Формирование образа Я и социальной идентичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности_на сдачу.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  государственный областной гуманитарный институт 

Факультет иностранных языков 

Кафедра общей и социальной психологии 

      КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

ФОРМИРОВАНИЕ  «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

      В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 

      Выполнила: студентка факультета

      иностранных языков

      дневного  отделения

      405-а  группы

      Нестеренко  Г.М. 
 

      Научный руководитель:

      к. пс. н., доц. Морозова Т.Н. 
 

      г. Орехово-Зуево

      2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

      Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6

      1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6

      1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14

      1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25 

      Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32

      2.1 Организация и методы исследования………………………………..32

         2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...45

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

      Социальная  идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

      Изучение  особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

      Формирование позитивного «Образа Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа Я» может привести к деформации личности.

      В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и др.). Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы не получили еще достаточно глубокой научной разработки. Высказываемые отдельными исследователями положения нередко носят весьма противоречивый характер и требуют более глубокого осмысления и анализа.

      Изучение проблем становления «Образа Я» и социальной идентичности имеет и важное практическое значение для разработки рекомендаций, направленных на организацию успешного воспитательного процесса детей подросткового возраста.

      Проблема  исследования состоит в необходимости  осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность. Это обусловило выбор темы исследования: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте».

      Объект  исследования - «Образ Я» и социальная идентичность подростков.

      Предмет исследования - процесс формирования «Образа Я» и социальной идентичности у подростков.

      Цель - изучение процесса формирования «Образа Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.

      Гипотеза  исследования основана на предположении  о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.

      В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

      1. Провести теоретический анализ  литературы по проблеме формирования «Образа Я» в подростковом возрасте.

      2. Рассмотреть понятие социальная идентичность, условия и критерии ее формирования.

      3. Рассмотреть этапы развития и становления социальной идентичности в подростковом возрасте.

      4. Рассмотреть процесс самоопределения при формировании идентичности в подростковом возрасте.

      5. Подобрать методику исследования формирования "Образа Я" подростков в контексте становления их социальной идентичности.

      6. Провести исследование и дать  анализ полученных результатов.

      Теоретическая значимость исследования заключается в психолого-педагогическом анализе процессов личностного развития и формирования социальной идентичности в подростковом возрасте.

      Практическая  значимость - результаты исследования могут быть использованы классными руководителями, социальными педагогами и школьными психологами для осуществления педагогической и психологической поддержки подростков с целью их дальнейшей социализации и оптимизации вхождения в мир взрослых.

      Методы  исследования - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование (методика Куна «Кто я?», методика «ценностные ориентации» Рокича), контент-анализ, математический и статистический анализ данных.

      База  исследования - настоящая работа выполнялась  на базе МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево, исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.

      Структура работы включает: введение, теоретическую  часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы.

 

       Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА Я» В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 

      1.1. Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я» 

      Подростковый  возраст - это один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

      Подростковый  период - это период, для которого характерна начинающаяся активная работа над собой, период формирования нравственного сознания, идеалов, период развития самосознания личности.

      Данный  возраст традиционно считается самым трудным. Дубровина И.В. связывает эти трудности с различными психофизиологическими и психическими отклонениями, связанными с половым созреванием подростков.

      Следует отметить, что в ходе бурного роста  и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

      Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Это чувство проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. У подростка появляется потребность быть самостоятельным, значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределению. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток начинает претендовать на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

      В психологии подростка появляется новая  черта - более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

      В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная  переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

      В современной психологии Я-концепция  рассматривается как один из компонентов  личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

      Я-концепция - это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

  1. Образ Я (когнитивная составляющая) - представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка (оценочная составляющая) - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция (поведенческая составляющая), то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности