Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:36, реферат
Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у
детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6
1.1 Психологические аспекты формирования образа…………………… 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9
1.3 Возможности рисования в формировании образа человека
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20
2.1 Общее представление о тесте…………………………………………………… 20
2.2 Тестовые показатели …………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……
По мнению А.А. Бодалева именно в результате общения с окружающими людьми у ребёнка складывается образ человека и самого себя, формируются представления о человеке.(3)
И, для того чтобы процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности, и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.
Все это
поможет ребенку составить
Внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их. (11, 14)
По мнению А.С. Козловой взрослый в жизни ребенка играет 2 роли: как организатор воспитания и как образец подражания. (9, 12, 13)
С.А. Козлова ставит воспитание у детей отношения к взрослому как одну из задач нравственного воспитания. Она выявляет возможность формирования представлений об обобщённом образе взрослого человека. (11,12)
По её мнению это позволит сформировать обобщенное представление о человеке, а уже в последующем способствует созданию образа человека.
Т. А. Куликова, и С.А. Козлова считают, что, формируя представления о человеке, его образ одновременно формируются нравственные представления. (10,11)
Формирование
представлений детей о свое семье,
о социальных ролях выполняемых
взрослыми по утверждению Козловой
С.А. является важной частью построения
образа человека. Именно на основе этих
представлений формируется
Так же важно формирование представлений как о социальном и физиологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе.(12)
Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогические аспекты формирования образа человека у детей 6-7 лет состоят в том, что образ человека складывается не из единичного, а через соединение различных компонентов: через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их и формируется образ человека.
1.3 Возможности
рисования в формировании
По мнению А.А. Бодалев образ человека ребёнок наиболее ярко передает в рисунке. Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятельности детей. Какое место в содержании детских работ занимает человек, какие стороны в нем юные художники стараются отобразить. Можно в определённой мере судить, что в окружающих людях сильнее всего запечатлевается детьми того или иного возраста, на чем особенно задерживается их взор, что в воспринимаемом человеке осознается ими больше, что меньше, а что не осознается совсем.
Г. Кершенштейнер и многие другие психологи считают, что все дети рисуют главным образом человека. В. Вунд полагал, что в изобразительной деятельности детей существует определённая стадийность рисования детей и именно на первой ступени преобладает изображение детьми человека. В работах детей среди изображений человека преобладают изображения взрослых людей и сверстников. (1,2,4)
К. Ричи, С. Левинштейн, Л. Ментланд, Н.А. Рыбников указывают, что дети главным образом рисуют человека. (7)
Образ, передаваемый ребёнком в рисунке, есть не что иное как, воплощение на листе бумаги идеального образа явлений, вызывающих у ребёнка эмоциональный отклик.
Детские изобразительные образы представляют собой выражения эстетических представлений и эмоционального отношения к окружающему доступными средствами. (23)
По мнению Е.И. Игнатьевой именно в рисунках детей можно наиболее ярко проследить, как развивается образа человека. Это видно в том, как на протяжении роста и развития детей усложняются их представления о человеке, усложняется и рисунок, с каждым годом изображения в рисунках детей всё больше передают черты сходства с оригиналом. Так воплощение образа человека на бумаге начинается с изображения головоногов.
В процессе развития образа человека происходит постепенное увеличение признаков или черт изображаемого предмета, позволяющих узнать его. (7)
Так в
детских работах часто
В.Б. Косминская
говорит, что ребёнок способен достичь
выразительности образа с помощью
изображения деталей и
Очень часто дошкольник выразительно передает в рисунке действие или состояние изображаемого и упускает некоторые важные детали, не относящиеся к характеристике этого действия, отмечает Е.И.Игнатьева(7)
Достаточно
рано у детей формируется
Может связывать цвет с образом предмета - иногда вызывает по ассоциации, какой либо образ. Дошкольники используют цвет как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее.
Дети могут передавать движения в рисунке, но это для него достаточно трудно. Так трудным для дошкольника является изображение частей тела: рук, ног и др. (7,15)
По утверждению
Е.И. Игнатьевой трудность для ребёнка
заключается в передаче пропорциональности
отдельных частей предмета и соотношение
предметов в сложном
Дети рисуют самостоятельно, отображая образ человека, но кроме этого организуется и специальная деятельность детей.
Методисты предлагают использовать образ человека на занятиях по рисованию. Рекомендуется использовать образ человека в рисовании матрешки, снегурочки, куклы, персонажа сказки. Здесь детей знакомят с фигурой человека, пропорциями тела, строением. Происходит постепенное усложнение изображаемого, соотнесение с пропорциями и строением тела человека, добавление деталей, отличающих девочку и мальчика. Так обращаясь к персонажу сказки, указывается, что это может быть и Алёнушка и мальчик с пальчик, что все они люди. Выясняется что у них общего( у кукол есть голова, туловище, руки, ноги) и что различного, в чем заключается эти различия (различная одежда, у мальчика - штаны с рубашкой, а у девочки -платье) обращается особое внимание на части тела, пропорции: от куда начинается рука, какой она длинны, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. (29)
Так формируются не только изобразительные навыки, но представления о человеке как существе биологическом, а так же гендерные представления.
Затем происходит
постепенное уточнение
Затем уточняются
представления детей о
Постепенно от уточнения строения тела работа переходит к формированию социальных представлений детей. (7)
С точки зрения Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова именно в подготовительной группе дети проявляют большой интерес к труду взрослых, предполагается проведение занятий по формированию представлений о разных профессиях людей, детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать. Здесь уже так же решается задача передачи движений фигуры человека, связанные с его работой. Но в детских рисунках ещё часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук. Теперь детям уже становятся доступными передача изображений сказочных персонажей и сцены жизни. (29)
Так при
постепенном обогащении опыта ребенка,
накоплении знаний о человеке как
существе биологическом и социальном
формируется образ человека в
рисунках детей. Рисунок помогает ребёнку
в более доступной форме
Т.о методики рисования соответствуют уже имеющимся представлениям и позволяют ещё глубже и больше обогатить представления детей и сформировать образ человека.
Так в
программе воспитания и обучения
М.А. Васильевой в разделе изобразительная
деятельность не ставятся задачи непосредственно
связанные с формированием
В программе «Детство» ставятся задачи по закреплению и углублению знаний о средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения к изображаемому. Предполагается работа по созданию автопортрета, детского, парного, семейного, социального и исторического портретов; умение внимательно рассматривать лицо, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета. В методическом пособии к программе разработана серия занятий по формированию образа человека: «снегурочка», «весёлый клоун», «лыжная прогулка», «русские красавицы», «и весело и грустно», «портрет Буратино», «моя семья», «протрет мамы» Но данные занятия являются не систематизированными. Т.о можно отметить, что в данной программе предполагается работа по формированию образа человека, формирование представлений о человеке как социальном и биологическом существе и отображение в рисунках детей. (20)
В программе «радуга» предполагается знакомить детей только с эмоциональной стороной проявления образа человека и отображать ее в рисунках. Итак, можно сказать, данной программе не предполагается как таковой работы по формированию образа человека. (28)
В программе «одаренный ребёнок» делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и не живой природы, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения между персонажами сказки), построение выразительной композиции, отражающей особенности этих отношений.
Большое внимание уделяется построению двухфигурных композиций и предметно-сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек-предмет, человек- животное, человек- человек. Т.о, в программе «одаренный ребёнок» достаточно много времени предполагается уделять формированию образа человека. (27)
В такой программе, как «Истоки», не предполагается работы по формированию образа человека в рисунках детей и не ставится соответствующих задач. (8)
Формирование образа человека находит отражение в программах, но содержание и задачи по формированию образа человека неоднозначны и представлены в разных программах в разном объёме. Так в разных программах разное понимание того, что должен включать в себя образ человека и как его формировать.
Итак, возможности рисования детей огромны, дети могут многое нарисовать, способны отобразить образ человека в рисунке, в программах предполагается работа по данному направлению, но нет системы для её реализации.
Т.о. психологической особенностью формирования образ является то, что он представляет собой сложный и многомерный процесс. Образ складывается из получаемых представлений, которые формируются на основе получаемых впечатлений, включают в себя накопление и переработку их. Образ формируется на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального отношения, воображения, становления представлений и выражается в чувственном образе.
Содержание образ человека складывается не из единичного, а через соединение различных компонентов, через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их и формируется образ человека.
Формирование образа человека это сложный и многомерный процесс. Этот процесс включает в себя формирование представлений у детей о своей семье и о социальных ролях, которые выполняют взрослые, на основе этого формируется образ человека. Так же важно формирование представлений как о социальном и биологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе. Именно на основе этих представлений формируется целостный образ человека. Этот образ наиболее ярко отражается детьми в их рисунках. Он помогает ребёнку в более доступной форме сформировать знания.