Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: Изучение социального конфликта
Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.
Введение 2
I. Теоретические основы изучения конфликтов 5
1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7
1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9
II. Динамика конфликта 14
2.1. Межгрупповые конфликты 27
2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35
III. Разрешение конфликтов 40
IV. Экспериментальное исследование 52
Заключение 72
Список использованной литературы 73
|
Рис. 1. Стратегии
поведения в конфликтных ситуациях
в контрольной группе (%)
Рис. 2. Стратегии
поведения в конфликтных ситуациях
в экспериментальной группе (%)
Рис. 3. Стратегии
поведения в конфликтных ситуациях (%)
1. По результатам диагностики статистически не значимое различие у двух исследуемых групп обнаружилось только в тенденции к избеганию конфликтных ситуаций. Причем почти половина испытуемых в контрольной и экспериментальной группах (49 % и 48 % соответственно) выбрали эту стратегию.
2. Статистически значимые различия с достоверностью 0,01 обнаружены в предпочтениях испытуемых экспериментальной группы оказывать противоборство и уступать в конфликтных ситуациях. Процентные доли в стратегии «противоборство» составляют 4 % в контрольной и 15 % в экспериментальной группе, в стратегии «уступка» - 12 % и 30 % соответственно.
3. Статистически значимые различия с достоверностью 0,01 обнаружены в стратегиях «сотрудничество» и «компромисс».
4.
Статистически не значимо
Таким образом, поведение в конфликтных ситуациях людей отличается по всем исследованным стратегиям, кроме избегания. Данные диагностики наглядно показывают, что испытуемые экспериментальной группы выбирают крайне противоположные стратегии поведения в конфликтах - противоборство и уступку. Другие стратегии оказываются им малодоступны.
Понятно, что в состоянии стресса человек, не обладающий хорошими навыками саморегуляции, психологической устойчивостью, не может эффективно разрешать не только конфликтные ситуации, но и более простые спорные вопросы. Поэтому любой конфликт является для него достаточно серьезным психологическим барьером, который он либо «берет штурмом», то есть противодействует (что может способствовать формированию чувства вины), либо «обходит стороной», то есть уступает в ущерб своим интересам (что порождает чувство неудовлетворенности и ущемленности.
Методика 2.
Опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением, исследует уровень в трех нормативных показателях: высоком, среднем и низком.
Результаты
диагностики в контрольной и
экспериментальной группах
Таблица 2
Управление поведением
Группа | Уровень | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Контрольная группа | 62 | 26 | 12 |
Экспериментальная группа | 6 | 32 | 62 |
Значения f* | 8,07 | 0,8 | 6,77 |
Достоверность различия |
0,01 | - | 0,01 |
Рис. 4. Управление
поведением в контрольной группе
(%)
Рис. 5. Управление
поведением в экспериментальной группе
Рис.
6. Управление поведением
По результатам исследования выявили следующие показатели.
Высокий уровень значимо преобладает в контрольной группе (62% испытуемых к 6% к экспериментальной. Достоверность различия - 0,01).
2. Низкий уровень, напротив, чаще наблюдается у лиц (62% в экспериментальной группе и 12% в контрольной. Достоверность различия - 0,01).
3. Средний уровень встречается у 32% испытуемых в экспериментальной группе и 26% - в контрольной. (Различие статистически не значимо).
Третий этап - проведение тренинга
Тренинг рассчитан на 1,5-2 часа.
Цель тренинга: обучение навыкам поведения при возникновении конфликтной ситуации.
Задачи тренинга:
1) обучить навыкам эффективной коммуникации;
2)
самостоятельное решение
Руководство по посредничеству от бури к ясным дням
1. Подготовьте помещение:
1. Найдите спокойное место;
2. Убедитесь в том, что это место достаточно уединенное и никто не сможет подслушать разговор.
3. Подготовьте комнату.
2. Поздоровайтесь
1. Пригласите всех на сеанс посредничества.
2. Предложите всем представиться.
3. Объясните правила
1. Скажите: «Посредничество даст вам шанс сотрудничать и лучше узнать друг друга. Вы сможете попытаться найти такое решение, которое будет выгодным для каждого из вас. Посредничество позволит вам обоим одержать победу».
2.
Объясните основные правила
— Мы не можем принимать сторону одного из вас или выносить какие-либо оценки.
— Все сказанное здесь останется конфиденциальным. Есть также правила, которые относятся к вашему участию в сеансе посредничества:
— Нельзя никого обзывать, оскорблять или издеваться над кем-либо.
— Запрещается перебивать говорящего.
— Ведите себя честно и уважительно.
— Стремитесь решить стоящую перед вами проблему.
— Все сказанное здесь остается конфиденциальным.»
3.
Спросите у каждого ученика,
согласен ли он с этими
4. Выслушайте содержание конфликта
1. Один из посредников просит одного ученика объяснить, что произошло и какие эмоции он (она) испытывает. Посредник обобщает сказанное и спрашивает, верно ли он передал смысл сказанного. Если что-то осталось неясным, посредник должен задать дополнительные вопросы, чтобы разобраться в деталях.
2.
Второй посредник проводит ту
же процедуру с другим
3. Если один из учеников сообщил какую-то новую информацию, спросите, как она повлияла на мнения обоих учеников по поводу конфликта.
4.
Объявите: «На этой стадии
5.
Попросите обоих учеников
5. Попытайтесь обнаружить общие интересы
Задайте вопросы типа:
- Если бы вы были другим учеником, что бы вы сейчас чувствовали?
- Чего вы хотите добиться в результате конфликта?
- По поводу каких пунктов вы оба согласны?
6. Обдумайте возможные решения
1. Скажите:
«Теперь посмотрим, насколько наше нынешнее понимание ситуации отличается от того, что мы представляли себе в начале сеанса. Давайте обдумаем возможные решения конфликта».
2.
Объясните методику поиска
- Произносите каждую идею, которая придет вам в голову.
- Старайтесь обдумать как можно больше идей.
Чего не следует делать:
- Не оценивайте ни одну идею как плохую или хорошую.
- Пока не говорите об идеях, просто произносите их.
3.
Один из посредников
7. Найдите решение
1. Предложите ученикам оценить возможные решения. Спросите:
- Каковы положительные и отрицательные последствия каждого решения?
- Какое решение направлено на удовлетворение интересов каждого из вас?
2. Предложите ученикам выбрать решение, с которым они оба больше всего согласны. Проверьте, насколько это решение:
- реалистично и осуществимо
- конкретно.
3.
Если ученики не могут прийти
к согласию относительно
- Предложить им попытаться найти еще несколько идей или вариантов.
- Попросить их изложить новую информацию, которую они получили по поводу конфликта и по отношению друг к другу.
8. Изложите на бумаге
1.
Если соглашение достигнуто, объявите
его вслух и запишите в «
2. Всегда заполняйте вместе с учениками анкету «Что нового узнали участники конфликта». Предложите каждому ученику подписать ее.
3. Поздравьте обоих учеников!
4.
Попросите каждого ученика
9. Оформите документацию
1. Положите Соглашение в отведенное для этого место.
2. Заполните форму «Как прошло посредничество».
3. Побеседуйте с консультантом о посредничестве (о положительных и отрицательных аспектах вашей работы).