Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение процесса формирования личностной и социальной идентичности подростков и влияние СМИ на данный процесс. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть понятие социальной и личностной идентичности; раскрыть сущность и дать определение СМИ и их места в современном обществе; определить юношей и девушек 11 классов как особую идентификационную группу; выявить основные направления социальной и личностной идентичности молодежи в Республике Беларусь; Провести исследование процесса формирования личностной и социальной идентичности у подростков под влиянием СМИ и дать оценку его результатам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………… 9
1.1 Личностное развитие молодежи и формирование личностной идентичности …………………………………………………………………….9
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования 16
1.1. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе ……………………………………………………………………………………29
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК…………. 44
2.1 Организация и методы исследования ……………………………………..44
2.2 Анализ результатов исследования …………………………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………...……………… 93
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

7095 СМИ.docx

— 345.27 Кб (Скачать)

В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно  выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций. Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа  влияют намного больше, чем мы можем  себе представить.

Само слово media («посредник») навевает мысли, что СМИ являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях (навязывание повестки дня), а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

В обыденном сознании средства массовой коммуникации часто ассоциируются  исключительно с развлечением и  как таковые рассматриваются  как нечто второстепенное в жизни  большинства людей. Это явная  недооценка степени их влияния на нашу жизнь. Массовые коммуникации также  связаны со многими другими (кроме  развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние  на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что  они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что  они являются средством доступа  к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.

Как показывают исследования БГИС 2011—2012 гг., белорусы, достаточно критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента Беларуси и СМИ. СМИ в целом как институт общества стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в устойчивых пределах 53—55%. За последние годы ситуация мало изменилась.

Молодые и материально  обеспеченные граждане доверяют СМИ  значительно больше, чем пожилые  и бедные. Новый средний класс  ориентирован на позитивную, оптимистическую  информацию, на развлекательные передачи, а не серьезную аналитику, на современную  массовую культуру. Нынешние СМИ полностью  соответствуют данному запросу.

Существует мнение, что  молодежь сегодня не смотрит телевидение  — все «ушли» в Интернет. Это  неверно. По данным ВЦИОМ (вышеназванное  исследование) Интернет является пока не самым популярным источником информации в Беларуси. Из него предпочитает получать информацию лишь каждый десятый белорус. Однако в крупных городах и для молодой аудитории роль Интернета как источника информации становится достаточно заметной. Интернетом как основным источником сведений пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9—12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. В настоящее время в связи с реализацией государственной программы информатизации средних школ число молодых пользователей увеличилось.

Число белорусов, которые вообще не пользуются интернетом, с 2010 года сократилось на 15%. В феврале 2012 года 45% респондентов БГИСа заявили о том, что не пользуются сетью. В 2010 году таких было 60%. Доля тех, кто пользуется интернетом ежедневно, выросла за это время с 23% до 36%. При этом по сравнению с 2010 годом выросла популярность социальных сетей. Если два года назад в соцсетях сидело 52% опрошенных интернет-пользователей, то теперь — 82%. Те, кто ведет активный образ жизни, проверяют то, что видели, в том числе на экране телевизора, в интернете. Таким образом, в Беларуси интернет постепенно набирает все большую и большую популярность, и число его пользователей постоянно растет. При этом по данным БГИСа наибольшая часть пользователей интернета (свыше 70%) находится в возрастном промежутке до 25 лет.

Социальная идентичность – полное социальное отождествление индивида – происходит в несколько  этапов: категоризация, идентификация  и непосредственно формирование идентичности. С широким внедрением интернета в жизнь молодежи увеличивается  их осведомленность о различных  социальных группах, расширяется круг общения, так как именно с помощью  социальных сетей можно общаться с людьми из других городов, стран  и континентов. Таким образом, круг людей, которые категоризируются молодым человеком в процессе социализации, разнообразнее и шире чаще у тех, кто пользуется интернетом. Вследствие этого увеличивается и круг идентификации. Можно сделать вывод о том, что интернет на каждом из этапов при активном его использовании будет влиять на формирование идентичности.

Обладая специфическими возможностями  влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности  и всеохватности способны формировать  облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный  кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной  идентичности личности [11;с.109]. Наибольшее влияние, безусловно, СМИ и интернет в частности производит на людей, идентичность которых не является достигнутой. Так как вследствие отсутствия совокупности личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений происходит либо идентификация со значимыми людьми, либо человек не формирует их вообще, то такими людьми легче управлять, легче навязать им что-либо, создать идеал подражания, идентифицирования. При этом зачастую СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью [11;с.111].

Но какие образы сейчас пропагандируются в интернете? Необходимо быть успешным, и успешным во всем –  но для молодых людей такой  идеал наверняка зачастую кажется  недостижимым, что приводит к соответствующим  результатам – фрустрация, перфекционизм и т.д. В самых посещаемых социальных сетях существуют сообщества, в которых высмеиваются пороки современного общества и неудачи отдельных людей в частности, зачастую высказываются резкие мнения в адрес политических лидеров, в адрес церкви и других важных для общества аспектов власти. Люди без сформированной идентичности легче изменяют свою точку зрения под натиском таких аргументированных резких позиций. Но каким будет общество, вырастающее в таком отношении к власти, к окружающим людям?

Современный человек с  помощью интернета пытается найти  свой идеал, которому он хочет соответствовать, ведь чаще всего зависимыми являются люди того возраста, в котором наиболее активно происходит поиск идентичности. Многие пытаются уйти от реальности и  поиска выбора, так как информации очень много, и легко создать  иллюзию поиска, иллюзию сформированной личности. В современном многополярном  и мультикультурном мире поиски личностью своей идентичности становятся самым актуальным требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру, требованием, определяющим складывающуюся систему ценностей [11;с.112]. Вследствие человек пытается быть динамичным, постоянно находиться в поиске, и, в противоположность предыдущему типу, он постоянно пытается что-то создать, но получается лишь неустойчивая личность, которая также легко поддается влияниям общества.

Интернет, как один из разновидностей СМИ, оказывает влияние на формирование образа современного общества и создает  основу для образа будущего, так  как формирование социальных идентичностей  подрастающего поколения – это  основа социальных идентичностей будущего общества.

Как уже было отмечено выше, СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью. СМИ как  проводники массовой культуры стали  определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как  индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей  к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Что ждет индивид от СМИ? Он ждет подтверждения и расширения своих взглядов на окружающую его  реальность, ее возможности и опасности; приобретения определенных навыков  и знаний, способных помочь в его  жизнедеятельности; найти образцы  подражания, возможности наметить социально  предпочтительную линию поведения  и действовать на основе полученной информации, развлечься и отдохнуть  от собственных проблем. СМИ готовы предоставить индивиду эту возможность, т.к. с точки зрения общества именно это и является функцией СМИ. Основной функцией массовой информации является обеспечение взаимосвязи между  обществом (или общностями), с индивидами и социальными группами путем  распространения информации о фактах, явлениях, событиях и социокультурных  ценностях общества.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины  мира и картины мира отдельной  общности и/или группы, передача от поколения к поколению ценностей  культуры данного общества, а также  дать возможность отвлечься от трудностей социального бытия путем введения развлекательной информации.

Современные средства массовой коммуникации и в политической, и  в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может вызвать как позитивную, так и негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения нормального психологического состояния человека, группы, общества. Невозможно требовать защиты от «направленных» информационных воздействий СМИ, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического инфицирования» не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно актуально это в отношении молодого поколения. Оно еще не обладает достаточным уровнем образования и жизненным опытом, чтобы «фильтровать» информацию, которую им предоставляют СМИ. СМИ становятся одним из авторитетных агентов социализации молодого поколения.

Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной  идентичности. Социокультурная идентичность — это динамическое состояние  поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. Идентификационный  механизм — это, прежде всего, оценка действующих обстоятельств жизни  или конкретной ситуации, ставших  для молодого человека проблематичными, неопределенными или неизвестными. Он соотносит их с некоторыми идеальными представлениями, задающими образ  поведения должного или желаемого, возможного или уже происшедшего.

Обретение идентичности молодым  человеком осложнено не только манипулятивными технологиями СМИ, но и всей социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе.

В современном многополярном  и мультикультурном мире поиски личностью своей идентичности становятся самым актуальным требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру, требованием, определяющим складывающуюся систему ценностей.

В жизни современного российского  общества происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием постиндустриальной трансформации практических всех сфер жизнедеятельности. Россия вступила на путь развития постиндустриального, информационного общества, и все негативные последствия этого пути, который развитые западные страны ощутили раньше, мы можем наблюдать сейчас. Постиндустриальная трансформация общества перестраивает и личностное содержание современного человека. «Было бы глупо полагать, что фундаментально изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность, или, точнее, социальный характер. Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем людей» [13, с. 601].

В ситуации, когда на протяжении жизни даже одного поколения окружающий мир меняется очень быстро, казавшиеся ранее незыблемыми системы ценностей  разрушаются, представления о смысле жизни и месте человека в социуме  не разделяют даже близкие по возрасту поколения, не говоря уже о поколениях старших («отцы и дети»), проблема обретения идентичности стала если не самой важной, то одной из важнейших.

Современная социальная жизнь  предоставляет человеку множество  статусно-ролевых возможностей, которые он пытается реализовать в своей частной, повседневной жизни. Попытки реализации не всегда приводят к проявлению новой устойчивой идентичности. Современная жизнь постоянно вносит свои коррективы в «правила игры», не всегда человек успевает адаптироваться к новым условиям. Неврозы, депрессии, деструктивное поведение — спутники жизни современного человека.

Человек — существо коллективное, но современный мир разрушает  тягу к коллективизму как родовому свойству индивида. Постоянно растет стремление к индивидуализации личности, она уходит от векового «мы» к обретению  персонального, подлинного личностного  «Я».

И соответственно, человек  становится все более автономен по отношению к своей социальной среде, ее жизненным ориентирам и нормативам и, следовательно, все более не зависим от них. «Супериндустриализм требует и создает не стандартного «массового человека», но отличающихся друг от друга людей, индивидуалов, а не роботов» [14, с. 241].

Резко падает зависимость  личности от «предписанных» особенностями  и условиями рождения статусных  характеристик — имущественного и классового положения, пола, местожительства, конфессии и др. Резко возрастает значимость лично приобретаемых  в ходе социализации и, особенно, последующей  ресоциализации статусных позиций. Повышается релятивность идентификационных процессов, приобретаемые позиции также оказываются весьма относительными и ротационными. Но не все индивиды отстраняются от общества и «уходят в себя». Значительная часть все-таки весьма активна, но это активность особого рода, которая настораживает. За последнее время в современном мире наблюдается взрывной рост эгоистического индивидуализма, «эгоцентризма», что порождает негативные по своему содержанию и последствиям явления. Причем, по мнению западных исследователей, весомый вклад в эту «эгоизацию» общества вносит сегодня уже не только растущее влияние рыночных отношений в социальной сфере, но и успехи информационных технологий. Они вносят свой очевидный вклад в новую социальную ситуацию (одиночество), порождая новое интерактивное одиночество. Оно складывается на фоне повышенной включенности индивида в виртуальный мир Интернетпространства, где живые социальные контакты заменяются контактами виртуальными.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование представлений о личностной и социальной идентичности у юношей и девушек