
5 |
13 |
-8 |
9 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
10 |
3 |
1 |
1 |
12 |
31 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
31 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
8 |
-8 |
12 |
2 |
0 |
0 |
6 |
15 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
13 |
13 |
2 |
0 |
1 |
7 |
18 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
15 |
14 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
3 |
2 |
2 |
15 |
38 |
-33 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
8 |
21 |
-21 |
16 |
1 |
1 |
1 |
6 |
15 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
13 |
17 |
1 |
0 |
2 |
5 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
18 |
1 |
0 |
0 |
3 |
8 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
3 |
19 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
-3 |
20 |
0 |
2 |
1 |
5 |
13 |
0 |
1 |
1 |
3 |
7,7 |
5 |
Таблица Б.2 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «риска»
испытуемый |
выбор |
отвержение |
общий показатель (%) | ||||||||
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% |
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% | ||
1 |
1 |
0 |
1 |
4 |
22 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
17 |
2 |
2 |
0 |
0 |
6 |
33 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
28 |
6 |
1 |
0 |
1 |
4 |
22 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
22 |
7 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
8 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
0 |
1 |
1 |
3 |
17 |
-11 |
11 |
1 |
0 |
0 |
3 |
17 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
14 |
1 |
0 |
0 |
3 |
17 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
15 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
0 |
0 |
2 |
2 |
11 |
-6 |
16 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
20 |
0 |
1 |
2 |
4 |
22 |
0 |
1 |
1 |
3 |
17 |
6 |
Таблица Б.3 - Сводная таблица результатов обследования социометрической методикой группы «благополучные»
испытуемый |
выбор |
отвержение |
общий показатель (%) | ||||||||
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% |
высокий |
средний |
низкий |
сумма |
% | ||
3 |
2 |
0 |
1 |
7 |
18 |
0 |
2 |
0 |
4 |
10 |
8 |
4 |
2 |
0 |
1 |
7 |
18 |
0 |
1 |
1 |
3 |
8 |
10 |
5 |
2 |
1 |
3 |
11 |
28 |
0 |
1 |
1 |
3 |
8 |
21 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
6 |
15 |
-15 |
10 |
2 |
2 |
1 |
11 |
28 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
28 |
12 |
2 |
0 |
0 |
6 |
15 |
0 |
0 |
2 |
2 |
5 |
10 |
13 |
1 |
2 |
2 |
9 |
23 |
0 |
1 |
1 |
3 |
8 |
15 |
17 |
1 |
1 |
0 |
5 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
18 |
0 |
1 |
1 |
3 |
8 |
1 |
0 |
5 |
8 |
21 |
-13 |
19 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |