Формирование образа человека у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 23:36, реферат

Краткое описание

Цель: выявить педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Объект: процесс формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.
Предмет: педагогические условия формирования образа человека у детей 6-7 лет в процессе рисования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………………………. ………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования образа человека у
детей 6-7 лет в процессе рисования……………….......................................... 6
1.1 Психологические аспекты формирования образа…………………… 6
1.2 Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет.......………..……….................................................... 9
1.3 Возможности рисования в формировании образа человека
у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….. 13
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по определению типа характера человека по рисунку «человек под дождем»………………………………………… 20
2.1 Общее представление о тесте…………………………………………………… 20
2.2 Тестовые показатели …………………………………………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.97 Кб (Скачать)

По мнению А.А. Бодалева именно в результате общения с окружающими людьми у ребёнка складывается образ человека и самого себя, формируются представления о человеке.(3)

И, для  того чтобы процесс ознакомления с человеком, как существом физическим и социальным необходимо чтобы ребенок  осознавал свою принадлежность к  человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности, и умел управлять  свои телом, чувствами и поступками, а так же месте среди других людей.

Все это  поможет ребенку составить представление  о себе как человеке. По утверждению  С.А. Козловой через формирование элементарных знаний о своем организме, чувствах человека, закладываются основы гуманного  отношения к людям. (12,19)

Внимание  к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание  себя, своих возможностей, способствует тому, что через осознание себя научиться видеть других людей, понимать их. (11, 14)

По мнению А.С. Козловой взрослый в жизни ребенка  играет 2 роли: как организатор воспитания и как образец подражания. (9, 12, 13)

С.А. Козлова  ставит воспитание у детей отношения  к взрослому как одну из задач  нравственного воспитания. Она выявляет возможность формирования представлений  об обобщённом образе взрослого человека. (11,12)

По её мнению это позволит сформировать обобщенное представление о человеке, а уже  в последующем способствует созданию образа человека.

Т. А. Куликова, и С.А. Козлова считают, что, формируя представления о человеке, его  образ одновременно формируются  нравственные представления. (10,11)

Формирование  представлений детей о свое семье, о социальных ролях выполняемых  взрослыми по утверждению Козловой С.А. является важной частью построения образа человека. Именно на основе этих представлений формируется целостный  образ человека.

Так же важно  формирование представлений как  о социальном и физиологическом  существе; осознание самого себя, как  человека; развитие представлений о  людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений  о человеке как многогранном существе.(12)

Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогические аспекты формирования образа человека у детей 6-7 лет состоят в том, что образ человека складывается не из единичного, а через соединение различных компонентов: через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их и формируется образ человека.

 

1.3 Возможности  рисования в формировании образа  человека у детей старшего  дошкольного возраста

По мнению А.А. Бодалев образ человека ребёнок наиболее ярко передает в рисунке. Особенности отражения человека детьми раскрываются в художественном творчестве, в частности в изобразительной деятельности детей. Какое место в содержании детских работ занимает человек, какие стороны в нем юные художники стараются отобразить. Можно в определённой мере судить, что в окружающих людях сильнее всего запечатлевается детьми того или иного возраста, на чем особенно задерживается их взор, что в воспринимаемом человеке осознается ими больше, что меньше, а что не осознается совсем.

Г. Кершенштейнер и многие другие психологи считают, что все дети рисуют главным образом человека. В. Вунд полагал, что в изобразительной деятельности детей существует определённая стадийность рисования детей и именно на первой ступени преобладает изображение детьми человека. В работах детей среди изображений человека преобладают изображения взрослых людей и сверстников. (1,2,4)

К. Ричи, С. Левинштейн, Л. Ментланд, Н.А. Рыбников указывают, что дети главным образом рисуют человека. (7)

Образ, передаваемый ребёнком в рисунке, есть не что иное как, воплощение на листе бумаги идеального образа явлений, вызывающих у ребёнка  эмоциональный отклик.

Детские изобразительные образы представляют собой выражения эстетических представлений  и эмоционального отношения к  окружающему доступными средствами. (23)

По мнению Е.И. Игнатьевой именно в рисунках детей  можно наиболее ярко проследить, как  развивается образа человека. Это  видно в том, как на протяжении роста и развития детей усложняются  их представления о человеке, усложняется  и рисунок, с каждым годом изображения  в рисунках детей всё больше передают черты сходства с оригиналом. Так  воплощение образа человека на бумаге начинается с изображения головоногов.

В процессе развития образа человека происходит постепенное увеличение признаков  или черт изображаемого предмета, позволяющих узнать его. (7)

Так в  детских работах часто встречаются  своеобразные «рентгеновские» или  «прозрачные» рисунки. Желая изобразить всё как можно правдивее и  полнее, ребёнок рисует то, что нельзя увидеть при данном положении  предмета. (15)

В.Б. Косминская говорит, что ребёнок способен достичь  выразительности образа с помощью  изображения деталей и дополнительных предметов, сознательно подходит к  отбору деталей, изображая лишь те которые  способствуют раскрытию образа. (15)

Очень часто  дошкольник выразительно передает в  рисунке действие или состояние  изображаемого и упускает некоторые  важные детали, не относящиеся к  характеристике этого действия, отмечает Е.И.Игнатьева(7)

Достаточно  рано у детей формируется способность  передавать цвет, начинается с овладения  самим цветом, затем постепенно с  развитием чувства цвета вообще ребёнок использует его для отражения  предметов, отмечает В.Б. Косминская. Цветовые контрасты используются для выделения  главного, передачи настроения.

Может связывать  цвет с образом предмета - иногда вызывает по ассоциации, какой либо образ. Дошкольники используют цвет как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее.

Дети  могут передавать движения в рисунке, но это для него достаточно трудно. Так трудным для дошкольника  является изображение частей тела: рук, ног и др. (7,15)

По утверждению  Е.И. Игнатьевой трудность для ребёнка  заключается в передаче пропорциональности отдельных частей предмета и соотношение  предметов в сложном многопредметном  рисунке, так ребенок, рисуя человека, не умеет выразить в рисунке правильное соотношение отдельных частей фигуры. (7)

Дети  рисуют самостоятельно, отображая образ  человека, но кроме этого организуется и специальная деятельность детей.

Методисты предлагают использовать образ человека на занятиях по рисованию. Рекомендуется  использовать образ человека в рисовании  матрешки, снегурочки, куклы, персонажа  сказки. Здесь детей знакомят с  фигурой человека, пропорциями тела, строением. Происходит постепенное  усложнение изображаемого, соотнесение  с пропорциями и строением  тела человека, добавление деталей, отличающих девочку и мальчика. Так обращаясь к персонажу сказки, указывается, что это может быть и Алёнушка и мальчик с пальчик, что все они люди. Выясняется что у них общего( у кукол есть голова, туловище, руки, ноги) и что различного, в чем заключается эти различия (различная одежда, у мальчика - штаны с рубашкой, а у девочки -платье) обращается особое внимание на части тела, пропорции: от куда начинается рука, какой она длинны, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. (29)

Так формируются  не только изобразительные навыки, но представления о человеке как  существе биологическом, а так же гендерные представления.

Затем происходит постепенное уточнение представлений  детей о физиологическом строении человека, так, если раньше дети рисовали человека с круглой головой, а  платье или шубу слитно, то теперь голова делается овальной, туловище членится на верхнюю и нижнюю части.

Затем уточняются представления детей о пропорциях лица человека, и предлагается рисование  портретов.

Постепенно  от уточнения строения тела работа переходит к формированию социальных представлений детей. (7)

С точки  зрения Н.П. Сакулиной, Т.С. Комарова именно в подготовительной группе дети проявляют большой интерес к труду взрослых, предполагается проведение занятий по формированию представлений о разных профессиях людей, детям предлагается нарисовать, кем бы они хотели стать. Здесь уже так же решается задача передачи движений фигуры человека, связанные с его работой. Но в детских рисунках ещё часты нарушения отношений при изображении ног до колена и ниже, верхней и нижней части рук. Теперь детям уже становятся доступными передача изображений сказочных персонажей и сцены жизни. (29)

Так при  постепенном обогащении опыта ребенка, накоплении знаний о человеке как  существе биологическом и социальном формируется образ человека в  рисунках детей. Рисунок помогает ребёнку  в более доступной форме сформировать знания. Так последовательно, с накоплением  представлений ребенка, идет и отображение  этих представлений, в рисунках детей. Начиная с биологического (дети рисуют человека, его части тела, пропорции, знакомятся со строение человека), затем  познают социальную сущность человека (познаются гендерные особенности (возраст, пол), семейные отношения, отношение  к различным расам, знакомство с  деятельностью людей, их работой). Всё  это непосредственно отражается по мере накопления опыта в рисунках детей.

Т.о методики рисования соответствуют уже имеющимся представлениям и позволяют ещё глубже и больше обогатить представления детей и сформировать образ человека.

Так в  программе воспитания и обучения М.А. Васильевой в разделе изобразительная  деятельность не ставятся задачи непосредственно  связанные с формированием образа человека в рисунках детей, лишь только косвенно касаются их. В методических рекомендациях к данной программе  также не в достаточной мере раскрыто содержание по формированию образа человека. Отмечается лишь то, что дети рисуют сказочных героев (Иван-царевич) больше же внимание уделяется техническим навыкам рисования. Отмечается так же, что взрослый должен поощрять внесение дополнений в уже созданные образы. Указывается на необходимость закрепления умений передать форму основной и дополнительных частей, их пропорции, изображать более сложные, чем ранее, позы и движения человека. (21,24) т.о. в данной программе не

В программе  «Детство» ставятся задачи по закреплению  и углублению знаний о средствах  выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или  отношения к изображаемому. Предполагается работа по созданию автопортрета, детского, парного, семейного, социального и исторического портретов; умение внимательно рассматривать лицо, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета. В методическом пособии к программе разработана серия занятий по формированию образа человека: «снегурочка», «весёлый клоун», «лыжная прогулка», «русские красавицы», «и весело и грустно», «портрет Буратино», «моя семья», «протрет мамы» Но данные занятия являются не систематизированными. Т.о можно отметить, что в данной программе предполагается работа по формированию образа человека, формирование представлений о человеке как социальном и биологическом существе и отображение в рисунках детей. (20)

В программе  «радуга» предполагается знакомить  детей только с эмоциональной  стороной проявления образа человека и отображать ее в рисунках. Итак, можно сказать, данной программе  не предполагается как таковой работы по формированию образа человека. (28)

В программе  «одаренный ребёнок» делается акцент на передаче средствами изобразительной  деятельности отношений разного  типа (отношения между человеком  и окружающим его миром живой  и не живой природы, взаимоотношения  в мире людей, отношения действенные  и эмоциональные, отношения между персонажами сказки), построение выразительной композиции, отражающей особенности этих отношений.

Большое внимание уделяется построению двухфигурных композиций и предметно-сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек-предмет, человек- животное, человек- человек. Т.о, в программе «одаренный ребёнок» достаточно много времени предполагается уделять формированию образа человека. (27)

В такой  программе, как «Истоки», не предполагается работы по формированию образа человека в рисунках детей и не ставится соответствующих задач. (8)

Формирование  образа человека находит отражение  в программах, но содержание и задачи по формированию образа человека неоднозначны и представлены в разных программах в разном объёме. Так в разных программах разное понимание того, что должен включать в себя образ  человека и как его формировать.

Итак, возможности  рисования детей огромны, дети могут  многое нарисовать, способны отобразить образ человека в рисунке, в программах предполагается работа по данному направлению, но нет системы для её реализации.

Т.о. психологической особенностью формирования образ является то, что он представляет собой сложный и многомерный процесс. Образ складывается из получаемых представлений, которые формируются на основе получаемых впечатлений, включают в себя накопление и переработку их. Образ формируется на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального отношения, воображения, становления представлений и выражается в чувственном образе.

Содержание  образ человека складывается не из единичного, а через соединение различных  компонентов, через понимание себя, своей человеческой сущности, постепенного осознания себя и окружающих людей, понимание их и формируется образ  человека.

Формирование  образа человека это сложный и  многомерный процесс. Этот процесс включает в себя формирование представлений у детей о своей семье и о социальных ролях, которые выполняют взрослые, на основе этого формируется образ человека. Так же важно формирование представлений как о социальном и биологическом существе; осознание самого себя, как человека; развитие представлений о людях своей и других стран. То есть предполагается формирование представлений о человеке как многогранном существе. Именно на основе этих представлений формируется целостный образ человека. Этот образ наиболее ярко отражается детьми в их рисунках. Он помогает ребёнку в более доступной форме сформировать знания.

Информация о работе Формирование образа человека у детей