Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

Последователь Дж. Мида - Р. Томе - изучал взаимосвязь Я-концепции с представлениям о другом. С точки зрения ученого, Другой играет решающую роль в процессе становления идентичности, присутствие Другого включается в осознание себя, которое никогда не отделено от осознания Другого как партнера.

В работах ярчайшего представителя  французской школы социальной психологии С.Московичи предложена гипотеза об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы как особой категориальной подсистемы в системе знаний субъекта. Основу идентификационной матрицы составляет множество принадлежностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и т.д.. Идентификационная матрица «распределяет» поступающую информацию по категориям, с которыми человек себя отождествляет.

В теоретико-практических исследованиях  социальной психологии проблема социальной идентичности разрабатывалась в  рамках деятельностного подхода. Работы В.С.Агеева, показали, что процесс идентификации индивида с группой возникает не спонтанно, а определяется структурой межгрупповой деятельности.

Современные исследования социальной идентичности базируются на двух основных теориях, разработанных в рамках когнитивистской парадигмы: теории социальной идентичности Х. Таджфела и Дж. Тернера, а также теории самокатегоризации Тернера. Остановимся немного подробнее на характеристике этих концепций социальной идентичности.

Х. Таджфел и Дж. Тернер определили социальную идентичность как «те аспекты «образа Я» человека, которые возникают из социальных категорий, к которым он ощущает свою принадлежность».

Теория социальной идентичности строится на следующих общих положениях:

1. Люди стремятся удерживать  или повышать свою самооценку, то есть стремятся к позитивной «Я-концепции».

2. Социальные группы или категории  и членство в них связаны  с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, которые участвуют в создании социальной идентичности человека.

3. Оценка своей собственной группы  определяется при соотнесении  с другими конкретными группами  путем социального сравнения  значимых свойств и характеристик.

Таким образом, в своей теории авторы подчеркивают, что социальная идентичность - это результат процесса социальной категоризации, под которым понимается фундаментальный когнитивный процесс, который позволяет нам организовывать информацию об окружающем мире. Категоризация  подразумевает акцентирование различий между категориями и смягчение  различий между элементами внутри одной  категории (так называемый принцип  метаконтраста). Будучи однажды категоризированы как члены определенной социальной группы, члены данной группы будут стремиться сохранять, или достигать четкой и позитивной социальной идентичности. Это может происходить путем социального соревнования и дискриминации.

Еще одной важной чертой теории социальной идентичности является то, что она  проводит четкую грань между социальной идентичностью (описанием «Я», основным на осознании членства в определенной социальной группе) и личностной идентичностью (частью «Я», описываемой в терминах уникальных личностных черт и близких  межличностных отношений). Групповое  и межгрупповое поведение (например, этноцентризм, ингрупповой фаворитизм, межгрупповая дискриминация, конформность, нормативное поведение, стереотипизирование, сплоченность) имеют место только тогда, когда именно социальная идентичность выступает на первый план в структуре Я-концепции личности, что определяется особенностями контекста и ситуации. Согласно теории социальной идентичности, групповые процессы (особенно процессы, протекающие в больших социальных группах), не могут быть полностью поняты или объяснены, исходя лишь из процессов межличностного взаимодействия.

Теория самокатегоризации делает больший акцент на когнитивных процессах, вовлеченных в процесс самоопределения и самоинтерпретации. Дж. Тернер признает, что каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам, в разработанной им теории больший акцент делается на том, почему личность идентифицируется с определенной социальной категорией в определенной ситуации, и какие ситуационные факторы объясняют подобные идентификационные «флуктуации» [26; с. 125]. Для того, чтобы предсказать, с какой именно социальной категорией личность будет идентифицироваться в определенной ситуации, теория самокатегоризации предполагает, что для того, чтобы определенная социальная идентичность стала доминирующей, необходимо не только, чтобы межгрупповые различия были больше, чем внутригрупповые (принцип метаконтраста), но и объективные различия между группами должны совпадать (или соответствовать) с ожидаемыми стереотипизированными характеристиками этих групп (принцип нормативного соответствия).

Описывая содержание социальной идентичности, можно выделить такую важнейшую  ее составляющую, как социальные стереотипы. Под социальным стереотипом обычно понимают упрощённый, схематический, эмоционально-окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ  какой-либо социальной группы или общности, с лёгкостью распространяемый на всех её представителей. Другими словами, социальные стереотипы - это представления о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп.

Социальные стереотипы выполняют  важные функции: оправдательную, объяснительную и функцию социальной дифференциации. Стереотипы - это разделяемые многими  людьми образы социальных групп, поэтому  любой анализ стереотипов должен учитывать их существование в  массовом сознании, следовательно, исследование стереотипов неизбежно ведет  к исследованию межгрупповых отношений  и коллективному самоопределению личностей в качестве членной определенной социальной группы.

В последние годы получил широкое  распространение социально-конструктивистский подход к исследованиям социальной идентичности. Социальный конструктивизм - это относительно новая объяснительная парадигма социальных феноменов  и процессов, берущая свое начало в философии постмодернизма. Родоначальник социального консруктивизма американский психолог К. Герген следующим образом формулирует базовые теоретические положения собственной концепции:

1. Знание о социальной жизни  следует рассматривать не как  «отражение» внешней реальности, а как трансформацию опыта  в лингвистическую, языковую реальность.

2. Поведение человека не нужно  пытаться объяснять на основании  неких неизменных законов, поскольку  он действует, исходя из принимаемых  произвольно, свободно и автономно  решений.

3. Знание о социальном поведении  (нормах и правилах) и знание  об этом знании следует рассматривать  не как процесс накопления, а  как процесс бесконечного исторического  пересмотра, обусловленного постоянными  изменениями социокультурного контекста.

4. Теория, в том числе и в  социальной психологии, - это не  просто систематизация знаний, а  средство преобразования действительности.

5. Никакое знание не может  быть ценностно свободным, а  этическим проблемам следует  уделять все большее внимание  при исследовании поведения человека.

Эти теоретические положения позволяют  говорить, что «образ Я - это не частная  собственность, а нечто, принадлежащее  отношениям как продукт социального обмена». Создавая свой собственный образ, человек применяет набор языковых конструктов, существующих в его культуре, которые и определяют его действия в контексте социальных отношений с другими людьми. При этом элементы Я-образа, в том числе и содержания социальных идентификаций, открыты изменениям вслед за изменением социального взаимодействия людей. Они могут отвечать или не отвечать распространенным в культуре представлениям и, в соответствии с этим, считаться адекватными или отклоняющимися от нормы.

Очевидно, что личность одновременно является членом многих социальны групп, и принадлежность к различным  группам имеет различное значение для формирования социальной идентичности.

Значимость идентификации с  определенной группой не статична, она изменяется с течением времени  и в зависимости от актуальной ситуации. Одним из таких ситуационных факторов, влияющих на относительную  значимость различных компонентов  социальной идентичности, является то, ассоциируется этот компонент с  позитивным или негативным исходом  конкретной ситуации. Таджфел и Тернер утверждают, что, когда членство в определенной группе воспринимается как негативное или несущее угрозу (например, в ситуации дискриминации), индивиды могут отстранятся от низкостатусной группы или снижать значимость идентификации с такой группой для сохранения позитивности собственной Я-концепции.

Психологическая значимость социальной идентичности как основания категоризации  себя и других является функцией взаимодействия пяти факторов: а) стремления индивида к самоподтверждению или самооценке (снижению неопределенности); б) ситуационной доступности специфических социальных категоризаций; в) доступности специфических социальных категоризаций, хранящихся в памяти; г) степени, в которой специфическая категоризация соответствует воспринимаемым в данный момент сходствам и различиям между людьми (структурное или сравнительное соответствие); д) степени, в которой специфическая категоризация соответствует реальному поведению других людей (нормативное соответствие). Та категоризация, которая доступна либо в актуальном восприятии, либо в памяти, которая повышает самооценку или снижает неопределенность, которая позволяет понять поведение других людей и в то же время соответствует воспринимаемым сходствам и различиям между людьми, по всей вероятности, и станет ведущей.

В структуре  социальной идентичности личности центральными компонентами являются гендерная, этническая и возрастная идентичность., поскольку именно принадлежность к этническим и гендерным группам представляет собой наиболее очевидные основания для категоризации.

Гендерная идентичность - осознание  своей принадлежности к мужскому или женскому полу, данное понятие  обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком  себя как представителя пола, как  носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности или фемининности.

В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание  принадлежности к определенному  полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических  черт и особенностей ролевого поведения  на основе их соотнесения с эталонными моделями маскулинности-фемининности; конативный (поведенческий) - самопрезентация себя как представителя гендерной группы, а также способы разрешения кризисов идентичности на основе выборов вариантов поведения в соответствии с личностно значимыми целями и ценностями.

Этническая идентичность - это «психологическая категория, которая относится к  осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности».

Этническая идентичность становится значимой только в ситуациях, когда  две и более этнических групп находятся в контакте в течение какого-либо периода времени. Для этнически гомогенного общества это бессмысленное понятие. Этническую идентичность можно понимать в качестве одного из аспектов аккультурации, в котором главный акцент делается на человеке и на том, как он взаимодействует со своей этнической группой, являющейся составной частью общества в целом.

Возрастная идентичность - это процесс  и результат отождествления индивидом  себя с определенной возрастной группой с принятием норм поведения данной группы в качестве в большей или меньшей степени регулирующих собственное поведение. Она выступает в качестве регулятора поведения человека в ситуации межвозрастного общения, позволяя различать людей «своего» и «другого» возраста и выбирать адекватные этому способы взаимодействия с ними.

Возрастная идентичность формируется  в процессе интерпретации человеком своего хронологического возраста посредством возрастных социальных конструктов, составляющих систему возрастного символизма культуры. Ее содержанием является система авто- и гетеро- возрастных стереотипов, которые определяют характер взаимодействия человека с представителями своей и других возрастных групп. Она основана на знаниях человека о социальной реальности и формируется в процессе их приобретения.

В научной литературе, посвященной  проблеме идентичности, можно обнаружить описание различных механизмов ее формирования.

Психологи-когнитивисты одним из наиболее важных механизмов формирования социальной идентичности считают категоризацию.

Таджфел утверждал, что категоризация стимулов создает определенные эффекты в процессе социальной перцепции, в результате которых сходства между стимулами внутри одной категории и различия между стимулами, отнесенными к разным категориям, усиливаются в направлениях, которые воспринимаются как взаимосвязанные с категоризацией. Более того, этот эффект еще более усиливается, когда категоризация происходит в важной для индивида области социальной перцепции.

Социальная категоризация видоизменяет основу социальной перцепции таким образом, что люди воспринимаются не на основе своих уникальных индивидуальных характеристик, а на основании разделяемых группой людей признаков данной социальной категории. Таким образом восприятие «деперсонализируется», то есть строится на основании прототипов ин- и аут-группы, формируемых по принципу метаконтраста. Социальная категоризация самого себя (то есть самокатегоризация) сходным образом обезличивает самовосприятие, но идет еще дальше в трансформации Я-концепции и в привнесении всех аспектов установок личности, ее эмоций и поведений в прототип ин-группы. Деперсонализация - основной процесс, лежащий в основе всех групповых феноменов.

Понятие деперсонализации обозначает феномен, при котором группа индивидов  начинает воспринимать и описывать  себя не в качестве различающихся  индивидуальностей, а, скорее, как взаимодействующих  представителей некой общей социальной категории. Таким образом, деперсонализация создает у членов группы ощущение сходства по признакам, значимым для данной социальной категории и приводит к восприятию себя, скорее, как «мы» и «нас», чем «я» и «меня». Этот механизм приводит также к подчеркиванию различий между ин-группой и соответствующими аут-группами. Процесс деперсонализации основывается на механизме самостереотипизации: построении «образа Я», включающего характеристики, стереотипно приписываемые ингруппе, и лишенного свойств, которые считаются типичными для членов аутгруппы [29; с. 382].

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек