Формирование образа человека у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:36, реферат

Краткое описание

Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у
детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6
1.1 Психологические аспекты формирования образа…………………… 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9
1.3 Возможности рисования в формировании образа человека
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20
2.1 Общее представление о тесте…………………………………………………… 20
2.2 Тестовые показатели …………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.97 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у

детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6                                                           

          1.1 Психологические  аспекты формирования образа…………………… 6

          1.2 Психолого-педагогические  аспекты формирования образа

человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9

          1.3 Возможности  рисования в формировании образа  человека

у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20

         2.1 Общее  представление о тесте…………………………………………………… 20

         2.2 Тестовые  показатели …………………………………………………………………. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….…………… 30

 

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок живет в социальном мире, мире взрослых людей, который привлекает внимание ребенка. Познавая, кто такой человек, а именно взрослый, формируя представления  о нём, создавая образ человека, ребёнок  познает себя, видит перспективу  развития, ищет свой «подсознательный идеал».

Поэтому, по мнению Козловой С.А, Куликовой Т.А. проблема формирования образа человека является важной.

К данной проблеме обращались такие педагоги, как Н.Ф. Виноградова, Н. Витяева, С.А. Козлова, Т. А.Куликова, Л.Н Павлова, Е. Рылеева, Г. Степанова, С. Щеглова, и психологи - А.А. Бодалев, В.В. Степанова, Б.П. Юсов и др. Вопросы, связанные с детским рисунком, с отражением в нем представлений о человеке рассматривали В.В. Бакушинский, О.М. Дъяченко, В.И. Игнатьева, В.С. Мухина, и др.

Проведение  исследования детских рисунков, позволяет  более глубоко изучать внутренний мир ребёнка, его отношение к  окружающим его людям, представления  о них, тот образ человека, который  был сформирован.

О содержании образа человека говорили А.А. Бодалев, С.А. Козлова, Т.А Куликова, В.С. Кузин, Павлова Л.Н., Степанова Г. и другие.

В настоящее  время проблема формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования является мало разработанной. Нет единого мнения на необходимость  формирования образа человека. А также  того, что необходимо знать ребёнку  о человеке, с какими аспектами  жизни человека нужно знакомить  детей, как формировать эти представления, из которых в последствии будет складываться образ человека.

Ставится  вопрос о необходимости формирования образа человека; разработке подходов реализации данной проблемы.

Отсутствие  единой точки зрения на необходимость  формирования образа человека, сложность  и неоднозначность процесса формирования представлений о человеке и послужило  выбором направления нашего исследования.

Проблема: каковы педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в  процессе рисования.

Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • если будут расширяться у детей представления о биологической и социальной сущности человека.
  • если будет осуществляться знакомство детей с изобразительно - выразительными средствами и формирование умения применять их в изображении человека.
  • если тематика занятий по рисованию опирается на имеющийся у детей эмоционально окрашенный опыт.
  • если будут использоваться дидактический материал, дающий наглядное представление о пропорциях и пластике человеческого тела.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить особенности образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
  2. Дать характеристику содержания образ человека у детей старшего дошкольного возраста и доказать возможность его формирования в рисунках детей.
  3. Разработать и апробировать серию занятий по рисованию, направленных на формирование образа человека у детей 6-7 лет.

Для достижения поставленной цели и реализации задач  исследования использовались следующие  методы:

  • Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы.
  • Анализ детских работ и беседа с детьми.
  • Педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный.
  • Метод математической обработки данных: шкалирование, упорядочивание, метод вторичной обработки данных.

 

ГЛАВА 1

Теоретические основы формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования

 

1.1 Психологические  аспекты формирования образа

Формирование  образа человека в настоящее время  требует обращения к вопросу  о том, что же понимается под образом.

Обращаясь к определению понятия образа, необходимо определить, что понимается под образом.

А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную  последовательность событий. По мнению автора, образ это одна из форм объективной  реальности. (25)

Подобное  определение дают Б. Мещеряков, В. Зинченко и пишут что, образ является чувственной  формой психического явления, имеющей  в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. (5)

 В  психолого-педагогическом словаре  образ определяется как - вид,  облик; живое, наглядное представление  о ком-нибудь, кём-нибудь; но, так же как и у предыдущих авторов отмечается, что образ это обобщенное художественное отражение действительности, облачённое в форму конкретного, индивидуального явления. (26)

В отличие  от этих авторов И.П. Фролов определяет образ, как единство единичного и  общего, индивидуального и типичного. (30)

Таким образом, в литературе нет единого мнения на определение понятия образ. Так  его рассматривают как субъективную картину мира; форму отражения  внешнего мира в сознании человека; субъективное психическое явление  как результат познавательных процессов. Неопределённость понятия «образ»  связана с тем, что он представляет сложную специфичную информационную систему. Образ заключает в себе единство объективного и субъективного.

Физиологически  возникновение образа объясняется  тем, что после действия определённого  раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга  остались нервные следы, которые  в последствии актуализируются. В результате у человека возникает образ ранее воспринятого объекта - представление.

Представления нельзя рассматривать как нечто  раз и навсегда данное. Представление - это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению представления  этого предмета. Чем большее число  различных связей изучаемого предмета было отражено в мозгу в процессе восприятия, тем больше сторон этого  предмета будет выяснено, тем полнее, ярче, содержательнее, богаче и правильнее будут представления о предмете. Образ представления этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной  форме, а постепенно по мере включения  всё новых и новых следов, временных  связей растёт, дополняется, изменяется и постепенно проясняется

Основой будущего образа человека является чувственный  образ, возникающий в сознании благодаря  синтезу ощущений. (31)

По-мнению А.М. Коршунова и В.В. Мамонтова переход от ощущений к восприятию осуществляется по мере того, как впечатления о различных свойствах и качествах объектов начинают складываться в целостные образы. Причем этот процесс становится возможным только при условии «встречной» перцептивной деятельности со стороны субъекта, т.к. одностороннее воздействие предмета на органы чувств субъекта не может обеспечить полноценного восприятия. (16)

Восприятие  сопровождается мыслительными процессами (анализ, синтез, сравнение, обобщение, отвлечение, систематизация и др.) (18)

Образ всегда включает в себя элемент обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно сводится с  материалом предыдущего опыта, с  материалом предшествующих восприятий.

Представление есть результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Представление, являясь обобщением конкретного предмета, может быть обобщением и целого класса, вида аналогичных  предметов.

Следовательно, представление не простое, элементарное явление, а явление, характеризующее  высокий уровень работы мозга. (14)

Эмоции, которые испытывает человек в  процессе восприятия, выражаются в  эстетическом чувстве, которое будет  реализовано в процессе создания образа человека.

Изменение структуры образа в представлении  ведет к тому, что в нем сохраняются  лишь наиболее общие, характерные черты. Здесь акцентируется всё то, что  поразило человека, вызвало у него эмоциональную реакцию. Следовательно, образ человека в представлении  это обобщённый, эмоциональный образ, выступающий в виде исходного  материала для формирования идеального образа человека. Представления являются завершающим этапом чувственного познания. Большое значение в формировании образа человека играет воображение. В отличие от представления, которые возникают на основе имеющихся в памяти ощущений и восприятия, воображение - это процесс создания нового мыслительного продукта путем установления новых связей между имеющимися восприятиями, представлениями и понятиями, осуществляемый на эмоциональном фоне.(6)

Т. е. психологической  особенностью формирования образ является то, что он представляет собой сложный  и многомерный процесс. Образ  складывается из получаемых представлений, которые формируются на основе получаемых впечатлений, включают в себя накопление и переработку их. Образ формируется  на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального отношения, воображения, становления представлений и  выражается в чувственном образе.

 

1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа человека у детей 6-7 лет

Выступая  в качестве объекта познания и  действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение.

По - мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной     переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний  предметов в соответствии с взглядами, идеалами.(17)

Образ другого  человека формируется на аффективной  основе, как и другие когнитивные  структуры, он сильно зависит от социального  опыта. С восприятия кинестетики начинается собственное общение ребёнка с взрослым это и есть начало формирования образа другого человека с точки зрения А.А. Бодалева. Развитие образа идёт в направлении от общего к частному, от недифференцированного к точному, от полимодального восприятия к специфичному. (2)

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный  образ возникает постепенно и  становление его связано с  пространственно - временными условиями, в которых отражается объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся образе другого человека. (1)

Как утверждает А.А. Бодалев очень большую роль в выработке точки зрения на людей у ребёнка, в формировании у него представлений и мыслей о других людях играют облик и поведение самого воспитателя и взаимоотношений между детьми в том детском коллективе, членом которого является дошкольник.(4)

А.А. Бодалев считает, что именно в результате общения с окружающими людьми у ребёнка складывается образ другого человека и самого себя(3)

Именно  с формирования образа самого себя в сознании ребёнка начинается формирование образа человека.(22)

По - мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой формирование образа человека в настоящее время  можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях:

  1. Познание себя как социальной личности.
  2. Развитие дружелюбного отношения к жителям Земли (представления о людях других стран).
  3. Познание человека в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны).(10)

Каждое  из направлений, в свою очередь, имеет  подразделы.

С точки  зрения С.А. Козловой формирование образа человека осуществляется через формирование представлений о человеке и начинается у детей в первую очередь с  осознания самого себя как социальной личности.

Процесс самопознания, утверждает Козлова, происходит интенсивно и в определенной последовательности: от изучения себя, как существа физического  к изучению себя, как существа социального.(10,12)

Информация о работе Формирование образа человека у детей