Социализация. Социальная идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение понятия «социализация». Т.Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм

Оглавление

.Понятие социализации………………………………………………………..3

2.Стадии процесса социализации………………………………………………6

3.Институты социализации……………………………………………………..9

4.Социальная идентичность…………………………………………………….12

Вывод…………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

1.docx

— 33.01 Кб (Скачать)
 
 

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 ПО  СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема: «Социализация. Социальная идентичность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

    1.Понятие  социализации………………………………………………………..3

    2.Стадии  процесса социализации………………………………………………6

    3.Институты  социализации……………………………………………………..9

    4.Социальная  идентичность…………………………………………………….12

    Вывод…………………………………………………………………………….16

    Список  литературы………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие  социализации.

    В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение  понятия «социализация». Т.Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.

    Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта  (психологический словарь).

    Змановская Е.В. определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм.

    Г.М.Андреева дает следующее определение: социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду».

    Важным  является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает  социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет  не пассивность, а активность.

    Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект выступает). Воспитание – в широком и узком смысле (воздействие воспитателя) и воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

    Социализация  включает три взаимосвязанных процесса: 

      

    
  1. социальная  адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством  усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных  реакций;
  2. индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;
  3. социально-психологическая интеграция - постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствии с требованиями социальной реальности.

    Содержание  данных процессов представлено на схеме 1.  

    Схема 1. Структурно-динамическая модель социализации.

Социальная  адаптация (+) Социально-психологическая  интеграция (+) Индивидуализация (+)
Усвоение  культурных норм Понимание и  принятие норм Идентификация с культурными нормами Развитие индивидуальных смыслов и ценностей
Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности Научение в процессе общения и совместной деятельности Соответствие  субъективной картины мира и реальности Самореализация  в познании и конструктивной деятельности
Обучение  взаимодействию с другими людьми Развитие навыков  сотрудничества и разрешения конфликтов Самоценность, равная ценности другого человека Опыт привязанности  и близких отношений
Типизация свойств и стандартизация действий Гибкость, оптимизация  индивидуального стиля Самоконтроль  поведения Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие
Социальная  активность личность Согласование  общественных интересов и личных целей Целевая регуляция Осознаваемые  потребности и бессознательные  мотивы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.Стадии  процесса социализации.

    Вопрос  о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе  психологического знания (Кон, 1979). Поскольку  наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как  известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это  привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в  системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий  хронологически с периодом раннего  детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том  же теоретическом ключе экспериментальные  работы, исследующие социализацию в  период отрочества и даже юности. Таким  образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и  юности можно считать общепринятыми.

    Однако  относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального  вопроса о том, происходит ли в  зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального  опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

    Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

    А) ранняя социализация, охватывающая время  от рождения ребенка до поступления  его в школу, т.е. тот период, который  в возрастной психологии именуется  периодом раннего детства;

    Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого  термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в  школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в  качестве критерия для выделения  стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования никак не могут  быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного  рода довольно значительна по сравнению  со средней школой, в частности  в свете все более последовательного  проведения принципа обучения с трудом, и поэтому эти периоды в  жизни человека трудно рассмотреть  по той же самой схеме, что и  время обучения в школе. Так или  иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом  решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так  и в практическом плане: студенчество – одна из самых важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

    Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой  стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Трудно согласится с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

    Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка её вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

    В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах « усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. 

    3.Институты  социализации

    На  всех стадиях социализации воздействие  общества на личность осуществляется или непосредственно, или через  группу, но сам набор средств воздействия  можно свести вслед за Ж. Пиаже  к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно  сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему  норм и ценностей посредством  знаков. Те конкретные группы, в которых  личность приобщается к системам норм и ценностей и которые  выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили названия институтов социализации. Выявление  их роли в процессе социализации опирается  на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

    На  дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Бернс, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), её роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989).

    Во  втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Информация о работе Социализация. Социальная идентичность