Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ "ОБРАЗА Я" В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ………………………………………….6
1.1 Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование «Образа Я»…………………………………………………………….6
1.2 Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования………………………………………………………..14
1.3 Развитие и становление социальной идентичности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...25
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………...32
2.1 Организация и методы исследования………………………………..32
2.2 Анализ результатов исследования………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….41
В подростковом возрасте человек стремится пройти через все, чтобы затем обрести себя. Конечно, это опасное стремление для несформировавшейся личности. Без поддержки подросток может остаться в асоциальном пространстве, так и не поднявшись на высоты духовной жизни.
Таким образом, становлению и развитию социальной идентичности в подростковом возрасте способствует, прежде всего, социальное окружение подростка и, в первую очередь, его сверстники. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. Подросток занимает активную позицию по отношению к общности, в которой он реализует себя как личность и которая становится для него зеркалом, отражающим его личностные качества, прежде всего по отношению к сплоченным группам.
Глава 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
«ОБРАЗА–Я» И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1.
Организация и методы исследования
Настоящая работа выполнялась на базе МОУ СОШ № 1 г. Орехово-Зуево, исследованием были охвачены учащиеся 6-8 классов. Выборка составила 60 человек.
Цель - изучение процесса формирования «Образа Я» подростков в контексте становления их социальной идентичности.
Объект исследования - «Образ Я» и социальная идентичность подростков.
Предмет исследования - процесс формирования «Образа Я» и социальной идентичности у подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте проявляется в мотивации признания, самоутверждения и самоуважения в соответствии с ценностями, принятыми в подростковой среде.
В процессе работы были использованы методы, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленной цели, включающих анализ литературы по проблеме исследования, обобщение исследований идентичности, рассмотрение результатов исследований ценностных ориентаций школьников, социометрическое исследование. В ходе исследования были применены валидные и апробированные методики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика изучения идентичности Куна, сравнительный анализ результатов, качественный анализ результатов, контент-анализ, методы математической обработки результатов.
В процессе изучения литературы по теме: «Формирование «Образа Я» и социальной идентичности в подростковом возрасте», был выстроен план экспериментального исследования, в ходе которого были использованы следующие методы:
В психодиагностическом обследовании применялись следующие методики:
Авторы - М. Кун, Т. Макпартленд, модификация инструкции и обработки Румянцевой Т. В. Этот тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его «Образом Я» или Я-концепцией.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Для
обработки результатов
Общую выборку составили 60 учащихся 6-х - 8-х классов. Исследование проводилось в групповой форме, на стандартизированных бланках, по инструкциям, в дневное время, в помещении классов.
Исследование
проводилось в несколько
Критериями отнесения учащихся к данным группам стали: успеваемость, посещение занятий, отношение к школьному обучению, отношение к педагогам. Экспертами выступили классные руководители, учителя-предметники, завуч по воспитательной работе.
2.2
Анализ результатов исследования
На втором этапе исследования были проанализированы состояние и динамика развития «Образа Я» учащихся параллелей 6-х, 7-х и 8-х классов. Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов методикой Куна «Кто я?» представлены в таблице 2.1.
Таблица 2
Результаты обследования учащихся 6-х - 8-х классов
методикой Куна «Кто я?»
шкалы | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
результат (%) | |||
"социальное я" | 100 | 100 | 100 |
"коммуникативное я" | 20 | 35 | 60 |
"материальное я" | 0 | 0 | 5 |
"физическое я" | 20 | 30 | 50 |
"деятельное я" | 15 | 25 | 55 |
"перспективное я" | 0 | 0 | 0 |
"рефлексивное я" | 15 | 40 | 75 |
По результатам исследования (таблица 2) можно сделать выводы о степени сформированности «Образа Я» и социальной идентичности в данных выборках.
Выборка
6-х классов характеризуется
В выборке 7-х классов результаты выглядят следующим образом: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), низкие показатели по шкалам «коммуникативное я» (35%), «физическое я» (30%), «деятельное я» (25%) и «рефлексивное я» (40%), по шкалам «материальное я» и «перспективное я» ответы не даны.
При сравнении результатов выборок 6-х и 7-х классов видно увеличение показателей практически по всем шкалам методики. Это говорит о более высоком уровне развития «Образа-Я» и социальной идентичности испытуемых 7-х классов по сравнению с выборкой 6-х, но уровень все еще низкий.
Результаты обследования 8-х классов следующие: высокий показатель по шкале «социальное я» (100%), средние показатели по шкалам «коммуникативное я» (60%), «физическое я» (50%), «деятельное я» (55%) и «рефлексивное я» (75%), низкий уровень по шкале «материальное я». Данные результаты говорят о качественно более высоком уровне развития самосознания и «Образа Я» у учащихся 8-х классов.
Результаты обследования школьников группы «риска» и группы «благополучные» по методике М. Рокича представлены в таблице 3.
Из таблицы 3 следует: для школьников из группы «риска» наивысший ранг имеют такие ценности как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «интересная работа» и «жизненая мудрость». Для испытуемых группы «благополучные» наиболее значимы следующие ценности: «активная деятельная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание» и «познание». Это говорит о том, что круг интересов испытуемых группы «риска» меньше по сравнению с испытуемыми группы «благополучные», они пологаются на свой жизненый опыт и друзей. Для них так же высокий ранг занимает ценность «интересная работа», которая, видимо, проицируется на их увлечения (например: абгрейд мотоцикла в гараже) или на их будущее, т.е. им важно получить в будущем хорошую работу.
Для испытуемых группы «благополучные» высокие ранги занимают ценности «активная деятельная жизнь», общественное признание» и «познание» это означает, что для данных школьников важно принимать активное участие в общественных мероприятиях, школьной жизни. Они ориентированы на получение общественного признания и для них так же важно образование, которое позволит реализовать себя в будущем.
Ценность «здоровье» занимает в обеих группах высокий ранг, это свидетельствует о том, что здоровье одинаково ценно для большинства испытуемых.
Также высокий ранг в обеих группах занимает ценность «наличие хороших и верных друзей» что совершенно естественно в данном возрасте, ведь для подростка общение со сверстниками становится ведущей деятельностью и дружба занимает одну из главных ролей.
Таблица 3
Сводная таблица общих показателей в группе «риска» и группе «благополучные»
Ценности | Группа «риска» | группа «благополучные» |
активная деятельная жизнь | 11 | 6 |
жизненная мудрость | 7 | 8 |
здоровье | 2 | 6 |
интересная работа | 6 | 10 |
красота природы и искусства | 13 | 11 |
любовь | 8 | 10 |
материально обеспеченная жизнь | 13 | 10 |
наличие хороших и верных друзей | 4 | 7 |
общественное признание | 11 | 7 |
познание | 9 | 7 |
продуктивная жизнь | 14 | 9 |
развитие | 11 | 10 |
развлечения | 12 | 11 |
свобода | 10 | 11 |
счастливая семейная жизнь | 8 | 9 |
счастье других | 13 | 14 |
творчество | 13 | 13 |
уверенность в себе | 8 | 13 |
Информация о работе Формирование образа Я и социальной идентичности