Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

т1 и т2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам

                                                                         (2.5)

где S1 - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке), S2 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке), n1 - число частных значений переменной в первой выборке, п2 - число частных значений переменной по второй выборке.

После того как  при помощи приведенной выше формулы  вычислен показатель t, по таблице для заданного числа степеней свободы, равного п1 + п2 - 2, и избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t и сравнивают с ними вычисленное значение t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делают вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной.

Вероятность допустимой ошибки, равная и меньшая  чем 0,05, считается достаточной для  научно убедительных выводов. Чем меньше эта вероятность, тем точнее и  убедительнее делаемые выводы. Например, избрав вероятность допустимой ошибки, равную 0,05, мы обеспечиваем точность расчетов 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%, а выбор вероятности допустимой ошибки 0,001 гарантирует точность расчетов, превышающую 99,99%, или ошибку, меньшую, чем 0,01%.

Методика сравнения средних величин по критерию Стьюдента в практике применяется тогда, когда необходимо, например, установить, удался или не удался эксперимент, оказал или не оказал он влияние на уровень развития того психологического качества, для изменения которого предназначался.

Общую выборку  составили 60 учащихся 11-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.

Исследование  проводилось в несколько этапов:

  1. На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 11-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).

Критериями  отнесения учащихся к данным группам  стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам (см. приложение А). Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.

  1. На втором этапе исследования нами изучалась динамика становления личностной идентификации подростков методикой Куна «Кто я?»;
  2. Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  3. Изучение социометрической методикой;
  4. Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.

2.2 Анализ результатов исследования

 

На втором этапе исследования мы проанализировали состояние и динамику развития личностной и социальной идентичности у учащихся параллелей 9-11 - х классов. Результаты обследования учащихся 9-х - 11-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1 и рисунке 2.1.

Таблица 2.1 - Результаты обследования учащихся 11-х классов методикой Куна «Кто я?»

шкалы

11а класс

11б класс

11в класс

результат (%)

"социальное я"

100

100

100

"коммуникативное я"

20

35

60

"материальное я"

0

0

5

"физическое я"

20

30

50

"деятельное я"

15

25

55

"перспективное я"

0

0

0

"рефлексивное я"

15

40

75


По результатам  обследования (таблица 2.1 и рисунок 2.1) можно сделать выводы о степени  сформированности личностной и социальной идентичности в данных выборках.

Выборка 9-х классов характеризуется высоким показателем по шкале «социальное я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности личностной и социальной идентичности в данном возрасте.

В выборке  10-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.

При сравнении  результатов выборок 2-х возрастов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития личностной и социальной идентичности испытуемых 10-х классов по сравнению с выборкой 9-х классов, но уровень все еще низкий.

Результаты  обследования 11-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития у личностной и социальной идентичности учащихся 11-х классов.

Рисунок 2.1 Диаграмма  общих показателей результатов  обследования учащихся 9-х - 11-х классов методикой Куна «Кто я?»

 

После анализа  результатов обследования методикой  Куна «Кто я?» было принято решение  об исключении выборки 9-х и 10-х классов из дальнейшего исследования из-за низкого уровня сформированности изучаемых свойств (личностной и социальной идентичности).

Результаты  контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» испытуемых 11-х классов (таблица 2.2) показал, что наибольшее количество ответов по шкале «социальное я» сводятся к обозначению своей учебной ролевой позиции (я - ученик (-ца), я - школьник (-ца) и т. д., - 90% испытуемых обозначили данную роль). 80% испытуемых обозначили свою семейную роль (я - сын (дочь), я - брат (сестра) и т. д.). Большая доля обозначения данных социально-ролевых позиций объясняется социальной ситуацией бытия подростка - он продолжает жить в семье, учиться в школе, по большей части идентичность в данном возрасте строится на двух основных ролях: школьник и член семьи.

Напротив  ответа «ученик» («школьник») 60% испытуемых группы «риска» поставили знак «-», что означает «в целом мне лично данная характеристика не нравится», тогда как в группе «благополучные» только 20% испытуемых отметили данным знаком тот же ответ. Это означает отношение к школе и школьному обучению данных учащихся и еще раз доказывает правильность выводов по разграничению выборки на данные группы.

Далее, по шкале  «социальное я», 30% испытуемых обозначили свою половую принадлежность, 10% ответили, что они являются спортсменами и 5% отметили свою групповую принадлежность к художественному кружку.

По шкале  «коммуникативное я» 60% испытуемых обозначили себя как «друг» («подруга»). Столь  высокая доля таких ответов обусловлена  тем, что в подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью человека и дружба начинает занимать одно из главных мест в жизни подростка.

По шкале  «физическое я» 15% испытуемых указали  свой возраст и 45% оценили свою внешность, причем большее число ответов  о внешности дали девушки.

55% испытуемых  дали ответы, относящиеся к шкале  «деятельное я», в которых они давали оценку своим умениям, достижениям и т.д. Это говорит о довольно высоком развитии рефлексии у данных школьников.

По шкале  «рефлексивное я» 75% испытуемых дали ответ «человек» и 25% - «личность». По этой шкале испытуемые чаще всего  отражали качества своего характера  и давали описания своего поведения.

Таблица 2.2 - Результаты контент-анализа ответов по методике Куна «Кто я?» выборки 11-х классов

шкалы

ответы

группы

Общее Кол-во

группа "риска" Кол-во

группа "благополучные" Кол-во

+

-

+

-

"социальное я"

ученик (ученица)

18

2

6

9

1

член своей семьи

16

9

0

7

0

половая принадлежность

6

2

0

4

0

гражданин

3

1

0

1

1

спортсмен

2

1

0

1

0

участник художественного кружка

1

0

0

1

0

"коммуникативное я"

друг (подруга)

12

4

0

8

0

"материальное я"

люблю путешествовать

1

0

0

1

0

"физическое я"

возрастные характеристики

3

0

0

3

0

оценка своего внешнего вида

9

3

0

5

1

"деятельное я"

Самооценка навыков, умений, знаний, компетенции

11

4

0

5

2

"рефлексивное я"

личностные качества, особенности характера

5

1

0

4

0

человек

15

6

0

9

0


 

Анализ результатов  обследования социометрической методикой (приложение Б, таблица 2.3, рисунок 2.3) показал, что в общей группе 3 испытуемых имеют высокий (>= 20) итоговый показатель (разность % выбора и % отвержения), 5 человек имеют средний (>=10 но <20), 5 человек имеют низкий (<10) и 7 человек отрицательный (< 0) итоговый показатель.

Рисунок 2.3 Диаграмма общих  показателей социометрии

 

По итогам анализа результатов социометрии, проведенной в группах «риска»  и «благополучных» отдельно 4 испытуемых имеют высокий, 7 - средний, 5 - низкий и 4 - отрицательный итоговый показатель.

Процентные  показатели выбора и отвержения представлены в рисунке 2.3 и рисунке 2.4. Среднее  арифметическое значение выбора в группах  отдельно, по отношению к среднему арифметическому значению в общей  группе, увеличился на 4. Вместе с тем  среднее арифметическое отвержения уменьшился на 2.

Рисунок 2.3- Диаграмма показателей результатов социометрии в общей группе

Сравнение показателей  выбора и отвержения в общей группе с показателями по группам отдельно (таблица 2.4) показало, что процент  выбора в группах отдельно повысился  у 60%, остался прежним у 20% и уменьшился у 20% испытуемых. Процент отвержения повысился у 45%, остался прежним  у 10% и понизился у 45% испытуемых. Итоговый показатель повысился у 45%, остался прежним у 20% и уменьшился у 35% испытуемых.

Таблица 2.3 - Итоговые показатели социометрии

 

высокий (20+)

средний (10< но <20)

низкий (<10)

отрицательный (<0)

В общей группе

15%

25%

25%

35%

По группам

20%

35%

25%

20%


 

 

Все это говорит  о том, что рейтинг испытуемых в группах отдельно по сравнению  с общей группой увеличивается, следовательно, в группах «риска»  и «благополучные» отдельно испытуемые получают большее признание, нежели в общей группе. Особенно явно это  проявляется у испытуемых группы «риска».

У части испытуемых рейтинг, напротив, уменьшается, это  говорит о непринятии конкретного  человека группой и связано с  индивидуальными особенностями (например: языковой барьер) и тот факт, что  их рейтинг в отдельной группе по сравнению с общей группой  падает, говорит лишь о том, что  в большей массе людей они  менее заметны (например: испытуемый №9).

Рисунок 2.4 Диаграмма показателей  результатов социометрии в группах  «риска» и «благополучные»

Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в приложении В, таблице 2.5 и рисунке 2.5.

Из таблицы 2.4 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют  такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная  работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».

Таблица 2.4 - Результаты сравнения показателей социометрии  в общей группе и по группам  отдельно

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек