Формирование образа человека у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:36, реферат

Краткое описание

Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у
детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6
1.1 Психологические аспекты формирования образа…………………… 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9
1.3 Возможности рисования в формировании образа человека
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20
2.1 Общее представление о тесте…………………………………………………… 20
2.2 Тестовые показатели …………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.97 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2

Экспериментальная работа по определению типа характера  человека по рисунку «человек под  дождем».

 

2.1 Общее представление о тесте

Для определения  типа характера человека по рисунку  «человек под дождем», нами был проведён констатирующий эксперимент среди  наших друзей. Эксперимент включал  в себя рисование человека.

Цель  эксперимента выявить творческие способности  человека и определить реакцию на трудные ситуации в жизни .

Констатирующий  эксперимент включает в себя следующие  методы:

    1. Беседа с нашими друзьями.
    2. Анализ их работ.

В констатирующем эксперименте участвовали следующие  люди экспериментальной группы:

  1. Камзаев Эльдар
  2. Оразбеков Болат
  3. Пак Ирина
  4. Райымбекова Мейрамгуль
  5. Кожамбекова Айгерим
  6. Селин Александр
  7. Матвеева Диана

 

2.2 Тестовые показатели

Камзаев Эльдар

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

2 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая;

5 - Его персонаж пребывает в хорошем настроении, явно любит дождь.  Есть наличие одежды на человеке, что указывает на потребность в дополнительной защите. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий.

6 - Положение  фигуры в профиль указывает  на стремление отрешиться от  мира, к самозащите. Фигура персонажа  увеличенная, что означает Эльдар  относится к такому типу человека , которого неприятности мобилизуют , делают более сильными и уверенными.

Оразбеков Болат

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

3 - Характер  его изображения связан с тем,  как человеком воспринимается  трудная ситуация: тяжелые, закрашенные  капли или линии – тяжелая,  постоянная.

7 - Его  персонаж пребывает в спокойном  и серьезном настроении, что означает, что Болат воспринимает спокойно и адекватно затруднения, считая их обычным жизненным явлением.8 Его персонаж находится внизу листа, а это означает о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности .Его персонаж нарисован мелко, это свидетельствует о том, что возможно Болат стесняется проявлять свои чувства и имеет тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми.

1 - Обилие  одежды указывает на потребность  в дополнительной защите. Все  дополнительные детали (дома, деревья,  скамейки, машины) или предметы, которые  человек держит в руках (сумочка,  цветы, книги), рассматриваются как  отражение потребности в дополнительной  внешней опоре, в поддержке,  в стремлении уйти от решения  проблем путем переключения и  замещающей деятельности. Отсутствие  зонта в рисунке может свидетельствовать  об отрицании поддержки со  стороны родителей в трудной  ситуации.

Пак Ирина

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

4 - Характер ее изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.

5 - Её  персонаж пребывает в радостном  настроении. Чувствует в себе  внутренние ресурсы для борьбы  с трудностями. Изображение, смещенно  вправо, указывает на наличие  ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

1 - Обилие  одежды указывает на потребность  в дополнительной защите.

2 - Зонт  представляет собой символическое  изображение психической защиты  от неприятных внешних воздействий.

Райымбекова Мейрамгуль

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

5 - Характер  ее изображения связан с тем,  как человеком воспринимается  трудная ситуация: редкие капли  – как временная, преодолимая;

8 - Её  персонаж пребывает в грустном  настроении. В данном рисунке  персонаж ощущает себя беспомощным. Фигура человека нарисована в верхней части листа , что означает склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других.  Возможно Мейрамгуль стесняется проявлять свои чувства и имеет тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Она подвержена депрессивным состояниям в результате стресса.

1 - Обилие  одежды указывает на потребность  в дополнительной защите. Тучи  являются символом ожидания неприятностей.  Отсутствие зонта в рисунке  может свидетельствовать об отрицании  поддержки со стороны родителей  в трудной ситуации.

Селин Александр

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

3 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная. Его персонаж пребывает в спокойном состоянии , а значит спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.

7 - Персонаж  нарисован внизу листа, что  может означать о наличии депрессивных  тенденций, чувстве незащищенности. 7Изображение, смещенно влево,  возможно, связано с наличием  импульсивности в поведении, ориентацией  на прошлое, в ряде случаев  с зависимостью от матери.

1 - Обилие  одежды указывает на потребность  в дополнительной защите. Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

10 - Отсутствие  зонта в рисунке может свидетельствовать  об отрицании поддержки со  стороны родителей в трудной  ситуации.

Матвеева Диана

1 - Дождь  – помеха, нежелательное воздействие,  побуждающее человека закрыться,  спрятаться.

5 - Характер  его изображения связан с тем,  как человеком воспринимается  трудная ситуация:  тяжелые, закрашенные  капли или линии – тяжелая,  постоянная.

6 - Её  персонаж пребывает в грустном  настроении, а значит ощущает себя беспомощным. Положение фигуры в профиль указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

5 - Увеличение  размера фигуры означает что , неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.

1 - Обилие  одежды указывает на потребность  в дополнительной защите.

2 - Зонт  представляет собой символическое  изображение психической защиты  от неприятных внешних воздействий.

Кожамбекова Айгерим

Дождь –  помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.

3 - Характер  его изображения связан с тем,  как человеком воспринимается  трудная ситуация: редкие капли  – как временная, преодолимая;

6 - Её  персонаж пребывает в спокойном  настроении , а значит спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.  Персонаж нарисован внизу листа, что может означать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. Положение фигуры в профиль указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.

8 - Уменьшение  фигуры имеет место тогда, когда  испытуемый нуждается в защите  и покровительстве, стремится  перенести ответственность за  собственную жизнь на других. Возможно Айгерим стесняется проявлять свои чувства и имеет тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Она подвержена депрессивным состояниям в результате стресса.

1 - Отсутствие  одежды связано с игнорированием  определенных стереотипов поведения,  импульсивностью реагирования. Отсутствие  существенных деталей может указывать  на область конфликта и быть  следствием вытеснения как защитного  механизма психики.

2 - Зонт  представляет собой символическое  изображение психической защиты  от неприятных внешних воздействий.

 

 

 

Столбец1

Дождь

Характер

Персонаж

Одежда

Местоположение

Зонт

Фигура

Камзаев Э

1

2

5

1

6

5

5

Оразбеков Б

1

3

7

1

8

1

8

Пак Ирина

1

4

5

1

7

2

5

Райымбекова М

1

5

8

1

6

1

8

Матвеева Д

1

5

6

1

6

2

5

Селин А

1

3

6

1

7

10

5

Кожамбекова А

1

3

6

2

6

2

8




 

               
               
               
               
               
               
               
               

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам  анализа литературных источников по вопросу формирования образа человека у детей 6-7 лет мы сделали вывод, что нет однозначного понимания, что такое образ, так же достаточно сложен сам процесс формирования образа, он представляет собой сложный  и многомерный процесс.

К рассмотрению данной проблемы обращались С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.А. Бодалаев, Г. Степанова, С. Щеглова, В.В. Степанова, В. И. и др.

По результатам  анализа их работ был сделан вывод, что формирование образа человека у  детей 6- 7 лет идёт через соединение различных компонентов: через понимание  себя, своей сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, через понимание их и формируется  образ человека.

Наиболее  яркое отражение образа человека возможно в рисунках детей, так же многими учеными отмечается, что  возможности ребёнка огромны.

По результатам  анализа программной литературы можно отметить, что, не смотря на указание необходимости и возможности формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет в большинстве программ эта проблема не имеет отражения или представлена в недостаточной мере.

Это сказывается  и на уровне сформированности образа человека у детей 6-7 лет. Так в  процессе констатирующего эксперимента было установлено, что дети имеют  достаточно разный уровень сформированности образа человека, что ведёт за собой  необходимость формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет.

Формирование  целостного образа, возможно, осуществить  при соблюдении ряда условий:

  • в процессе систематической, целенаправленной работы по формированию образа человека;
  • при расширении представлений о биологической и социальной сущности человека;
  • при знакомстве детей с изобразительно - выразительными средствами и формирование умения применять их в изображении человека,
  • при опоре тематики занятий на уже имеющийся у детей эмоционально окрашенный опыт;
  • при использовании дидактического материала, который даёт детям наглядное представление о пропорциях и пластике человеческого тела.

Именно  при соблюдении данных условий происходит накопление и обогащение знаний и  представлений о человеке, в результате чего складывается целостный образ  человека и идёт его последующее  развитие.

Итак, по результатам всех данных тема является на сегодняшний момент проблемной и  предполагает дальнейшее продолжение  работы.

Информация о работе Формирование образа человека у детей