Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче.

Оглавление

Введение 3
1.Стадии протекания конфликтов 6
2. Классификация конфликтов 9
3. Пути разрешения конфликтов 11
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление.

Введение            3

1.Стадии протекания конфликтов       6

2. Классификация конфликтов       9

3. Пути разрешения конфликтов       11

Заключение          14

Список литературы         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается  трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу  и готовы обвинить окружающих нас  людей в том, что мы не смогли достичь  желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны  неудачно, либо вы не смогли оценить  верно сложившуюся ситуацию и  обстоятельства вам помешали. Возникает  взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается  обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Как выйти из сложившейся  ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы  преодолеть ее и вновь завоевать  расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

Чтобы найти правильное решение  этой дилеммы весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как  разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

Задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает их этого  изучения пользу для себя. Предприниматель  получает сведения о том, как развивается  конкуренция в условиях рынка, профсоюзный  деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист  получают сведения о прецедентах, имеющих  для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь  и теоретические знания, поскольку  конфликты в обществе развиваются  не только на бытовом уровне, они  пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

А «простому человеку»  изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых  невозможно быть гражданином своей  страны, своего отечества и действовать  сообразно принципам гражданственности  в различных, подчас весьма сложных  общественно-политических ситуациях.

Актуальность.

Что значит изучать конфликты  и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты  и есть согласие между людьми, что  жизнь в согласии лучше, чем бесконечные  споры, препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к  другу. Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш практический разум и  обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

Однако дело в том, что  при всеобщем понимании высказанных  выше истин люди не могут жить без  конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее исключением, чем правилом.

Факты свидетельствуют о  том, что конфликты играют в жизни  людей, народов и стран гораздо  большую роль, чем хотелось бы самим  людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в  результате этого «по-своему» возникает  война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался  бесследным. Войны описывались и  анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить  территорию и покорить население  и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Конфликты подразделяются на три основные группы - конфликты по поводу жизненных средств, конфликты как столкновения интересов и ценностные конфликты. Это тройственное членение заменяет дихотомический подход, наиболее часто встречающийся в литературе: конфликт по поводу ресурсов и ценностный Конфликт. После рассмотрения более специфических вопросов взаимодействия конфликтов на макро- и микроуровнe, детально рассматривается проблема власти в современной социологии.

Цель контрольной работы: изучение, осмысливание, критический анализ литературных источников по проблеме социальные конфликты и способы их разрешения, проведение исследования по данной теме.

Цель исследования: показание  социального конфликта и способы  его разрешения и для достижения данной цели необходимо поставить и  решить следующие задачи:

1. Выявить этапы протекания  конфликта; 

2. Показать способы разрешения  социального конфликта; 

Объект исследования: социальные конфликты.

Предмет исследования: способы  разрешения социальных конфликтов.

Основная концепция положенная в основу дипломной работы: социальные конфликты и способы их разрешения.

 

 

 

 

 

 

    1. Стадии протекания конфликтов.

Стадии протекания конфликта:

    1. Потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
    2. Переход потенциального конфликта в реальной или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
    3. Конфликтные действия;
    4. Снятие и разрешение конфликта.

Каждый конфликт имеет  более или менее четко выраженную структуру.

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный  либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и  личных отношений конфликтующих  сторон. Вторым элементом конфликта  выступают цели, субъективные 
мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением.

Конфликт предполагает наличие  оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

В любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами. Пока существуют все элементы структуры  конфликта, он неустраним.

Попытка прекратить конфликтную  ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения  новых лиц, групп или организаций.Необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Несмотря на то, что большинство  людей относятся к конфликту  как к чему-то негативному, он имеет  конструктивные функции: 
1) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); 
2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция); 
3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция); 
4) имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Одни и те же конфликты  могут быть конструктивными в  одном отношении и деструктивными в другом.

Деструктивные функции конфликта  очевидны: 
1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, подавленность, напряжение; 
2) нарушается система взаимосвязей; 
3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти  все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя существуют и инициаторы конфликтов.

Существует несколько  типологий конфликтных ситуаций. Критериями типологизации конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия, типы поведения участников и др. С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутри личностные. 
Межличностные конфликты — столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу.

Межгрупповые конфликты  возникают из-за противоборства групп  в коллективе или социуме. Внутриличностные конфликты — столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация конфликтов.

Возможны классификации  конфликтов: 
1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками); 
2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу); 
3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей). 
По характеру вызвавших конфликт причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

По значению конфликтов для  организации, а так же по способу  их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты. 
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы и разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты  приводят к негативным явлениям, которые, в свою очередь, приводят к резкому  снижению эффективности работы группы. 
В конфликтной ситуации важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют.

Могут быть конфликты, которые  не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они  есть.

Такой конфликт рассматривается  как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами  подлинного противоречия. Среди различных  типов конфликтов наиболее сложным  можно считать так называемый латентный, т. е. скрытый конфликт. 
Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.

Сложными конфликтами  являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и  профессиональная деятельность — основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.

Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями  субъектов взаимодействия, но также  и спецификой профессионального  труда.

Конфликт может быть смещенным  или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрываются за внешними, незначительными  противоречиями.

Смещенный конфликт — это  явный конфликт, за которым можно  обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути разрешения конфликтов.

Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения  людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий  поведения и средств разрешения конфликта.

В основу модели поведения  человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды1, В. Зигерта и Л. Ланге2. Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: 
1) адекватности восприятия конфликта; 
2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем; 
3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. К. У. Томасом и Р. Х. Килменном3 разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция). Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой 

1 Мелибруда Е. «Я-Ты-Мы. Психолонические возможности улучшения общения». М.:1986. С.203, 256.

2 Зигер В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов». М.:1990. С.198, 336.

3 См. подробнее: Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.. «Социально-психологический климат коллектива и личности». М.: Мысль, 1983. С.133, 208

Информация о работе Социальные конфликты