Социальные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. В целом под социальным конфликтом понимают форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Оглавление

1. Понятие социального конфликта
2. Основные типы социальных конфликтов
3. Стадии развертывания конфликта. Управление социальным конфликтом. Варианты разрешения конфликтов
4. Положительные и отрицательные последствия конфликтов для общества

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 32.11 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Понятие социального конфликта

2. Основные типы социальных конфликтов

3. Стадии развертывания конфликта. Управление социальным конфликтом. Варианты разрешения конфликтов

4. Положительные и отрицательные  последствия конфликтов для общества

 

 

1. Понятие социального конфликта

 

В современной  литературе по истории социологии сложившиеся  социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости  от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе. В целом под социальным конфликтом понимают  форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Каждая сторона  воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-первых, степень  значимости более широкой системы  связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и  его дестабилизации - все это может  быть обозначено как оценка доконфликтной  ситуации;

во-вторых, степень  осознания собственных интересов  и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта  могут быть обозначены следующим  образом:

1. Исходное  положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень  их взаимопонимания. 

2. Инициирующая  сторона - причины и характер  ее действий.

3. Ответные  меры; степень готовности к переговорному  процессу; возможность нормального  развития и разрешения конфликта  - изменения исходного положения  дел. 

4. Отсутствие  взаимопонимания, т.е. понимания  интересов противоположной стороны. 

5. Мобилизация  ресурсов в отстаивании своих  интересов. 

6. Использование  силы или угрозы силой (демонстрация  силы) в ходе отстаивания своих  интересов; жертвы насилия. 

7. Мобилизация  контрресурсов; идеологизация конфликта  с помощью идей справедливости  и создания образа врага; проникновение  конфликта во все структуры  и отношения; доминирование конфликта  в сознании сторон над всеми  иными отношениями. 

8. Тупиковая  ситуация, ее саморазрушающее воздействие. 

9. Осознание  тупиковой ситуации; поиск новых  подходов; смена лидеров конфликтующих  сторон.

10. Переосмысление , переформулировка собственных  интересов с учетом опыта тупиковой  ситуации и понимание интересов  противостоящей стороны. 

11. Новый  этап социального взаимодействия.

Источником  обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности  существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение  самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу, это чувство неудовлетворенности. Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях социальных структур и институтов.

 

 

 

 

2. Основные типы социальных конфликтов

 

Типологию социальных конфликтов осуществляют в первую очередь на основании причин их возникновения. С этой точки зрения можно выделить следующие их типы.

1. Наличие противоположных ориентаций. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликта.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентации крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где  существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут  протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических  и других ценностных ориентации.

2. Идеологические причины. Идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.

3. Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического  и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается одной из социальных групп как весьма значительная, и только если такое значительное неравенство приводит к блокаде важных социальных потребностей у одной из социальных групп.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры, появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами.

Любая из перечисленных  причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при  наличии определенных внешних условий. Нельзя рассматривать и оценивать причину конфликта без учета условий, в разной мере влияющих на состояние отношений индивидов и групп, которые попали в сферу действия этих условий.

Острота конфликта. Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий.

Длительность конфликта. Каждый индивид в своей жизни неизбежно сталкивается с конфликтами разной длительности (проходит разное время от возникновения конфликта до его разрешения). Длительность конфликта имеет большое значение для противоборствующих групп и социальных систем. Прежде всего, от нее зависит величина и стойкость изменений в группах и системах, являющиеся результатом расходования ресурсов в конфликтных столкновениях. Кроме того, в длительных конфликтах увеличивается расходование эмоциональной энергии и повышается вероятность возникновения нового конфликта из-за накопленных обид, неотомщенных действий, а также из-за разбалансировки социальных систем, отсутствия равновесия в них.

 

3. Стадии развертывания конфликта. Управление социальным конфликтом. Варианты разрешения конфликтов

 

 Ни один тип конфликта не начинается сразу после появления его причины.

Предконфликтная стадия. Зарождение каждого конфликта связано с наличием объекта, обладание которым, достижение или принадлежность к которому вызывает ограничение потребностей двух (или более) субъектов, втягиваемых в конфликт.

В предконфликтной  стадии отсутствуют инцидент и открытые конфликтные взаимодействия, но на этой стадии начинаются скрытые конфликтные  взаимодействия, цель которых —  ввести противников в заблуждение.

В развитии предконфликтной стадии отмечается несколько этапов.

1. Идентификация причин конфликта, когда стороны определяют, кто блокирует их потребности и какова доля их участия в этом процессе.

2. Оценка ресурсов и потенциальных  возможностей соперников. Оценка имеет важное значение для развития всего конфликта, так как в случае неблагоприятной для себя оценки возможностей соперника социальная группа или индивид могут отказаться от конфронтации, отступить.

3. Поиск сторонников и союзников  в конфликте. Это объясняется тем, что вступивший в конфликт почти инстинктивно ищет у членов организации поддержки или сочувствия в отношении своего положения или своих действий.

4. Скрытые конфликтные взаимодействия, которые включают маскировки, провокации и другие способы психологического воздействия на соперников.

Для предконфликтной  стадии характерен особый психологический настрой или психологическое состояние —  социальная напряженность, которая обусловлена постоянным усилением фрустрации, чувством неудовлетворенности и угрозы, повышением эмоциональной возбужденности, нарушением механизмов регуляции поведения и социального контроля. Социальная напряженность закрепляет психологические барьеры и негативные стереотипы, которые препятствуют нормальному человеческому общению и способствуют перенесению конфликтных интересов из деловой сферы в личную и наоборот.

Стадия  непосредственно конфликта характеризуется двумя основными признаками, появление которых свидетельствует о наступлении непосредственно конфликта.

Первый признак  — наличие ясно выраженной установки  на борьбу с соперником.

Второй признак  — наличие инцидента, т.е. ярко выраженного  столкновения между соперниками. При  этом используются следующие ресурсы:

· ресурсы принуждения, включающие в себя материальные средства, силовые ресурсы, статусные ресурсы (например, должности в организации);

· авторитет и экспертные качества, к которым, в частности, относятся эксклюзивные знания, способности и интуиция;

· все значимые, влиятельные и авторитетные связи, которые имеют какое-либо отношение к данной конфликтной ситуации;

· престиж и общественное мнение членов организации;

· информационные ресурсы, которые актуальны, нужны и могут быть использованы в данной конфликтной ситуации.

На начальном  этапе конфликт развивается крайне медленно, что объясняется, прежде всего, остающейся надеждой на неконфликтное разрешение проблем, а также неуверенностью в возможностях применения ресурсов для осуществления конфликтных взаимодействий.

На следующем  этапе развития конфликта происходит значительное усиление интенсивности  конфликтных взаимодействий. Интенсивность  резко возрастает вплоть до достижения критической точки конфликта. После прохождения критической точки конфликтная ситуация может развиваться в двух направлениях в зависимости от степени открытости организации или социальных групп, участвующих в конфликте.

Разрешение  конфликта. Последним этапом конфликта следует считать его разрешение. Чаще всего разрешение конфликта связывают с прекращением инцидента или активных конфликтных взаимодействий.

Способы управления конфликтами. Конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:

· целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;

· изменения установок и ценностных ориентации соперников.

Эти виды управления конфликтом реализуются в различных  способах, к основным из которых относятся организационные, социокультурные и социально-психологические.

Организационные способы управления конфликтом. Они состоят в целенаправленном воздействии управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий — ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Основными организационными способами разрешения конфликта можно назвать следующие.

1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд достаточно автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Этот способ направлен на снижение сплоченности одной из сторон конфликта.

2. Введение независимых контролирующих элементов, когда создаются комиссии по разрешению спорных вопросов, экспертные советы или независимые группы, которые призваны осуществлять связь между противоборствующими сторонами, склоняя их к примирению. В зависимости от характеристик конфликтной ситуации (характера причин, остроты или длительности) такое управление может преследовать цели:

· затягивания времени для прохождения критической точки конфликта, после чего возможно более эффективное воздействие на соперников;

· поиск компромисса на основе переговоров членов независимой группы со всеми участниками конфликта.

3. Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений. Отсутствие лидера, организующего конфликтные  взаимодействия, как правило, приводит к нарушению координации действий в отношении соперника.

4. Ротация — перемещение членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ по сути состоит в замене наиболее активных членов конфликтующих групп.

5. Изменение содержания труда. При использовании данного способа происходит переключение интересов с конфликта  на  выполнение работы, достижение целей при выполнении заданий.

Информация о работе Социальные конфликты