Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:36, реферат
Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у
детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6
1.1 Психологические аспекты формирования образа…………………… 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9
1.3 Возможности рисования в формировании образа человека
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20
2.1 Общее представление о тесте…………………………………………………… 20
2.2 Тестовые показатели …………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……
ГЛАВА 2
Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем».
2.1 Общее представление о тесте
Для определения типа характера человека по рисунку «человек под дождем», нами был проведён констатирующий эксперимент среди наших друзей. Эксперимент включал в себя рисование человека.
Цель эксперимента выявить творческие способности человека и определить реакцию на трудные ситуации в жизни .
Констатирующий эксперимент включает в себя следующие методы:
В констатирующем эксперименте участвовали следующие люди экспериментальной группы:
2.2 Тестовые показатели
Камзаев Эльдар
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
2 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая;
5 - Его персонаж пребывает в хорошем настроении, явно любит дождь. Есть наличие одежды на человеке, что указывает на потребность в дополнительной защите. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий.
6 - Положение
фигуры в профиль указывает
на стремление отрешиться от
мира, к самозащите. Фигура персонажа
увеличенная, что означает
Оразбеков Болат
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
3 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.
7 - Его
персонаж пребывает в
1 - Обилие
одежды указывает на
Пак Ирина
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
4 - Характер ее изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.
5 - Её
персонаж пребывает в
1 - Обилие
одежды указывает на
2 - Зонт
представляет собой
Райымбекова Мейрамгуль
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
5 - Характер ее изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая;
8 - Её
персонаж пребывает в грустном
настроении. В данном рисунке
персонаж ощущает себя
1 - Обилие
одежды указывает на
Селин Александр
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
3 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная. Его персонаж пребывает в спокойном состоянии , а значит спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением.
7 - Персонаж
нарисован внизу листа, что
может означать о наличии
1 - Обилие
одежды указывает на
10 - Отсутствие
зонта в рисунке может
Матвеева Диана
1 - Дождь
– помеха, нежелательное воздействие,
побуждающее человека
5 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: тяжелые, закрашенные капли или линии – тяжелая, постоянная.
6 - Её персонаж пребывает в грустном настроении, а значит ощущает себя беспомощным. Положение фигуры в профиль указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.
5 - Увеличение размера фигуры означает что , неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными.
1 - Обилие
одежды указывает на
2 - Зонт
представляет собой
Кожамбекова Айгерим
Дождь – помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться.
3 - Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли – как временная, преодолимая;
6 - Её
персонаж пребывает в
8 - Уменьшение
фигуры имеет место тогда,
1 - Отсутствие
одежды связано с
2 - Зонт
представляет собой
Столбец1 |
Дождь |
Характер |
Персонаж |
Одежда |
Местоположение |
Зонт |
Фигура |
Камзаев Э |
1 |
2 |
5 |
1 |
6 |
5 |
5 |
Оразбеков Б |
1 |
3 |
7 |
1 |
8 |
1 |
8 |
Пак Ирина |
1 |
4 |
5 |
1 |
7 |
2 |
5 |
Райымбекова М |
1 |
5 |
8 |
1 |
6 |
1 |
8 |
Матвеева Д |
1 |
5 |
6 |
1 |
6 |
2 |
5 |
Селин А |
1 |
3 |
6 |
1 |
7 |
10 |
5 |
Кожамбекова А |
1 |
3 |
6 |
2 |
6 |
2 |
8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам анализа литературных источников по вопросу формирования образа человека у детей 6-7 лет мы сделали вывод, что нет однозначного понимания, что такое образ, так же достаточно сложен сам процесс формирования образа, он представляет собой сложный и многомерный процесс.
К рассмотрению данной проблемы обращались С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.А. Бодалаев, Г. Степанова, С. Щеглова, В.В. Степанова, В. И. и др.
По результатам анализа их работ был сделан вывод, что формирование образа человека у детей 6- 7 лет идёт через соединение различных компонентов: через понимание себя, своей сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, через понимание их и формируется образ человека.
Наиболее яркое отражение образа человека возможно в рисунках детей, так же многими учеными отмечается, что возможности ребёнка огромны.
По результатам анализа программной литературы можно отметить, что, не смотря на указание необходимости и возможности формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет в большинстве программ эта проблема не имеет отражения или представлена в недостаточной мере.
Это сказывается и на уровне сформированности образа человека у детей 6-7 лет. Так в процессе констатирующего эксперимента было установлено, что дети имеют достаточно разный уровень сформированности образа человека, что ведёт за собой необходимость формирования образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
Формирование целостного образа, возможно, осуществить при соблюдении ряда условий:
Именно при соблюдении данных условий происходит накопление и обогащение знаний и представлений о человеке, в результате чего складывается целостный образ человека и идёт его последующее развитие.
Итак, по результатам всех данных тема является на сегодняшний момент проблемной и предполагает дальнейшее продолжение работы.