Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
% выбора |
повысился |
12 |
60% |
остался прежним |
4 |
20% | |
понизился |
4 |
20% | |
% отвержения |
повысился |
9 |
45% |
остался прежним |
2 |
10% | |
понизился |
9 |
45% | |
% общий |
повысился |
9 |
45% |
остался прежним |
4 |
20% | |
понизился |
7 |
35% |
Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.
Для испытуемых
группы «благополучные» высокие
ранги занимают ценности «активная
деятельная жизнь», общественное признание»
и «познание» это означает, что
для данных школьников важно принимать
активное участие в общественных
мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы
на получение общественного
Ценность
«здоровье» занимает в обеих группах
высокий ранг, это свидетельствует
о том, что здоровье одинаково
ценно для большинства
Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.
Таблица 2.5 - Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»
Ценности |
Группа «риска» |
группа «благополучные» |
активная деятельная жизнь |
11 |
6 |
жизненная мудрость |
7 |
8 |
здоровье |
2 |
6 |
интересная работа |
6 |
10 |
красота природы и искусства |
13 |
11 |
любовь |
8 |
10 |
материально обеспеченная жизнь |
13 |
10 |
наличие хороших и верных друзей |
4 |
7 |
общественное признание |
11 |
7 |
познание |
9 |
7 |
продуктивная жизнь |
14 |
9 |
развитие |
11 |
10 |
развлечения |
12 |
11 |
свобода |
10 |
11 |
счастливая семейная жизнь |
8 |
9 |
счастье других |
13 |
14 |
творчество |
13 |
13 |
уверенность в себе |
8 |
13 |
Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».
В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».
Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».
По результатам статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 2.6), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.
Рисунок 2.5 - Диаграмма средних показателей
Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.
В таблице 2.7 и приведены коэффициенты корреляции ответов конкретных испытуемых со средними значениями по группам и итоговые показатели социометрии. При детальном рассмотрении данных результатов видна закономерность между данными показателями: чем выше коэффициент корреляции, тем выше статус испытуемого в группе. Особенно ярко данная закономерность просматривается в группе «риска», что объясняется более жесткими требованиями к членам данной группы.
Таблица 2.6 - Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента
ценности |
t-критерий |
разность средних значений |
1.Активная деятельная жизнь |
2,240 |
5,4 |
2.Жизненная мудрость |
0,525 |
1 |
3. Здоровье |
2,037 |
3 |
4. Интересная работа |
1,873 |
4 |
5. Красота природы, искусства |
0,698 |
1,4 |
6. Любовь |
1,280 |
3 |
7. Материально обеспеченная жизнь |
0,924 |
2,2 |
8. Наличие хорош. и верных друзей |
1,075 |
2 |
9.Общественное признание |
1,754 |
3,4 |
10. Познание |
1,136 |
2,1 |
11.Продуктивная жизнь |
3,211 |
5,2 |
12. Развитие |
0,289 |
0,5 |
13. Развлечение |
0,177 |
0,4 |
14. Свобода |
0,742 |
2 |
15. Счастливая семейная жизнь |
0,434 |
1 |
16. Счастье других |
0,157 |
0,3 |
17. Творчество |
0,118 |
0,2 |
18. Уверенность в себе |
2,199 |
4 |
В группе «благополучные» данная закономерность проявляется в меньшей степени, следовательно, члены данной группы более мягко относятся к мнению других людей и, отличие во взглядах для них не является причиной дискриминации.
Итак, в ходе
обработки и анализа
Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.
Таблица 2.7 - Сводная таблица итоговых показателей социометрии и коэффициентов корреляции со средними значениями по группе «риска»
Испытуемый |
коэффициент корреляции |
итоговый показатель социометрии |
1 |
0,59 |
17 |
2 |
0,74 |
28 |
3 |
0,29 |
8 |
4 |
0,54 |
10 |
5 |
0,63 |
21 |
6 |
0,93 |
22 |
7 |
0,88 |
6 |
8 |
0,43 |
-11 |
9 |
0,64 |
-15 |
10 |
0,64 |
28 |
11 |
0,64 |
17 |
12 |
0 |
10 |
13 |
0,76 |
15 |
14 |
0,73 |
33 |
15 |
0,49 |
-11 |
16 |
0,6 |
11 |
17 |
0,39 |
13 |
18 |
0,35 |
-13 |
19 |
0,52 |
0 |
20 |
0,59 |
6 |
Анализ результатов
социометрии показал, что рейтинг
испытуемых в группах отдельно по
сравнению с общей группой
увеличивается, следовательно, в группах
«риска» и «благополучные»
Анализ результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».
При рассмотрении
результатов социометрии и
Далее всем участникам эксперимента (20 человек) были предоставлены разработанные анкеты. Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.
АНКЕТА 1
1. Какие передачи
вам наиболее интересны (
2. Совмещаете
ли вы телевидение с другими
видами умственной
3. Для вас
телевидение заменило много
4. Как вы
думаете, какой канал на
5. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
6. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?
7. Какие передачи вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишите вашу любимую передачу.
8. Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть телевизор?
9. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?
10. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры?
11. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?
12. Как вы думаете, какой канал на телевидение сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?
13. Как ваши родители относятся к вашей любимой передаче?
14. Как относитесь к рекламе? Напишите вашу любимую рекламу и рекламу, которая вас раздражает?
15. Как, по Вашему мнению,
обычно проводят свободное
16. Каковы, на Ваш взгляд,
основные увлечения
17. На кого Вы бы хотели быть похожим?
АНКЕТА 2
В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.
Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"
Всего в опросе принимало участие 20 человек.
Таблица 2.8 – Результаты опроса 11 а класса по анкете 2 п.1
положительно |
отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
9 |
3 |
8 |
Рисунок 2.6 - Диаграмма результатов опроса 11 а класса по анкете 2 п. 1
По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть студентов 11 а класса, не понимает положительных и, более всего, отрицательных влияний Интернета.
Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"
Всего в опросе принимало участие 19 человек.
Таблица 2.9 – Результаты опроса 11 б класса по анкете 2 п.1
положительно |
отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
15 |
1 |
1 |
Рисунок 2.7 - Диаграмма результатов опроса 11 б класса по анкете 2 п.1
По данным диаграммы 88% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как учащиеся 11 б класса не понимают опасности психического вреда от Интернета.
Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"
Всего в опросе принимало участие 18 человек 11 а класса
Ответы:
11 б класс Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"