Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучение социального конфликта

Задачи: 1) определение основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях

2) изучение конфликта и нахождение путей его разрешения.

Оглавление

Введение 2

I. Теоретические основы изучения конфликтов 5

1.1. З. Фрейд: конфликт как постоянный элемент душевной жизни человека…7

1.2. Конфликт как форма агрессивного ответа на внешнюю ситуацию 9

II. Динамика конфликта 14

2.1. Межгрупповые конфликты 27

2.2 Внутриполитические конфликты…………………………………...…35

III. Разрешение конфликтов 40

IV. Экспериментальное исследование 52

Заключение 72

Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Социальный конфликт - Курсач.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

     3. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

     4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

     5. Чаще улыбайтесь! Улыбка мало стоит, но дорого ценится.

     6. Традиции хороши, но до определенного предела.

     7. Сказать правду тоже надо уметь.

     8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

     9. Не превращайте настойчивость, в назойливость!

     10. Не ждите справедливости к себе, если вы сами несправедливы.

     11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

     12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

     13. Проявляйте доброжелательность!

     14. Проявляйте выдержку и спокойствие в любой ситуации.

     15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!

     Подобные  кодексы не только являются обобщением содержания современной теории управления конфликтом, но и служат практическим руководством для регулирования поведения людей в конфликтной ситуации.

    Результаты  управления конфликтом

     Результаты  управления конфликтом могут быть двух родов: 1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.

     Позитивный, или конструктивный результат успешно разрешенного конфликта может быть выражен в

     • разрядке эмоциональной напряженности;

     • глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата;

     • росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса;

     • вскрытии имеющихся противоречий и определении путей их преодоления;

     • увеличении возможностей переоценки прежних  ценностей и норм;

     • усилении взаимного доверия, терпимости членов данной группы, их сплоченности.

     Эти негативные последствия конфликтов состоят в следующем:

     • чувстве неудовлетворенности, подавленности, депрессии, снижении активности, падении производительности труда, текучести кадров;

     • низкой степени сотрудничества, дистанцировании и отчуждении между конфликтующими сторонами;

     • утверждении «комплекса врага», т.е. представлений о другой стороне как о враге;

     • тенденции к увеличению враждебности между сторонами по мере уменьшения сотрудничества;

     • сохранении возможности дальнейшей эскалации конфликта.

     Эти негативные последствия конфликтов возможны и в демократических обществах, если в конфликтных ситуациях в силу тех или иных причин не используются соответствующие методы конфликтного управлений: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Экспериментальное исследование

    Экспериментальное исследование состояло из трех этапов.

    Первый этап - социологический - заключался в опросе 25 молодых людей (в возрасте от 18 до 21 года, юноши и девушки) по заранее составленной схеме. Целью такого опроса являлось получение информации для описания феномена конфликта (экспериментальная группа).

     Человеку  предлагалось ответить на ряд вопросов (несколько вариантов):

     1) Какие чувства вызывает конфликт? Испытуемым предлагалось выбрать из списка и распределить все слова на отрезке прямой линии формата А4), разделив все слова-синонимы «конфликт», начиная от самого близкого к самому отдаленному (слева) и справа - антонимы (противоположные по смыслу слова)

Ваше  отношение к конфликтам в ближайшем окружении

     1. Есть ли в вашей  группе люди, которые постоянно (часто) оказываются участниками конфликтов? Кто это?

     Мальчик.

     Девочка.

     Зачинщик.

     Жертва.

     Коренной  житель (русский).

     Мигрант, приезжий (иностранец).

     2. Какие конфликты  наиболее характерны  для вашей группы (класса)?

     Во  время занятий.

     Во  время перемены. После занятий.

     3. Есть ли среди  ваших знакомых  ребята, совершенно  неспособные защищаться в конфликтных ситуациях?

     4. Кого можно назвать  в вашей группе  положительным, уважаемым  всеми человеком?

     Мальчик.

     Девочка.

     Зачинщик.

     Жертва.

     Коренной  житель (русский).

     Мигрант, приезжий (иностранец).

     5. Из-за чего ссорятся в вашей группе?

     Мальчики.

     Девочки.

     Мальчики  с девочками.

     6. Какие конфликты  особенно болезненны, неприятны, вызывают  опасения?

     7. Какова в целом  атмосфера в группе?

     Дружелюбная.

     Агрессивная.

     Равнодушная.

     8. Есть ли в группе  люди, которые вам  очень не нравятся?

     9. Есть ли в группе  люди, которым вы  очень не нравитесь?

     10. Есть ли в группе  люди, чье поведение  хотелось бы изменить?

     11. Что бы вы хотели  изменить в своем  поведении? Что  для этого нужно?

     2) Ваше отношение к конфликтам  в ближайшем окружении.

     Суть  беседы: ряд вопросов, на которые  необходимо дать ответы

    В ходе бесед и опроса было выявлено, что у 3% от общего количества людей установлено, что они имеют низкую степень умения выслушивать собеседника (т.е. повышенная конфликтность). У 17% испытуемых степень умения выслушивать собеседника - чуть выше средней, т.е. эти люди склонны прислушиваться к партнеру; у 80% испытуемых очень высокая степень умения слушать. Такие люди прислушиваются к собеседнику и пытаются найти с ними общий язык.

     Второй  этап - психологический - проведение методик, направленных на выявление стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

     Методика 1. Стратегии поведения в конфликте К. Томаса.

     Предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о стратегиях поведения человека в конфликтной ситуации.

     В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для собственного поведения.

Стратегии поведения в конфликте К.Томаса

     Вам предлагается 30 пар вопросов, содержащих в разных комбинациях 12 суждений о  стратегиях поведения человека в  конфликтной ситуации. В каждой из пар надо выбрать то суждение, которое  является наиболее типичным для вашего собственного поведения.

     Читая подряд эти суждения, отмечайте характерные  для вас.

ОПРОСНИК

     1. А. Иногда я предоставляю возможность  другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

     Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

     2. А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

     Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

     3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

     Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

     4. А. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

     Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

     5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти  поддержку у другого.

     Б. Я стараюсь сделать все, чтобы  избежать бесполезной напряженности.

     6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

     Б. Я стараюсь добиться своего.

     7. А. Я стараюсь отложить решение  спорного вопроса с тем, чтобы  со временем решить его окончательно.

     Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

     8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

     Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

     9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

     Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

     10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

     Б. Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

     11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

     Б. Я стараюсь успокоить другого  и главным образом сохранить  наши отношения.

     12. А. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры.

     Б. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

     13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

     Б. Я настаиваю, чтобы было сделано  по-моему.

     14. А. Я сообщаю другому свою  точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

     Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

     15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

     Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

     16. А. Я стараюсь не задеть чувств  другого.

     Б. Я пытаюсь убедить другого  в преимуществах моей позиции.

     17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

     Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

     18. А. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

     Б. Я даю возможность другому  в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

     19. А. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

     Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

     20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

     Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание  выгод и потерь для нас обоих.

     21. А. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

Информация о работе Социальный конфликт