Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
Наиболее низкие ранги в группе «риска» занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».
В группе благополучных наименьшие ранги заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».
Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».
По
результатам статистического
Низкие
различия показателей по t-критерию
Стьюдента объясняются тем, что выборка
взята из одной школы и ценности данных
школьников близки даже при разграничении
на данные группы, но качественный анализ
позволяет выявить различия в иерархиях
ценностей данных групп.
Таблица 4
Показатели различий результатов группы «риска» и группы «благополучные» по t-критерию Стьюдента
ценности | t-критерий | разность средних значений |
1.Активная деятельная жизнь | 2,240 | 5,4 |
2.Жизненная мудрость | 0,525 | 1 |
3. Здоровье | 2,037 | 3 |
4. Интересная работа | 1,873 | 4 |
5. Красота природы, искусства | 0,698 | 1,4 |
6. Любовь | 1,280 | 3 |
7. Материально обеспеченная жизнь | 0,924 | 2,2 |
8. Наличие хороших и верных друзей | 1,075 | 2 |
9.Общественное признание | 1,754 | 3,4 |
10. Познание | 1,136 | 2,1 |
11.Продуктивная жизнь | 3,211 | 5,2 |
12. Развитие | 0,289 | 0,5 |
13. Развлечение | 0,177 | 0,4 |
14. Свобода | 0,742 | 2 |
15. Счастливая семейная жизнь | 0,434 | 1 |
16. Счастье других | 0,157 | 0,3 |
17. Творчество | 0,118 | 0,2 |
18. Уверенность в себе | 2,199 | 4 |
Итак, в ходе обработки и анализа результатов обследования была просмотрена динамика формирования «Образа Я» в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки сформированности «Образа Я» и социальной идентичности появляются у учащихся 8-х классов (в возрасте 14-15 лет).
Подростки чаще всего идентифицируют себя с семьей и школьниками. Роли члена семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.
Анализ результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».
При
рассмотрении результатов методики
«ценностные ориентации» М. Рокича
выявлена закономерность: чем выше коэффициент
корреляции ответов конкретного испытуемого
со среднегрупповыми значениями, тем выше
статус испытуемого в группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
Изучение особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.
В настоящее время имеется ряд научно-практических исследований, связанных с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).
Проблема исследования состояла в необходимости осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.
Социальная идентичность - это феномен, возникающий на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.
Когнитивная
и мотивационная сфера
Основные механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.
Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.
Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.
Анализируя результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики можно прийти к следующим выводам:
Из всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности