Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

учреждение образования «белорусский

государственый редагогический университет

имени максима танка»

 

Факультет 

Кафедра 

 

Допущена к защите

 

« »    

зав. каф. прикладной психологии

канд. психол. наук, доцент

 

 

Дипломная работа

 

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И  СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И  ДЕВУШЕК 

Работу выполнила:

Студентка 5 курса   группы

отделения

Иванова Екатерина  Николаевна

 

 

 

 

 

Минск 2013

СОДНРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9

1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9

1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16

1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44

2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44

2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без  создания оптимальной системы средств  массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых  широких слоёв населения страны. Такая система существовала в  своё время в Советском Союзе. В период перехода страны к рыночной экономике система СМИ была практически  разрушена. Обнищание значительных слоев населения, резкий рост подписной  цены на периодическое издание, постепенное  уничтожение проводного радиовещания, удорожание бытовой теле- и радиотехники привели к существенному уменьшению информированности населения. Между тем, говорить об "едином информационном пространстве" страны можно только при условии, что в любом пункте этого пространства, в любом городе или селе каждый человек может получить минимум необходимой социальной информации.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания к превалирующим социальным и историческим тенденциям.

Каждый родившийся человек  неизбежно входит в общество и  вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Проблема личностной и социальной идентичности была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать подрастающему поколению "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать молодого человека к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Современное белорусское общество находится  в высокоактивной стадии социальных трансформаций. На формирование идентификационных  предпочтений современных белорусов  непосредственное значение оказала  ушедшая в прошлое советская  идентичность, поскольку девальвация  прежних идентификационных рамок  породила феномен массового «поиска  идентичности». Современный социокультурный  контекст идентификационных процессов  детерминируется рядом специфических  черт, среди которых наиболее значимыми  являются: распад советского идентификационного пространства, реорганизация политических и экономических структур, усложнение социально-стратификационной системы общества, расширение рамок социального взаимодействия, нарастание информационных потоков, культурное многообразие, а также глубокая модификация нормативно-ценностной системы и моделей социального, экономического, политического поведения. Эти и другие факторы обуславливают нестабильность и аморфность социокультурной среды, к которой современная белорусская молодежь вынуждена адаптироваться. В данных условиях социальная и личностная  идентификация приобретает преимущественно адаптивный характер, что проявляется в структуре идентификационной иерархии и механизмах формирования социальной идентичности и требует специального детального социологического анализа.

В этой связи  особый интерес представляет теоретический  анализ складывающихся идентификационных  предпочтений белорусской молодежи. Молодежь, представляя собой большую социально-демографическую группу структуры населения нашей страны и являясь главнейшим агентом социальных перемен, обладает значительным инновационным потенциалом, который можно эффективно использовать на благо всего общества. Для личностной самоидентификации студенчества характерны такие качества, как неустойчивость, лабильность, отсутствие окончательной сформированности, более высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, реактивность в отношении перемен социокультурной среды, но при этом именно студенчество обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности и инновативности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, проживание в больших городах, а также сравнительно высокая материальная обеспеченность и т. п. Именно молодежь, обладая таким социокультурным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в научном осмыслении и анализе проблем социальной и личностной идентичности молодежи в условиях социальных перемен современного белорусского общества.

Проблемы самоидентификации личности достаточно широко освещены как в  социологических, так и социопсихологических теориях, поскольку понятие идентичности изначально имеет психологические корни и связано с именами таких известных теоретиков психологии, как Э. Гидденс, Д. Жоделе, Г. Зиммель, Д. Кэмпбелл, Ж.-П. Кодол, Дж. Марсиа, А. Маслоу, С. Московичи, Дж. Тернер, Г. Тажфель, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Шериф, Э. Эриксон и др.

В рамках отечественной  социогуманитарной науки проблематика социальной  и личностной идентификации личности достаточно нова и представлена в ряде исследований К.А.Абульхановой-Славской, Е.М. Авраамовой, Л.С. Выготского, В.И.Журавлева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Филиппова, В.А. Ядова и др. Предложенные трактовки социального самоопределения личности имели прежде всего либо описательный характер (не верифицируемые эмпирически), либо относились к его частным формам.

Большая часть теоретических  исследований студенчества представлена в работах таких российских социологов, как А.С. Ваторопина, Ю.Р. Вишнеского, С.Н. Иконниковой, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского, Б.Г. Рубина, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, В.Т. Шапко, В.Ф. Пугач и др.

Вопросы социальной и личностной идентичности личности освещены весьма фрагментарно и преимущественно в рамках исследований, посвященных проблемам социальной самоидентификации в целом. Исследований, в которых бы был представлено влияние СМИ на идентичность молодого поколения незначительное число, что обуславливает актуальность выбранной к анализу проблематики дипломной работы.

Настоящая работа выполнялась  на базе учреждения СШ №114 г. Минска, исследованием были охвачены учащиеся 9-11 классов. Выборка составила 60 человек.

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс.

Данная цель предполагает решение  следующих задач:

  • рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности;
  • раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе;
  • определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу;
  • выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь;
  • Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам

Объект исследования – юноши и девушки, учащиеся 11 классов СШ № 114 г. Минска.

Предмет исследования - процесс формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что СМИ как сложная информационно-смыслообразующая система актуализируется в сознании индивида на основе его самоопределения, что приводит к трансформации личностной и социальной идентичности.

В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и  решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций подростков, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, социометрия), сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.

Гипотеза исследования. Современный этап развития российского общества способствовали разрушению прежней системы социальной регуляции и соответствующих матриц социального поведения и вызвали феномен массового поиска идентичности, в частности обусловив приоритет адаптивно-защитного характера личностной самоидентификации.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов самоидентификации личности, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений современной социологии. В основу исследования были положены социологические теории П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Дюбара, И. Гофмана, Т. Лукмана, Дж. Мида, Дж. Марсиа, Т. Парсонса, Э Фромма, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и др.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности

 

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации  возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались  многочисленные попытки создания возрастной периодизации (Дж. Биррен, Э. Эриксон, Г. Крайг и др.). В результате этого появилось множество различных классификаций.

В одной из распространенных современных международных классификаций выделяются следующие возрастные этапы:

  • младенческий возраст - от рождения до 3 лет,
  • раннее детство - от 3 до 6 лет,
  • детство - от 6 до 12 лет,
  • подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет,
  • молодость - от 18 до 40 лет,
  • зрелый возраст - от 40 до 65 лет,
  • пожилой возраст - от 65 лет.

Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином - подростковый возраст. Правда, при этом выделяют обычно две стадии - ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), (или подростковый и юношеский возраст)[1; с. 91].

Особенности подросткового  возраста рассматривали и изучали  в своих работах И.С. Кон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э. Шпрангер, Д.И. Фельдштейн, Ю.И. Фролов, М.С. Неймарк, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина и многие другие.

Подростковый возраст - это  один из самых сложных периодов в  онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее  сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый период - это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, это период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными  и стойкими. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две  стороны - количественную (подросток  решает интеллектуальные задачи значительно  легче, быстрее и эффективнее, чем  младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом  он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре  психических познавательных процессов  у лиц, достигших подросткового  возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек