Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский
государственный областной
Факультет
иностранных языков
Кафедра
общей и социальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила: студентка факультета
иностранных языков
дневного отделения
405-а группы
Нестеренко
Г.М.
Научный руководитель:
к.
пс. н., доц. Морозова Т.Н.
г. Орехово-Зуево
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2
Социальная идентичность: понятие, условия
и критерии формирования………………………………………………
1.3
Развитие и становление социальной идентичности
в подростковом возрасте…………………………………………………………
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов
исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.
В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и др.). Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа.
Изучение проблем становления «Образа Я» и социальной идентичности имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста.
Проблема исследования состоит в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте».
Объект исследования - «Образ Я» и социальная идентичность подростков.
Предмет исследования - процесс формирования «Образа Я» и социальной идентичности у подростков.
Цель - изучение процесса формирования «Образа Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1.
Провести теоретический анализ
литературы по проблеме
2. Рассмотреть понятие социальная идентичность, условия и критерии ее формирования.
3. Рассмотреть этапы развития и становления социальной идентичности в подростковом возрасте.
4. Рассмотреть процесс самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.
5.
Подобрать методику
6. Провести исследование и дать анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процессов личностного развития и формирования социальной идентичности в подростковом возрасте.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки подростков с целью их дальнейшей социализации и оптимизации вхождения в мир взрослых.
Методы исследования - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование (методика Куна «Кто я?», методика «ценностные ориентации» Рокича), контент-анализ, математический и статистический анализ данных.
База исследования - настоящая работа выполнялась на базе МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево, исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.
Структура работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
1.1.
Личностное развитие
в подростковом возрасте
и формирование «Образа
Я»
Подростковый возраст - это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый период - это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.
Данный возраст традиционно считается самым трудным. Дубровина И.В. связывает эти трудности с различными психофизиологическими и психическими отклонениями, связанными с половым созреванием подростков.
Следует отметить, что в ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Центральным
психологическим
В психологии подростка появляется новая черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.
Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности