Формирование образа Я и социальной идентичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности_на сдачу.doc

— 288.00 Кб (Скачать)
 

      Наиболее  низкие ранги в группе «риска»  занимают следующие ценности: «продуктивная жизнь», «красота природы», «материально обеспеченная жизнь», «счастье других» и «творчество».

      В группе благополучных наименьшие ранги  заняли ценности: «счастье других», «творчество» и «уверенность в себе».

      Одинаково низкий ранг в обеих группах занимает ценность «творчество».

      По  результатам статистического анализа  по t-критерию Стьюдента (таблица 4), который использовался для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами, наиболее значимые различия выявлены по ценностям: «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» и «здоровье», что подтверждает часть выводов по качественному анализу.

      Низкие  различия показателей по t-критерию Стьюдента объясняются тем, что выборка взята из одной школы и ценности данных школьников близки даже при разграничении на данные группы, но качественный анализ позволяет выявить различия в иерархиях ценностей данных групп. 
 
 
 
 
 

      Таблица 4

      Показатели  различий результатов  группы «риска» и  группы «благополучные»  по t-критерию Стьюдента

ценности t-критерий разность средних  значений
1.Активная  деятельная жизнь 2,240 5,4
2.Жизненная  мудрость 0,525 1
3. Здоровье 2,037 3
4. Интересная работа 1,873 4
5. Красота природы, искусства 0,698 1,4
6. Любовь 1,280 3
7. Материально обеспеченная жизнь 0,924 2,2
8. Наличие хороших и верных друзей 1,075 2
9.Общественное  признание 1,754 3,4
10. Познание 1,136 2,1
11.Продуктивная  жизнь 3,211 5,2
12. Развитие 0,289 0,5
13. Развлечение 0,177 0,4
14. Свобода 0,742 2
15. Счастливая семейная жизнь 0,434 1
16. Счастье других 0,157 0,3
17. Творчество 0,118 0,2
18. Уверенность в себе 2,199 4
 

      Итак, в ходе обработки и анализа  результатов обследования была просмотрена динамика формирования «Образа Я» в подростковом возрасте, которая позволяет сделать выводы о том, что явные признаки сформированности «Образа Я» и социальной идентичности появляются у учащихся 8-х классов (в возрасте 14-15 лет).

      Подростки чаще всего идентифицируют себя с  семьей и школьниками. Роли члена  семьи и школьника являются по большей части основными в данном возрасте.

      Анализ  результатов обследования ценностных ориентаций показал, что для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненная мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание».

      При рассмотрении результатов методики «ценностные ориентации» М. Рокича выявлена закономерность: чем выше коэффициент корреляции ответов конкретного испытуемого со среднегрупповыми значениями, тем выше статус испытуемого в группе. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Социальная  идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

      Изучение  особенностей «Образа Я» и социальной идентичности, а также их становления в подростковом возрасте приобретает особую значимость в связи с тем, что именно в этом возрасте идет интенсивный процесс их формирования, что в значительной степени определяет особенности личности и поведения подростка.

      В настоящее время имеется ряд  научно-практических исследований, связанных  с изучением социальной идентичности и формирования «Образа Я» у учащихся (Микляева А. В., Румянцева П. В., Баранова Т. С. Агафонов А.Ю. и другие).

      Проблема  исследования состояла в необходимости  осмысления процесса самоопределения, формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте, с учетом того, что процесс социализации протекает сегодня в условиях неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм, что, в конечном итоге, влияет на процесс становления идентичности подрастающего поколения, которое, взрослея и социализируясь, пытается перенять всё многообразие существующих стилей поведения и сформировать свою собственную идентичность.

      Анализ  психолого-педагогической литературы позволил сделать теоретические выводы.

      В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения. Постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

      Данный  период отличается выходом молодых  людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется  сознательное отношение к себе как члену общества.

      Социальная  идентичность - это феномен, возникающий  на основании осознании личностью своей принадлежности к разнообразным социальным группам, в которые человек включается в ходе своей жизнедеятельности.

      Когнитивная и мотивационная сфера конкретной личности опосредована характеристиками тех социальных групп, с которыми она себя идентифицирует. Социальная идентичность не только формируется под влиянием различных групповых свойств и процессов, но и сама оказывает влияние на внутригрупповую динамику и процессы межгруппового взаимодействия. Социальная идентичность личности формируется в процессе взаимодействия личности с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность субъективно осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей.

      Основные  механизмы формирования социальной идентичности имеют когнитивную природу и включают в себя процессы категоризацию, самокатегоризацию, деперсонализацию и социальное сравнение. Вместе с тем, в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности.

      Становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

      Потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возрастов, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «Я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление). Идентификация и персонификация является двуединым процессом и механизмом самоопределения.

      Анализируя  результаты обследования выборки методиками М. Рокича «Ценностные ориентации», «Кто я?» М. Куна, социометрической методики можно прийти к следующим выводам:

              1. У школьников с 6 класса (с 12 лет) идет интенсивное развитие «Образа Я» и социальной идентичности, к 8 классу (15 годам) данные свойства развиты на достаточно высоком уровне;
              2. Испытуемые чаще всего идентифицировали себя с семьей и школьниками;
              3. Рейтинг испытуемых отдельно в группах «риска» и «благополучные» повышается, по сравнению с рейтингом в общей группе;
              4. Ценностные ориентации группы «риска» качественно отличаются от ценностных ориентаций группы «благополучные»;

      Из  всего выше сказанного следует: принимая ценности и идентифицируя себя с группой испытуемые получают признание той группы, с которой они себя идентифицируют.

      Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде, подтвердилась.

 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Учебное  пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 624 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1989. - 245 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2002. - 629 с.
  4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 201-211.
  5. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. №2, 1987 - С. 44 - 67.
  6. Агеев В. С. Социальная идентичность личности. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003 - 475 с. С. 349 - 362.
  7. Баранова Т.С. Социальная идентификация личности. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 168 с
  8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986 – 347 с.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 381 с.
  10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - М.: Педагогика, 1972. – 439 с.
  11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1979.№4.С.23-24
  12. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. – Киев, 1989. - 200 с.
  13. Вильям Джемс. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 583 с.
  14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.,1991. - 216 с.
  15. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. - М., 1981. - 287 с.
  16. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. - Спб.: Питер, 2008. - 230с.
  17. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2005. - 420 с.
  18. Кенкманн П.О. Роль системы образования в жизненном самоопределении молодежи: Докт. дис. Тарту.,1985. - 263 c.
  19. Клёцина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления: Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход: матер. - Всерос. науч.- практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2007 С. 30-44.
  20. Кон И.С. Социологическая психология. - М., 2002. - 324с.
  21. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 342 с.
  22. Майерс Д. Социальная психология. - М., 2004. - 673 с.
  23. Мещеряков Б., Зинченко В.. Большой психологический словарь. - М., 2002. - 640 с.
  24. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 436 с.
  25. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования.: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47
  26. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 480 с.
  27. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - 560 с.
  28. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М., 1990. - 183 с.
  29. Немов Р. С. Психология. Книга 3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. 2001. - 632 с.
  30. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  31. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в пост-тоталитарном обществе. // Психол. журн. 1998. № 1. С. 83-95.
  32. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. - М.,1972.
  33. Петровский А. В. Предпосылки и очерк стратометрической концепции групповой сплоченности. Возрастная и педагогическая психология. - Материалы Всесоюзного семинара-совещания. С. 1 - 37.
  34. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. - М.,1979.
  35. Психология человека от рождения до смерти./ Под общей редакцией Реан А. А. - М., 2002 - 656 с.
  36. Розенберг М. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения. - М.: Педагогика, 1989. - 261 с.
  37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 688 с.
  38. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.,1973. - 537 с.
  39. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
  40. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения.// Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.
  41. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. - М., 2003. - 223 с.
  42. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
  43. Столин В.В.. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 376 с.
  44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 419 с.
  45. Тернер Дж. Социальное влияние. М. 2003, 256 с.
  46. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы Психологии. - 1988. № 6. - С.8-31
  47. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту./ Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Педагогика, 1987.- 478 с.
  48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер, 1999. - 267с.
  49. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М. 2005. - 349 с.
  50. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999. - 328 с.
  51. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. - М., 1994. - 397 с.
  52. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. - М., 1999. - 247 c.

Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности