Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа
Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для социометрического
исследования важно, чтобы любая
структура неформального
Наиболее
общей задачей социометрии
социальной
группы и царящей в ней
Общая схема
действий при социометрическом исследовании
заключается в следующем. После
постановки задач исследования и
выбора объектов измерений формулируются
основные гипотезы и положения, касающиеся
возможных критериев опроса членов
групп. Здесь не может быть полной
анонимности, иначе социометрия
окажется малоэффективной. Требование
экспериментатора раскрыть свои симпатии
и антипатии нередко вызывает
внутренние затруднения у опрашиваемых
и проявляется у некоторых
людей в нежелании участвовать
в опросе. Когда вопросы или
критерии социометрии выбраны, они
заносятся на специальную карточку
или предлагаются в устном виде по
типу интервью. Каждый член группы обязан
отвечать на них, выбирая тех или
иных членов группы в зависимости
от большей или меньшей
Однако при увеличении размеров группы до 12 - 16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком
непараметрической процедуры
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название социометрического ограничения или лимита выборов. Многие исследователи считают, что введение социометрического ограничения значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.
С психологической
точки зрения социометрическое ограничение
заставляет испытуемых более внимательно
относиться к своим ответам, выбирать
для ответа только тех членов группы,
которые действительно
Лимит выборов
значительно снижает
Система ценностных
ориентации определяет содержательную
сторону направленности личности и
составляет основу ее отношений к
окружающему миру, к другим людям,
к себе самой, основу мировоззрения
и ядро мотивации жизненной
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление
соответствует традиционному
Респонденту
предъявляется два списка ценностей
(по 18 в каждом) либо на листах бумаги
в алфавитном порядке, либо на карточках.
В списках испытуемый присваивает
каждой ценности ранговый номер, а карточки
раскладывает по порядку значимости.
Последняя форма подачи материала
дает более надежные результаты. Вначале
предъявляется набор
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Для обработки результатов использовались математические методы.
Методами статистической обработки результатов называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе исследования, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Речь идет о таких закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в исследовании переменными величинами.
Некоторые из
методов математико-
Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики. Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.
К первичным методам статистической обработки относят, например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной моды и выборочной медианы. В число вторичных методов обычно включают корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок.
Рассмотрим методы вычисления элементарных математических статистик, начав с выборочного среднего.
Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.
Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:
Х = 1:n ∑xk
где х — выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке; n — количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; хк — частные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателей n, поэтому индекс к данной переменной принимает значения от 1 до n; ∑ — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение Xх k соответственно означает сумму всех х с индексом k от 1 до n.
В психодиагностике
и в экспериментальных
Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или разброс данных.
Дисперсия вычисляется по следующей формуле
где S - выборочная дисперсия, или просто дисперсия
Выражение, означающее, что для всех xk от первого до последнего в данной выборке необходимо вычислить разности между частными и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;
n — количество испытуемых в выборке или первичных значений, по которым вычисляется дисперсия.
В качестве вторичного
метода обработки результатов
T-критерий Стьюдента используется для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга. Его основная формула выглядит следующим образом
где х1 - среднее значение переменной по одной выборке данных, х2 - среднее значение переменной по другой выборке данных, т1 и т2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.