Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: Изучение социального конфликта
Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.
Введение 2
I. Теоретические основы изучения конфликтов 5
1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7
1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9
II. Динамика конфликта 14
2.1. Межгрупповые конфликты 27
2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35
III. Разрешение конфликтов 40
IV. Экспериментальное исследование 52
Заключение 72
Список использованной литературы 73
Содержание
Введение 2
I. Теоретические основы изучения конфликтов 5
1.1. З. Фрейд:
конфликт как постоянный
1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9
II. Динамика конфликта 14
2.1. Межгрупповые конфликты 27
2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35
III. Разрешение конфликтов 40
IV. Экспериментальное исследование 52
Заключение 72
Список использованной
литературы 73
Введение
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом. Социальный конфликт (от лат. - столкновение) есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного и мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов. Особенности социального конфликта: а) активная деятельность индивидов и их групп, преследующих противоположные интересы и цели и вступающих вследствие этого в соперничество, борьбу друг с другом; б) объектом конфликта становиться ограниченный объем возможных и дефицитных для субъектов конфликта ресурсов; в) стремление участвующих в конфликте враждебных сторон нейтрализовать противника, устранить его либо нанести ему ощутимый вред.
Все
сферы общественной жизни - экономическая,
политическая, социальная, духовная - проникнуты
множеством дифференциаций, противоречий,
столкновений различных целей и интересов,
поэтому в обществе всегда находится место
для различных конфликтов. Конфликтуют
между собой индивиды и их группы, социальные
классы и нации, государства и целые коалиции
стран. Существует огромное разнообразие
не только объектов, порождающих различные
виды конфликтов и способы их разрешения,
но и не меньшее многообразие субъектов
конфликтных действий - ими могут быть
не только отдельные мужчины или женщины,
дети, юноши, рабочие или студенты, ученые
или писатели, но и целые группы - профессиональные,
партийные, национальные, религиозные
и др. Поэтому существует огромное многообразие
конфликтов, различающихся по своему объекту
и субъектам, по сфере действий, по характеру
противоречий, коренящихся в их основе,
по способу развертывания и разрешения,
остроте и длительности протекания и т.д.
Но при всем разнообразии конфликтных
ситуаций и вытекающих из них конфликтных
действий, при всех различиях конфликтов
по их интенсивности, функциям, роли в
общественной жизни все-таки при внимательном
и вдумчивом рассмотрении оказывается,
что всем им в той или иной степени присущи
некоторые общие черты, позволяющие выделить
в их специфическую сферу общественной
жизнедеятельности индивидов и их социальных
общностей. Именно такими общими социальными
чертами конфликтов, выяснение конкретных
форм их проявления в тех или иных социально-экономических,
политических и духовно-нравственных
условий в обстоятельствах, их интенсивностью,
длительностью, функциями их конструктивной
или деструктивной ролью в жизни общества
отдельных групп и общностей занимается
социология конфликтов. Когда конфликт
исследуется социологическими методами,
то на передний план выдвигается вопрос
о социальной сущности его как специфического
объект - субъектного отношения, поэтому
неизбежным становится вычленение объекта
и субъектов конфликтного действия.
Объект исследования: социальный конфликт.
Предмет исследования: Поведение личности в конфликтной ситуации.
Цель исследования: Изучение социального конфликта
Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.
Гипотеза: степень конфликта и стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит от свойств личности человека.
Теоретические основы исследования:
1) когнитивные подходы: конфликт как когнитивный феномен:
- Курт Левин;
- теории баланса;
-
конфликт как когнитивная
- субъективная оценка ситуации как условие конфликта.
2)
Ситуационные подходы
-
конфликт как форма
- исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию;
-
М. Шериф: ситуационный подход
в изучении межгрупповых
3) Конфликты человеческой души: интрапсихологическая интерпретация:
- З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон
Методологические основы: в данном исследовании была использована теория бихевиоризма, т.е.: конфликт - форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию стимул → реакция; фрустрация → агрессия; ситуация → конфликтное поведение.
Методы исследования: беседа, опрос, тестирование.
Методики:
1. Тест описания поведения К.Томаса
2. Методика для измерения личностной представленности человека в общении Н. Амяга (опросник способности к управлению самопредъявлением в общении).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Главного Управления Государственной Противопожарной Службы Республики Марий Эл, учебного пункта Специальной Части -13 п. Пемба. (ГУ ГПС РМЭ СЧ-13)
Полученные данные в ходе исследования были обработаны и представлены в виде устного доклада на коллективном собрании.
Практическая
значимость: это исследование, в также
полученные в его ходе данные будут полезны
для руководителя данного колледжа и психолога
учебного заведения, которые на основании
полученных результатов будут проводить
работу с людьми (студентами), способствующую
возникновению конфликтных ситуаций в
данном учебном заведении.
1. Теоретические основы изучения конфликтов
Данная глава посвящена тому, как понимается и описывается конфликт в различных Направлениях классической психологии, как разные теоретические основания привели к выявлению разной феноменологии конфликта и каковы современные тенденции в изучении конфликтов.
▪ Конфликты человеческой души: интрапсихическая интерпретация
— З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека
— К. Хорни: «Наши внутренние конфликты»
—
интерпретация
— Э. Эриксон: новый взгляд на конфликты
— признание и критика
• Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию
— конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию
— исследования М. Дойча: конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию
— М. Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов
— общая оценка
• Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен
— Курт Левин
— теории баланса
— конфликт как когнитивная схема
— субъективная оценка ситуации как условие конфликта
• Разные феноменологии конфликта и разные объяснительные модели
• Современные тенденции в подходе к конфликтам: признанное и спорное
— доминирование практической ориентации
—
изменение отношения к
— позитивные функции конфликтов
— определение понятия конфликта.
Психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. Об этом свидетельствует как устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, так и разнообразие теоретических и практических работ на эту тему.
Конфликт как одно из значимых явлений психической жизни человека непосредственно связан с проблемой психического благополучия — фундаментальной проблемой всей психологической науки, по-разному решаемой ее различными дисциплинами.
Значение явления конфликта в общей психологической феноменологии проявляется в том, что каждая значительная психологическая система тем или иным образом определяла свое отношение к конфликтам. История развития психологических представлений о конфликтах фактически совпадает с историей самой психологии, в ходе которой друг друга сменяли различные, подчас противоположные представления о природе человека, о его взаимоотношениях с окружающим миром.
1.1. 3.
Фрейд: конфликт как
постоянный элемент
душевной жизни человека
Традиция подобного понимания заложена Фрейдом, который «первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания» [2]. По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом. «Конфликт... — в психоанализе изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и т.д., в которых выражается противоречивость природы человека». Понятно, что из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний, или так называемый «психический конфликт», который есть «постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности». Конфликты — часть внутренней жизни индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.
Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений — нравственных и социальных норм — вынужден зачастую отказываться от удовлетворения (по крайней мере, немедленного) своих желаний. Это и приводит к возникновению психического конфликта, который, с точки зрения психоанализа, может находить нормальное разрешение: существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами сублимации являются художественное или научное творчество.
К разным формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты, возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяются внутренние ограничения.