Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

Для социометрического  исследования важно, чтобы любая  структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т. е. на систему  деловых, официальных отношений, и  тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти  положения проверены экспериментом  и практикой.

Наиболее  общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта

социальной  группы и царящей в ней психологической  атмосферы.

Общая схема  действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После  постановки задач исследования и  выбора объектов измерений формулируются  основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия  окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых  людей в нежелании участвовать  в опросе. Когда вопросы или  критерии социометрии выбраны, они  заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или  иных членов группы в зависимости  от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению  с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. При этом социометрическая процедура  может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая  процедура. В данном случае испытуемому  предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа  выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N - 1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N - 1). Указанная величина (N - 1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выбор, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре.

Однако при  увеличении размеров группы до 12 - 16 человек  этих связей становится так много, что  без применения вычислительной техники  проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком  непараметрической процедуры является большая вероятность получения  случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко  пишут в опросниках «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только 2 объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру  применения метода и таким образом  снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с  ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название социометрического ограничения или лимита выборов. Многие исследователи считают, что введение социометрического ограничения значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической  точки зрения социометрическое ограничение  заставляет испытуемых более внимательно  относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют  предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности.

Лимит выборов  значительно снижает вероятность  случайных ответов и позволяет  стандартизировать условия выборов  в группах различной численности  в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала  по различным группам.

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и  составляет основу ее отношений к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и  «философии жизни».

Наиболее  распространенной в настоящее время  является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление  соответствует традиционному делению  на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает  каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала  дает более надежные результаты. Вначале  предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Стимульный  материал

Список А (терминальные ценности):

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3. здоровье (физическое и психическое);
  4. интересная работа;
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. наличие хороших и верных друзей;
  9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  15. счастливая семейная жизнь;
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17. творчество (возможность творческой деятельности);
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2. воспитанность (хорошие манеры);
  3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4. жизнерадостность (чувство юмора);
  5. исполнительность (дисциплинированность);
  6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9. ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12. смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
  13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16. честность (правдивость, искренность);
  17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18. чуткость (заботливость).

Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать  как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.

Для обработки  результатов использовались математические методы.

Методами  статистической обработки результатов  называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с  помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя  скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в исследовании переменными величинами.

Некоторые из методов математико-статистического  анализа позволяют вычислять  так называемые элементарные математические статистики, характеризующие выборочное распределение данных, например выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Иные методы математической статистики, например дисперсионный анализ, регрессионный анализ, позволяют судить о динамике изменения отдельных статистик выборки. С помощью третьей группы методов, скажем, корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данных, можно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами.

Все методы математико-статистического  анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

К первичным  методам статистической обработки  относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. В число вторичных методов  обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы сравнения  первичных статистик у двух или  нескольких выборок.

Рассмотрим  методы вычисления элементарных математических статистик, начав с выборочного  среднего.

Выборочное  среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю  оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

Выборочное  среднее определяется при помощи следующей формулы:

Х = 1:n ∑xk                                                                                                                               (2.1)

где х — выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке; n — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; хк — частные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей n, поэтому индекс к данной переменной принимает значения от 1 до n; ∑ — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение Xх k соответственно означает сумму всех х с индексом k от 1 до n.

В психодиагностике и в экспериментальных психолого-педагогических исследованиях среднее, как правило, не вычисляется с точностью, превышающей  один знак после запятой, т.е. с большей, чем десятые доли единицы. В психодиагностических обследованиях большая точность расчетов не требуется и не имеет  смысла, если принять во внимание приблизительность  тех оценок, которые в них получаются, и достаточность таких оценок для производства сравнительно точных расчетов.

Дисперсия как  статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются  от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или разброс данных.

Дисперсия вычисляется по следующей формуле

                                                        (2.2)

где S - выборочная дисперсия, или просто дисперсия

                                                                                    (2.3)

Выражение, означающее, что для всех xk от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

n — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.

В качестве вторичного метода обработки результатов использовался  t-критерий Стьюдента.

T-критерий Стьюдента используется для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Его основная формула выглядит следующим образом

                                                                         (2.4)

где х1 - среднее значение переменной по одной выборке данных, х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных, т1 и т2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек