Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

% выбора

повысился

12

60%

остался прежним

4

20%

понизился

4

20%

% отвержения

повысился

9

45%

остался прежним

2

10%

понизился

9

45%

% общий

повысился

9

45%

остался прежним

4

20%

понизился

7

35%


 

Это говорит о том, что  круг интересов испытуемых группы «риска»  меньше по сравнению с испытуемыми  группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для  них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в  гараже) или на их будущее, т.е. им важно  получить в будущем хорошую работу.

Для испытуемых группы «благополучные» высокие  ранги занимают ценности «активная  деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что  для данных школьников важно принимать  активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы  на получение общественного признания  и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.

Ценность  «здоровье» занимает в обеих группах  высокий ранг, это свидетельствует  о том, что здоровье одинаково  ценно для большинства испытуемых.

Также высокий ранг в  обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей»  что совершенно естественно в  данном возрасте, ведь для подростка  общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.

 

Таблица 2.5 - Сводная  таблица общих показателей в  группе «риска» и группе «благополучные»

Ценности

Группа «риска»

группа «благополучные»

активная деятельная жизнь

11

6

жизненная мудрость

7

8

здоровье 

2

6

интересная работа

6

10

красота природы и искусства

13

11

любовь

8

10

материально обеспеченная жизнь

13

10

наличие хороших и верных друзей

4

7

общественное признание

11

7

познание

9

7

продуктивная жизнь

14

9

развитие

11

10

развлечения

12

11

свобода

10

11

счастливая семейная жизнь

8

9

счастье других

13

14

творчество 

13

13

уверенность в себе

8

13


 

Наиболее  низкие ранги в группе «риска»  занимают следующие ценности: «продуктивная  жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других»  и «творчество».

В группе благополучных  наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».

Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».

По результатам  статистического анализа по t-критерию Стьюдента (таблица 2.6), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.

 

Рисунок 2.5 - Диаграмма средних показателей

 

Низкие различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп.

В таблице 2.7 и приведены коэффициенты корреляции ответов конкретных испытуемых со средними значениями по группам и итоговые показатели социометрии. При детальном  рассмотрении данных результатов видна  закономерность между данными показателями: чем выше коэффициент корреляции, тем выше статус испытуемого в  группе. Особенно ярко данная закономерность просматривается в группе «риска», что объясняется более жесткими требованиями к членам данной группы.

 

Таблица 2.6 - Показатели различий результатов группы «риска»  и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента

ценности

t-критерий

разность средних значений

1.Активная деятельная жизнь

2,240

5,4

2.Жизненная мудрость

0,525

1

3. Здоровье

2,037

3

4. Интересная работа

1,873

4

5. Красота природы, искусства

0,698

1,4

6. Любовь

1,280

3

7. Материально обеспеченная жизнь

0,924

2,2

8. Наличие хорош. и верных друзей

1,075

2

9.Общественное признание

1,754

3,4

10. Познание

1,136

2,1

11.Продуктивная жизнь

3,211

5,2

12. Развитие

0,289

0,5

13. Развлечение

0,177

0,4

14. Свобода

0,742

2

15. Счастливая семейная жизнь

0,434

1

16. Счастье других

0,157

0,3

17. Творчество

0,118

0,2

18. Уверенность в себе

2,199

4


 

В группе «благополучные»  данная закономерность проявляется  в меньшей степени, следовательно, члены данной группы более мягко  относятся к мнению других людей  и, отличие во взглядах для них  не является причиной дискриминации.

Итак, в ходе обработки и анализа результатов  обследования была просмотрена динамика формирования личностной и социальной идентичности в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки её сформированности и социальной идентичности появляются у учащихся 11-х классов (в возрасте 17-18 лет).

Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи  и школьника являются по большей  части основными в данном возрасте.

 

Таблица 2.7 - Сводная таблица итоговых показателей социометрии и коэффициентов корреляции со средними значениями по группе «риска»

Испытуемый

коэффициент корреляции

итоговый показатель социометрии

1

0,59

17

2

0,74

28

3

0,29

8

4

0,54

10

5

0,63

21

6

0,93

22

7

0,88

6

8

0,43

-11

9

0,64

-15

10

0,64

28

11

0,64

17

12

0

10

13

0,76

15

14

0,73

33

15

0,49

-11

16

0,6

11

17

0,39

13

18

0,35

-13

19

0,52

0

20

0,59

6


 

Анализ результатов  социометрии показал, что рейтинг  испытуемых в группах отдельно по сравнению с общей группой  увеличивается, следовательно, в группах  «риска» и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе.

Анализ результатов  обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска»  наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших  и верных друзей», «интересная работа»  и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы  следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших  и верных друзей», «общественное  признание» и «познание».

При рассмотрении результатов социометрии и методики «ценностные ориентации» М. Рокича выявлена закономерность: чем выше коэффициент корреляции ответов конкретного испытуемого со среднегрупповыми значениями, тем выше статус испытуемого в группе.

Далее всем участникам эксперимента (20 человек) были предоставлены разработанные анкеты. Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.

 

АНКЕТА 1

1. Какие передачи  вам наиболее интересны (Музыкальные,  спортивные, образовательные и т.д.)? Ваша любимая передача?

2. Совмещаете  ли вы телевидение с другими  видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или  написание письма?

3. Для вас  телевидение заменило много других  увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие  в детстве (например, чтение книг)?

4. Как вы  думаете, какой канал на телевидении  сейчас наиболее интересен молодежи  в возрасте 12-18 лет?

5. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

6. Вы изучаете программу телевидения в газетах и выбираете передачи, которые вам интересны?

7. Какие передачи вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напишите вашу любимую передачу.

8. Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть телевизор?

9. Вы совмещаете телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

10. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую передачу выбрать и сколько времени проводить у телевизора? Кто чаще всего начинает эти ссоры?

11. Для вас телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых вы получали удовольствие в детстве (например, чтение книг)?

12. Как вы думаете, какой канал на телевидение сейчас наиболее интересен молодежи в возрасте 12-18 лет?

13. Как ваши родители относятся к вашей любимой передаче?

14. Как относитесь к рекламе? Напишите вашу любимую рекламу и рекламу, которая вас раздражает?

15. Как, по Вашему мнению, обычно проводят свободное время  ваши друзья?

16. Каковы, на Ваш взгляд, основные увлечения одноклассников?

17. На кого Вы бы хотели  быть похожим?

 

АНКЕТА 2

  1. положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?
  2. какие сайты вы чаще всего посещаете?
  3. Виртуальные энциклопедии и книги;
  4. Чаты и форумы;
  5. Виртуальные музеи;
  6. Поисковые системы;
  7. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания;
  8. игровые сайты;
  9. сайты содержащие музыку и фильмы;
  10. сайты виртуальных знакомств;
  11. сайты СМИ;
  12. сайты с готовыми докладами и рефератами;

 

В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором  были построены данные диаграммы.

Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"

Всего в опросе принимало  участие 20 человек.

 

Таблица 2.8 – Результаты опроса 11 а класса по анкете 2 п.1

положительно

отрицательно

Затрудняюсь ответить

9

3

8


 

Рисунок 2.6 -  Диаграмма результатов опроса 11 а класса по анкете 2 п. 1

 

По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что Интернет несет отрицательное  влияние на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая  часть студентов 11 а класса, не понимает положительных и, более всего, отрицательных влияний Интернета.

Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"

Всего в опросе принимало участие 19 человек.

 

 

Таблица 2.9 – Результаты опроса 11 б класса по анкете 2 п.1

положительно

отрицательно

Затрудняюсь ответить

15

1

1


 

Рисунок 2.7 -  Диаграмма результатов опроса 11 б класса по анкете 2 п.1

По данным диаграммы 88% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что Интернет несет отрицательное  влияние на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как учащиеся 11 б класса не понимают опасности психического вреда от Интернета.

Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"

Всего в опросе принимало участие 18 человек  11 а класса

Ответы:

    • Виртуальные энциклопедии и книги 11
    • Чаты и форумы 9
    • Виртуальные музеи 2
    • Поисковые системы 6
    • Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 5
    • игровые сайты 15
    • сайты содержащие музыку и фильмы 10
    • сайты виртуальных знакомств 7
    • сайты СМИ 9
    • сайты с готовыми докладами и рефератами 17

11 б класс  Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"

    • Всего в опросе принимало участие 17 человек
    • 1. Виртуальные энциклопедии и книги 10
    • 2. Чаты и форумы 7
    • 3. Виртуальные музеи 1
    • 4. Поисковые системы 7
    • 5. Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 3
    • 6. игровые сайты 11
    • 7. сайты содержащие музыку и фильмы 15
    • 8. сайты виртуальных знакомств 5
    • 9. сайты СМИ 3
    • 10. сайты с готовыми докладами и рефератами 17

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек