Формирование образа Я и социальной идентичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Формирование Образа Я и социальной идентичности_на сдачу.doc

— 288.00 Кб (Скачать)

      В подростковом возрасте человек стремится  пройти через все, чтобы затем  обрести себя. Конечно, это опасное  стремление для несформировавшейся личности. Без поддержки подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.

      Таким образом, становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.

 

      Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА–Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

      2.1. Организация и методы исследования 

      Настоящая работа выполнялась на базе МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево, исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.

      Цель - изучение процесса формирования «Образа Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.

      Объект  исследования - «Образ Я» и социальная идентичность подростков.

      Предмет исследования - процесс формирования «Образа Я» и социальной идентичности у подростков.

      Гипотеза  исследования основана на предположении  о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.

      В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций школьников, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.

      В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.
  2. Психодиагностическое обследование. Метод психометрического тестирования - стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени выраженности изучаемых свойств. Под стандартизированностью имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемой, кончая способами вычисление и интерпретации полученных показателей.
  3. Методы качественного анализа данных.
  4. Методы сравнительного анализа данных.
  5. Методы статистической обработки результатов.

      В психодиагностическом обследовании применялись  следующие методики:

  1. Методика «Кто я?».

      Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация  инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом Я» или Я-концепцией.

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

      Наиболее  распространенной в настоящее время  является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

      Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

      Для обработки результатов использовались математические методы.

      Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х  классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.

      Исследование  проводилось в несколько этапов:

  1. На первом этапе исследования методом экспертной оценки учащиеся 6-х - 8-х классов были условно разделены на три группы: группа «риска» (школьники, которые регулярно пропускают занятия, негативно относятся к школьному обучению и педагогическому коллективу), группа «благополучные» (школьники, положительно характеризующиеся педагогическим коллективом, имеющие хорошие и отличные оценки по школьным дисциплинам) и группа «нейтральные» (школьники, которых нельзя однозначно определить к какой-либо из выше названных групп).

      Критериями  отнесения учащихся к данным группам  стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам. Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.

  1. На втором этапе исследования изучалась динамика становления «Образа Я» подростков методикой Куна «Кто я?»;
  2. Изучение иерархии ценностных ориентаций по Методике «Ценностные ориентации» М. Рокича;
  3. Сравнительный количественный, качественный и статистический анализ полученных результатов.

      2.2 Анализ результатов исследования 

      На  втором этапе исследования были проанализированы состояние и динамика развития «Образа Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1.

      Таблица 2

      Результаты  обследования учащихся 6-х - 8-х  классов 

      методикой Куна «Кто я?»

    шкалы 6 класс 7 класс 8 класс
    результат (%)
    "социальное  я" 100 100 100
    "коммуникативное  я" 20 35 60
    "материальное  я" 0 0 5
    "физическое  я" 20 30 50
    "деятельное  я" 15 25 55
    "перспективное  я" 0 0 0
    "рефлексивное  я" 15 40 75
 

      По  результатам исследования (таблица 2) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данных выборках.

      Выборка 6-х классов характеризуется высоким  показателем по шкале «социальное  я» (100% испытуемых дали ответы, относящиеся  к данной шкале), низкими показателями по шкалам: «коммуникативное я» (20%), «физическое я» (20%), «деятельное я» (15%) и «рефлексивное я» (15%). По шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны. Полученные результаты говорят о низкой степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данном возрасте.

      В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.

      При сравнении результатов выборок 6-х  и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.

      Результаты  обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное  я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа Я» у учащихся 8-х классов.

      Результаты  обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в таблице 3.

      Из  таблицы 3 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.

      Для испытуемых группы «благополучные»  высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.

      Ценность  «здоровье» занимает в обеих группах  высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.

      Также высокий ранг в обеих группах  занимает ценность «наличие хороших  и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.

      Таблица 3

      Сводная таблица общих  показателей в  группе «риска» и  группе «благополучные»

Ценности Группа «риска» группа «благополучные»
активная  деятельная жизнь 11 6
жизненная мудрость 7 8
здоровье  2 6
интересная  работа 6 10
красота природы и искусства 13 11
любовь 8 10
материально обеспеченная жизнь 13 10
наличие хороших и верных друзей 4 7
общественное  признание 11 7
познание 9 7
продуктивная  жизнь 14 9
развитие 11 10
развлечения 12 11
свобода 10 11
счастливая  семейная жизнь 8 9
счастье других 13 14
творчество  13 13
уверенность в себе 8 13

Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности