Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение социального конфликта

Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.

Оглавление

Введение 2

I. Теоретические основы изучения конфликтов 5

1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7

1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9

II. Динамика конфликта 14

2.1. Межгрупповые конфликты 27

2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35

III. Разрешение конфликтов 40

IV. Экспериментальное исследование 52

Заключение 72

Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Социальный конфликт - Курсач.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     • явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;

     • очевидная бесперспективность продолжения  конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;

     • обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;

     • появление в конфликте третьей  стороны и ее способность и  желание прекратить противоборство.

     С названными ситуациями связаны и  способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

     1) устранение (уничтожение) оппонента  или обоих оппонентов противоборства;

     2) устранение (уничтожение) объекта  конфликта;

     3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

     4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

     5) обращение субъектов конфликта  к арбитру и завершение его  при посредстве третейского судьи;

     6) переговоры как один из наиболее  эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

     По  своему характеру завершение конфликта  может быть:

     1) с точки зрения реализации целей противоборства:

     • победоносным,

     • компромиссным,

     • пораженческим;

     2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

     • мирным,

     • насильственным;

     3) с точки зрения функций конфликта:

     • конструктивным,

     • деструктивным;

     4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

     • полностью и коренным образом  завершенным,

     • отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

     Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:

     • затухание (угасание) конфликта,

     • устранение конфликта,

     • перерастание конфликта в другой конфликт.

     Послеконфликтный период

     Последней стадией в динамике конфликта  является послеконфликтный период, когда  ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать  сотрудничество и доверие.

     Однако  следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности» людей. Так, завершение конфликта в экономической сфере может дать импульс для его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния и т.д.

     За  завершением конфликта может  следовать, таким образом, постконфликтныи синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников. 
 
 
 

Рис. 1. Модель конфликта

     

Рис. 2. Объекты социального конфликта 
 

 

Рис. 3. Конфигурация детерминантной сети факторов, вызывающих 
возникновение социального конфликта
 
 
 
 
 

2.1. Межгрупповые конфликты

     В последнее десятилетие межгрупповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Во многом благодаря активизации межгрупповой конфликтности стала быстрее развиваться конфликтология в России. Соперничающими оказываются разнообразные субъекты: малые и большие трудовые коллективы, этнические группы и другие крупные сообщества — социальные слои и классы, религиозные объединения, партии и массовые движения. Несмотря на разнообразие таких конфликтов, они обычно имеют единые механизмы возникновения и развития.

     Среди основных механизмов возникновения  межгрупповых конфликтов выделяют такие, как: межгрупповая враждебность; объективный конфликт интересов; внутригрупповой фаворитизм.

     Межгрупповая враждебность описана З.Фрейдом, который опирался на работы Г. Дебона и У. Мак-Даугалла. З. Фрейд постулировал факт универсальности межгрупповой враждебности в любом взаимодействии, групп. Он определил функцию этой враждебности, объяснив ее как главное средство поддержания сплоченности группы. З. Фрейд выявил истоки формирования враждебности к «чужим» в привязанности к «своим».

     Последователи теории «фрустрация—агрессия» показали возможность возникновения агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фрустрирующего воздействия, а лишь являлся его пассивным свидетелем. Наличие сцен жестокости в просмотренном испытуемыми фильме усиливало их агрессивные реакции, особенно тогда, когда они сталкивались с потенциальной жертвой, которая по каким-либо, чаще всего этническим, признакам могла быть ассоциирована с жертвой из только что увиденного фильма.

     Объективный конфликт интересов. Наиболее полно данный механизм описан в реалистической теории группового конфликта Д. Кэмпбеллом. Ее суть сводится к следующему: 

     • конфликт интересов различных групп может вызвать межгрупповой конфликт;

     • конфликт интересов, а также имевший место в прошлом межгрупповой конфликт обусловливают восприятие угрозы отдельными членами группы со стороны другой группы;

     • угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы;

     • угроза обусловливает внутригрупповую солидарность;

     • угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности;

     • угроза увеличивает непроницаемость групповых границ;

     • угроза уменьшает отклонение индивидов от групповых норм;

     • угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группы;

     • угроза приводит к необходимости наказания членов группы, отклоняющихся от групповых норм (реальная угроза увеличивает догматизм и этноцентризм);

     • ошибочное восприятие членами группы угрозы со стороны внешней группы также обусловливает повышенную внутригрупповую солидарность и  враждебность в отношении внешней  группы.

     Внутригрупповой фаворитизм. Ряд специалистов (К. Фергюссон, Х. Келли, Д. Рабби, М. Горвитц) показали, что межгрупповая конфликтность может наблюдаться и без объективного конфликта интересов, а только благодаря определенным познавательным процессам. Данный феномен получил название «внутригрупповой фаворитизм». Его суть заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. Эти эффекты могут действовать в различных ситуациях, на различных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая «демаркационную линию» между людьми, которые по каким-либо критериям оцениваются как «свои», и теми, кто по данным критериям оцениваются как «чужие». [21]

     Когда статусные различия между двумя  группами признаются справедливыми и высокостатусной и низкостатусной группами, эффекты внутригруппового фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, внутригрупповой фаворитизм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом (Д. Тэрнер, Р. Браун). Осознание незаконности (или нестабильности) статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.

     Данный  механизм является психологическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами — классовых, этнических, региональных, возрастных и т.д. — высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности.

    Трудовые конфликты и пути их разрешения

     Трудовой конфликт представляет собой вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения.

     Виды  трудовых конфликтов. В зависимости от того, какие стороны вовлечены в борьбу, можно выделить межличностные и межгрупповые трудовые конфликты. Первые обычно являются конфликтами «по вертикали». Поэтому далее мы будем анализировать межгрупповые трудовые конфликты. Исходя из особенностей сторон, выделяются следующие трудовые конфликты между:

     • трудовым коллективом и администрацией;

     • трудовым коллективом и профсоюзным комитетом;

     • администрацией и профкомом;

     • трудовым коллективом и руководством отрасли;

     • трудовыми коллективами разных организаций;

     • трудовыми коллективами и органами управления государства.

     Предмет трудового конфликта. В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта.

     • Условия труда (технология; нормирование; режим; безопасность и т.д.).

      Система распределения ресурсов (выплата заработной платы; расходование финансовых средств; распределение полученной прибыли; участие работников в управлении капиталом; правила проведения приватизации и т.д.).

      • Выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты; погашение долгов и т.п.).

    Причины трудовых конфликтов следующие:

     • бюрократическое отношение администрации к интересам работников;

     • бездействие администрации в улучшении условий труда;

     • попытки администрации незаконно уволить работников;

     • незнание или игнорирование работодателем норм действующего трудового законодательства;

     • девальвация ценностей трудовой культуры;

     • снижение трудовых и социальных гарантий работающих;

     • низкая заработная плата, несправедливые расценки;

     • несвоевременная выплата заработной платы;

     • нецелевое расходование руководителями финансовых средств;

     • нарушения договорных обязательств по поставкам, оплате и т.д.;

     • рост безработицы;

     • обнищание населения, включая наемных работников. 

    Функции трудовых конфликтов.

     1. Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой — повышает сплоченность рабочих.

Информация о работе Социальный конфликт