Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение социального конфликта

Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.

Оглавление

Введение 2

I. Теоретические основы изучения конфликтов 5

1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7

1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9

II. Динамика конфликта 14

2.1. Межгрупповые конфликты 27

2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35

III. Разрешение конфликтов 40

IV. Экспериментальное исследование 52

Заключение 72

Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Социальный конфликт - Курсач.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     Два подхода к разрешению конфликта

     Тактики «выигрыш - проигрыш». Существует ряд причин особой распространенности именно этих тактик, одинаково рассчитанных на выигрыш, победу одной стороны и проигрыш, поражение в конфликте другой стороны. Первая причина — исторического характера: именно тактики «выигрыш — проигрыш» как наиболее простые были первыми освоенными людьми способами разрешения конфликтов.

     Вторая  причина — психологического характера: использование этих тактик приобрело  со временем почти автоматический, рефлексивный характер, стало устойчивым психологическим стереотипом, глубоко укоренившимся в человеческом сознании.

     Хотя  мы не спасаемся от противника бегством в лес и не сражаемся с ним  с помощью стрел и копий, большинство так называемых «новых форм» разрешения конфликтов сводятся в конце концов все к тем же двум тактикам: 1) уход от общения, бегство, попытка прервать взаимоотношения; 2) силовые приемы, борьба, попытки победить другого силой.

     В обоих этих тактиках так или иначе  реализуется один и тот же подход, выраженный формулой «выигрыш - проигрыш».

     О широком распространений именно этого подхода свидетельствуют  такие широко распространенные в современном обществе явления, как увольнения работников, расторжения браков, социально-политические конфликты в виде забастовок, террористических актов, холодных и горячих войн. Ущерб, наносимый подобного рода методами разрешения конфликтов, настолько велик, что трудно поддается учету.

     Тактики «выигрыш - выигрыш». Им противопоставляются основанные на принципе «выигрыш — выигрыш» цивилизованные, основательно рационализированные методы: 1) тактика односторонних уступок и 2) тактика компромиссов, взаимовыгодных соглашений или сотрудничества.

     Их общая черта — нацеленность на конструктивное разрешение конфликта, снижение уровня возникшей напряженности, повышение уровня сплоченности организации. Овладение этими тактиками является необходимым условием эффективности современной управленческой деятельности.

     1. Одна из разновидностей тактик подобного рода — метод односторонних уступок, пли приспособления.

     Для успешного применения этого метода также существует ряд специфических предпосылок, связанных с конкретными особенностями конфликтной ситуации:

     а) обнаружившаяся в ходе конфликта явная ошибка, допущенная одной из сторон, например, администрацией завода при установлении норм выработки производимой продукции; в этих условиях невозможен ни уход от конфликта, ни его силовое подавление, а единственно возможной тактикой, которая поможет администрации «сохранить лицо» станет уступка;

     б) в условиях, когда значимость необходимой уступки для одной из сторон оказывается несопоставимой с ее значением для другой стороны;

     в) в преддверии возможных в ближайшем будущем кризисных событий для группы, когда необходимо беречь силы, энергию, ресурсы для этого будущего и ценой уступок сохранить в данный период мир и спокойствие.

     г) к тактике уступок поневоле приходится прибегать тогда, когда отказ от них грозит одной из сторон значительно более серьезным непосредственным уроном, когда складывается ситуация выбора, как говорят, «между жизнью и кошельком».

     2. Поэтому более надежным, эффективным методом регулирования конфликта признается тактика компромисса, взаимных уступок, которая в перспективе может стать наиболее надежной основой долговременного сотрудничества. Эта тактика находит все более широкое применение в демократических странах и рассматривается в конфликтологии в качестве классического, т.е. образцового способа разрешения конфликтных ситуаций.

     Конечно и для успешной реализации этого  метода необходим некоторый комплекс благоприятных условий. К числу таких условий можно отнесли: а) готовность обеих сторон к реализации своих целей путем взаимных уступок по принципу «выигрыш — выигрыш» или «отдай — получи»; б) полную невозможность разрешения конфликта силовым методом или способом ухода, т.е. по принципу «выигрыш — проигрыш».

     В реализации этого метода большую  роль играет такой универсальный  механизм регулирования конфликта, как переговоры. Переговорный процесс, проведение дискуссий в наибольшей степени позволяют выявить точки соприкосновения интересов противников, так называемые «зоны согласия».

     Ее  применение также, как и использование  других рассмотренных методов является проблемным, сопряжено с рядом трудностей, возникающих при практическом использовании тактики компромиссов.

    Наиболее часто возникают такие трудности:

     а) отказ одной из сторон от первоначально занятой позиции из-за обнаружения в ходе переговоров ее нереалистичности;

     б) выработанное решение из-за содержащихся в нем взаимных уступок может оказаться противоречивым, нечетким и потому трудно осуществимым;

     в) содержащийся в любом компромиссном соглашении в той или иной степени элемент отказа от первоначально занятой позиции, ее некоторая корректировка могут впоследствии, повлечь за собой оспаривание принятого решения.

     Но  несмотря на эти и некоторые другие трудности компромиссные решения являются оптимальными для разрешения конфликтной ситуации, поскольку они имеют много явных достоинств, важнейшие из которых состоят в том, что они:

     • способствуют выявлению и учету взаимных интересов, будучи нацелены на взаимовыгодный результат по принципу «выигрыш — выигрыш»;

     • демонстрируют уважение сторон к профессионализму и достоинству друг друга.

     Тактика скрытых действий и проблема «цены конфликта»

     При анализе проблем управления конфликтом большинство исследователей подчеркивают «высокую цену» его успешного разрешения. Эта высокая цена конструктивного разрешения конфликта обнаруживается с особой ясностью при ее сравнении с негативными итогами неразрешенного конфликта. Эти результаты оказываются диаметрально противоположными.

     Так, результаты межличностного или межгруппового конфликта характеризуются следующим образом.

     Неудача в разрешении конфликта имеет результат, который выражается такими психологическими категориями, как: тревога, беспомощность, смятение, одиночество, развал, поляризация, высокое кровяное давление, стресс.

     И напротив, успешное урегулирование конфликта приводит к ситуации, которая оценивается совсем в других терминах: покой, веселье, кипучая энергия, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, чувство локтя, перемены, рост положительных личных качеств, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

     Но  негативные последствия конфликтов могут быть, конечно, не только психологическими, но и социальными, они нередко несут с собой потери огромных материальных и человеческих ресурсов.

     Концентрированным выражением негативных приемов разрешения социальных противоречий является так называемый метод скрытых действий, или действий исподтишка.

     Использование этого способа поведения в конфликтной ситуации имеет и некоторые другие предпосылки, к их числу относятся:

     1) стремление сторон скрыть свое участие в развертывающейся борьбе по психологическим, экономическим или другим соображениям.

     2) заведомое силовое неравенство  сторон, повышенный риск для слабой стороны в случае ее открытого участия в конфликте.

     Основные  механизмы тактики  взаимного выигрыша

Тактика взаимного выигрыша.

     Преимущества  подхода «выигрыш — выигрыш» заключается в том, что выгоду получают обе стороны, в связи с чем принятое решение приобретает более прочный, устойчивый характер. В связи с этим в конфликтологической литературе эта тактика разработана наиболее глубоко и детально, включая не только ее предпосылки, достоинства и недостатки, но и механизмы ее практического осуществления.

     Эти механизмы призваны решить две основные задачи:

     1) сбор всесторонней информации, полной базы данных о конфликте;

     2) выработку основных форм поведения участников конфликта, обеспечивающих его успешное урегулирование.

     Универсальные приемы регулирования конфликта  часто рассматривают методом контраста, подразделяя их на негативные и позитивные.

     Под негативными методами понимаются такие, которые не следует использовать в конфликтной ситуации, если участники хотят ее конструктивного разрешения, особенно в рамках рассмотренных выше тактик, основанных на принципе «выигрыш — выигрыш». К их числу относятся следующие методы:

     • постоянное перебивание партнера в ходе беседы, создание препятствий к свободному выражению им своей позиции;

     • проявление к другому своей личной неприязни, антипатии;

     • мелочные придирки, не связанные с  существом дела;

     • принижение партнера, негативная оценка его личности;

     • попытки запугать собеседника, угрозы;

     • подчеркивание разницы между  собой и партнером;

     • преуменьшение вклада партнера в  общее дело и преувеличение своих заслуг;

     • систематические отказы в ответ на конструктивные предложения партнера, постоянное отрицание справедливости его слов;

     • проявления неискренности, лицемерия.

     К числу негативных приемов невербального уровня относятся: нарушение персонального пространства партнера, пренебрежительные жесты в его адрес и др.

     Итак, всего этого надо избегать в условиях конфликта.

     Совсем  иной характер носят позитивные методы регулирования конфликта. Они служат не только целям разрешения конфликтных ситуаций, но могут играть и профилактическую роль, предупреждать конфликты, особенно деструктивные. Их можно условно разделить на четыре группы:

     1. Рекомендации самого общего характера, относящиеся не только к конфликтному взаимодействию, но и к любому виду общения людей. К их числу относятся такие правила, как постоянное внимание к собеседнику, способность терпеливо выслушивать его; доброжелательное, дружелюбное, уважительное отношение к нему; постоянное поддержание обратной связи с собеседником.

     2. Блок методов, которые используются в начальной, преимущественно еще до словесной фазе бесед, переговоров, проводимых в целях разрешения конфликтной ситуации. На этой фазе важно дать возможность более полно выговориться собеседнику, не пытаясь его перебивать, дать ему возможность, как говорят, «выпустить пар», показать мимикой, жестами, что вы понимаете состояние партнера; уменьшить обычно разделяющую вас социальную дистанцию, даже коснуться его плеча, улыбнуться.

     3. Основные рекомендации на второй, основной фазе беседы или переговоров можно свести к следующему: нужно хотя бы на короткое время отвлечь или переключить внимание собеседника с предмета конфликта, дать ему небольшую передышку от эмоционального напряжения, предложив хотя бы выпить чашку кофе, закурить, или просто сказать ему что-либо приятное.

     4. Рекомендации универсального характера, образующие блок специальных, оперативных приемов, могут быть использованы в сложных конфликтных ситуациях. Они предполагают учет слабых, уязвимых мест в позиции собеседника, а также некоторых болевых точек его как личности.

     Он  включает в себя следующие правила:

     1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

     2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципов.

Информация о работе Социальный конфликт