Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: Изучение социального конфликта
Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях
2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.
Введение 2
I. Теоретические основы изучения конфликтов 5
1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7
1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9
II. Динамика конфликта 14
2.1. Межгрупповые конфликты 27
2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35
III. Разрешение конфликтов 40
IV. Экспериментальное исследование 52
Заключение 72
Список использованной литературы 73
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен
тем, чтобы удовлетворить
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю
Б.
Если это сделает другого
28.
А. Обычно я настойчиво
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.
А. Я стараюсь не задеть
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Подсчитайте количество баллов по каждой шкале, проверяя совпадение по ключу.
Ключ.
№ п/п | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступчивость | |
1 | А | Б | ||||
2 | Б | А | ||||
3 | А | Б | ||||
4 | А | Б | ||||
5 | А | Б | ||||
6 | Б | А | ||||
7 | Б | А | ||||
8 | А | Б | ||||
9 | Б | А | ||||
10 | А | Б | ||||
11 | А | Б | ||||
12 | Б | А | ||||
13 | Б | А | ||||
14 | Б | А | ||||
15 | Б | А | ||||
16 | Б | А | ||||
17 | А | Б | ||||
18 | Б | А | ||||
19 | А | Б | ||||
20 | А | Б | ||||
21 | Б | А | ||||
22 | Б | А | ||||
23 | А | Б | ||||
24 | Б | А | ||||
25 | А | Б | ||||
26 | Б | А | ||||
27 | А | Б | ||||
28 | А | Б | ||||
29 | А | Б | ||||
30 | Б | А |
Подсчитав суммы (совпавших значков) по каждому столбцу, составьте график предпочитаемых вами стратегий, пользуясь предложенной сеткой.
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступчивость |
Каждая клеточка соответствует двум совпадениям. Итак, если в стратегии «соперничество» у вас семь совпадений, то ставите точку в середине четвертой снизу клетки. В «сотрудничестве», предположим, вы набрали пять, тогда следующая точка будет в середине третьей снизу клеточки второго столбца и т.д.
Соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда и к принуждению партнера. Он напорист, идет своим путем, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за свои интересы, упорно отстаивает свои позиции.
Данная стратегия тем не менее оправдана при определенных условиях:
•
если требуются быстрые и
• если решение необходимо принять быстро (времени на дискуссии нет) и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет;
• если другие оказывают чрезмерное давление на вас и все средства уже исчерпаны; могут быть нарушены границы вашей толерантности; необходимо обособление.
Недостатком данной стратегии является то, что в обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создает большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна (ваша!) точка зрения Хорошо, если такая стратегия сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. И все же соперничество не та стратегия, которую следует культивировать в личных отношениях, с близкими людьми. Даже если приходится ее использовать, необходимо «разбавлять» ее юмором, шутками, самоиронией.
Компромисс - торг о взаимных уступках. Данная стратегия часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Эта стратегия эффективна в ситуациях, когда в данный момент нет иного выхода и когда необходимо быстрое решение.
Сотрудничество - идеал, «высший пилотаж» бесконфликтного взаимодействия и выработанная толерантность. Иными словами, не всегда достижимый, но вечно желаемый исход конфликта. Сотрудничество мало кому дано как естественное природное качество, но всем надо учиться прививать себе простую человеческую мысль: другой имеет полное право быть таким, каким он хочет быть, и только от нас вместе зависит наше согласие. Если мы будем стараться, наши цели окажутся вполне совместимыми, а отношения в процессе разрешения этого маленького противоречия станут более ясными и прочными.
Тест
Томаса позволяет исследовать
Экспериментальная группа - 25 человек - группа «А» и контрольная группа - 20 человек (группа «В»).
Было
установлено следующее (см. анализ и
интерпретация
Методика 2: Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении.
Диагностическая цель: опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением.
Методика проводилась на тех же испытуемых.
Инструкция. Ниже приведены высказывания, касающиеся ваших способов реагирования на ряд различных ситуаций. Все высказывания разные, не совпадают по смыслу, или высказывание совпадает с вашим ответом, то ставим «+», если нет, то «-».
Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении
Текст опросника
1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.
2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю, чувствую и в чем убежден на самом деле.
3. На вечерах и других собраниях различного рода я пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
4. Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
5. Я могу произносить речи экспромтом даже на темы, о которых не имею почти никакой информации.
6. Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их.
7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, я начинаю ориентироваться, наблюдая за поведением других людей.
8. Возможно, из меня бы получился неплохой актер.
9. Я редко нуждаюсь в советах друзей, чтобы сделать выбор в книгах, музыке или фильмах.
10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие чувства, чем это есть на самом деле.
11. Я больше смеюсь над комедией, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда наедине.
12. В группе людей я редко являюсь центром внимания.
13. В разных ситуациях с разными людьми я веду себя очень различным образом.
14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
15. Даже если я не в духе, я часто делаю вид, что приятно провожу время.
16. Я не всегда таков на самом деле, каким кажусь.
17. Я не стану высказывать специальные мнения или менять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения.
18. Я считаюсь человеком, способным развлечь.
19. Чтобы нравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что люди от меня ожидают.
20. Я никогда не проявлял себя особенно успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий.
21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало различным людям и ситуациям.
22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории.
23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя достаточно хорошо.
24. Если это потребуется для какого-то правого дела, я могу, любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранить бесстрастное выражение лица.
25. Я могу сделать так, чтобы другие были со мной дружелюбны, даже если при этом они мне не нравятся.
Обработка результатов
Обработка результатов включает подсчет результатов с помощью ключа. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл, несовпадающий — 0 баллов.
Ключ для обработки:
1) ответы «верно» на суждения со следующими номерами: 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25;
2) ответ «неверно» на суждения со следующими номерами: 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23.
Общий итоговый показатель способности управления самопредъявлением в общении получают суммированием всех полученных баллов. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 0 до 25. Чем он выше, тем выше способность управления самопредъявлением в общении.
Интерпретация результатов
Субъекты,
которые имеют высокие
Субъекты, которые имеют низкие показатели по опроснику (0—10 баллов), уделяют мало внимания информации, сигнализирующей о подходящем самопредъявлении в определенной социальной ситуации. Их репертуар самопредъявления не очень широк, их поведение задается скорее внутренними эмоциональными состояниями и установками, а не стилем и особенностями конкретной ситуации.
Интервал
от 11 до 14 баллов оценивается как
средний (умеренный) уровень способности
к управлению самопредъявлением в общении.
Анализ и интерпретация экспериментального материала
Методика 1.
Результаты
определения стратегии
Таблица 1
Стратегии
поведения в конфликтных