Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «социальный конфликт» – сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт – есть одновременное развёртывание действия и контрдействия Термин «социальный конфликт» введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его «спором».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
1. Характеристики социальных конфликтов…………………..…..4
1.1. Этапы протекания конфликта………………….……….….…..4
1.2. Причины конфликта…………………………………..….……..6
1.3. Острота конфликта………………………………..…………….7
1.4. Длительность конфликта…………………………………..……7
1.5. Последствия конфликта…………………………………….…...7
2. Конфликты в современной России…………………………. ….9
2.1. Природа социальных конфликтов в современных условиях….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Социология_КР.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3

1. Характеристики  социальных конфликтов…………………..…..4

1.1. Этапы протекания  конфликта………………….……….….…..4

1.2. Причины конфликта…………………………………..….……..6

1.3. Острота конфликта………………………………..…………….7

1.4. Длительность  конфликта…………………………………..……7

1.5. Последствия  конфликта…………………………………….…...7

2. Конфликты  в современной России………………………….   ….9

2.1. Природа социальных  конфликтов в современных условиях….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….12 

 

Введение

      Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Термин «конфликт» произошёл от латинского слова conflictus – столкновение.

      Понятие «социальный конфликт» – сложное  явление. Это определённая форма  социального взаимодействия между  людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт – есть одновременное развёртывание действия и контрдействия Термин «социальный конфликт» введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его «спором». М. Вебер называл конфликт «борьбой». Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как «реальную борьбу между действующими людьми или группами». Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

      Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

      Конфликт  обостряется и охватывает все  больше людей. Конфликтные процессы могут заставить людей быть жестокими. Так, солдаты (обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки. Конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

1. Характеристики социальных  конфликтов.

      1.1. Этапы протекания  конфликта.

      Обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп, партий, части госаппарата, парламентских фракций. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп: 1) непосредственные участники конфликта: это группы, социальные слои внутри крупных социальных общностей; 2) группы, которые непосредственно не участвуют в конфликте, но контролируют его развитие. Это крупные политические общности - партии, профсоюзы, заинтересованные группы; 3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта относятся к различным социальным институтам государства.

      По  форме проявления конфликты бывают неантагонистические (примиримые) и антагонистические. При определённых условиях неантагонистические конфликты могут перерастать в неразрешимые, антагонистические конфликты.

      По  степени охвата конфликты бывают полные и развёрнутые, когда в него вовлечена вся совокупность потребностей, интересов и ценностей общества, и конфликты частичные, когда они основываются на противоречии какой-либо одной сферы жизнедеятельности (семья, образование, быт, религия).

      По  сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально-этнические, религиозные, духовно-идеологические.

      Конфликты горизонтальные, возникают внутри социальных и политических структур, и вертикальные – между руководящими структурами и подчинёнными.

      Конкретные  условия возникновения конфликтов предопределяют и формы их развития: а) латентную (скрытую), б) открытую форму.

Обычно  в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития: 1) предконфликтная; 2) конфликтная; 3) разрешение конфликта; 4) постконфликтная.

1. Предконфликтная ситуация -  Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.

2. Конфликтная стадия - характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта. Здесь максимально используются силы участников конфликта, применяются все способы борьбы. Однако на этой стадии может произойти перелом- переоценка ценностей, т. е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда "фаза переоценки ценностей" может стать "фазой выбора" программы поведения, состоящей из 3 альтернатив: 1) достижение своих целей за счёт другой группы – т. е. доведение конфликта до предела; 2) снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму; 3) поиски способов полного разрешения конфликта.

3. Разрешение конфликта- завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

      Возможно  также разрешение социального конфликта  путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

4.Постконфликтная  стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

      Всем  конфликтам присущи четыре основных параметра:

  1. причины конфликта;
  2. острота конфликта;
  3. длительность конфликта;
  4. - последствия конфликта.

    1.2. Причины конфликта.

     Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие  противоположных ориентаций. У каждого  человека и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент, когда противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение они и могут стать причиной возникновения конфликтов.

 Наиболее  острые конфликты появляются  там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже.

2. Идеологические  причины. Конфликты, возникающие  на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении материальных ценностей между людьми или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины  конфликтов, лежащие в отношениях  между элементами социальной структуры. Конфликт по этой причине может быть связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить  толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Что же должно случиться, чтобы возник конфликт? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

1.3. Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая

в столкновение всю свою энергию.

1.4. Длительность конфликта. Каждый человек в своей жизни неизбежно сталкивался с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка, а может быть и противостояние различных групп, длящаяся на протяжении жизни нескольких поколений (конфликт между религиями).

 Исследования  конфликтных ситуаций показывают, что длительные, затяжные конфликты  нежелательны при любых обстоятельствах.

1.5. Последствия социального  конфликта.

      Конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

      В общем плане возможность конфликта  выполнять конструктивную роль связывается  с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность. Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

      В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

      Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести  отсутствие взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

      Конфликт  часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), прекращение сотрудничества в будущем.

      Конфликт  является деструктивным в том  случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потеряли. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным. 

2. Конфликты  в современной России.

2.1. Природа  социальных конфликтов в современных  условиях.

 Социальные конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом, но свое основное обострение они получают в процессе перехода к рыночным отношениям.

  Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство, становятся базой возникновения новых конфликтов. Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и от власти.

Информация о работе Социальные конфликты