Социализация. Социальная идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение понятия «социализация». Т.Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм

Оглавление

.Понятие социализации………………………………………………………..3

2.Стадии процесса социализации………………………………………………6

3.Институты социализации……………………………………………………..9

4.Социальная идентичность…………………………………………………….12

Вывод…………………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

1.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

    Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях  на проблемы старших возрастов, на тот  период жизни школьника, который  связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что  он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967). Если в теоретическом плане  активность личности может быть определена самым различным образом, то в  экспериментальном исследовании она  изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с  этой точки зрения – хорошая естественная лаборатория для социального  психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При  этом принципиальное значение имеет  исследование того, насколько такой  институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

    В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как ВУЗ. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

    Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них  является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход её в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если рассмотреть её в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

    Таким же спорным, как сам вопрос о существовании  послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

    Естественно, что каждый из названных здесь  институтов социализации обладает целым  рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к  функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач

    4.Социальная  идентичность.

    Одна  из проблем, стоящая перед современным  человеком, - построение образа «Я», конструирование  собственной идентичности. В связи  с разрушением стереотипов, ценностей, норм поведения, лежащих в основе идентичности, проблема выбора норм, ценностей  и самоопределения становится актуальной. Представление об идентичности как  о непротиворечивости и постоянстве  проявлений личности получило свое развитие в работах ряда авторов.

      Эриксон определял идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. В настоящее время идентичность рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.

    Вотерман рассматривает идентичность с динамической и содержательной сторон:

    1) процесс формирования идентичности  зависит от средств, с помощью  которых человек идентифицирует, оценивает и отбирает ценности, цели и убеждения, которые впоследствии  станут элементами его идентичности.

    2) идентичность невозможно рассматривать  без учета содержательной специфики  целей, ценностей и убеждений,  выбираемых человеком.

    Каждый  выбранный элемент относится  к какой-либо сфере человеческой жизни. Вотерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности:

    1) сфера выбора профессионального  пути;

    2) сфера принятия и переоценки  религиозных и моральных убеждений;

    3) сфера выработки политических  взглядов;

    4) сфера принятия социальных ролей,  включая половые роли и ожидания  в отношении супружества и  родительства.

    Большинство характеристик и свойств, образующих идентичность, культурно обусловлены. В некоторых культурах допускается возможность сочетания несочитаемых признаков.

    Интерес к проблемам идентичности в современном  обществе обусловлен происходящими  изменениями, способствующими росту  состояний, связанных с трансформацией идентичности. Эти процессы вызывают изменение личности человека, приводят к нарушениям его поведения и  социальной адаптации. Особенно уязвимыми  оказались люди с негативно трансформированной идентичностью (при пограничных  личностных расстройствах, посттравматических стрессововых расстройствах).

      Мнения и представления разных  авторов о видах, типах и  структуре идентичности достаточно  многообразны и претерпели исторические  изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

    а) Эго-идентичность

    б) позитивную идентичность

    в) негативную идентичность

    Социологи различают следующие формы идентичности:

    1. Базисная. Она определяется такими условиями, как принадлежность к определенной расе, национальности, группе, полу. Эти исходные характеристики формируют соответствующие элементы идентичности.

    2. Приобретенная. Эта идентичность возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций.

    3. Ролевая. Под этим видом идентичности понимают выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающими.

    Для построения модели идентичности ученые использовали два параметра:

    • наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности

    • наличие или отсутствие составляющих идентичности, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, относительно себя и своей жизни

      В разработанной модели выделяют  четыре статуса идентичности:

    1. Достигнутая идентичность – возникает  у человека, который прошел связанный  с кризисом период самоанализа  и в результате приобрел определенную  систему ценностей и убеждений.  Он знает, кто он, к чему стремится,  что следует делать. Таким людям  обычно свойственно чувство доверия,  оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не  уменьшает стремления придерживаться  избранного направления. Свои  цели, ценности и убеждения такой  человек рассматривает как личностно  значимые, обеспечивающие ему чувство  смысла жизни. 

    2. Мораторий. Этот термин используется  по отношению к человеку, находящемуся  в состоянии кризиса идентичности  и пытающемуся его разрешить,  исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в  активном поиске информации, необходимой  для разрешения кризиса. Для  ранних этапов поиска особенно  характерны чувства радости, ожидания  и любопытства.

    3. Идентичность, формирование которой  преждевременно остановилось. Это  состояние человека, который принял  на себя обязательства без  достаточного исследования альтернативных  возможностей, часто просто акцептируя  выбор предложенный родителями. По содержанию его система  ценностей и убеждений может  совпасть с таковой у лиц  с «достигнутой идентичностью», но процесс формирования их  различен. Составляющие данной идентичности  возникают не в результате  самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса,  а, в основном, вследствие идентификации  с родителями или другими авторитетными  лицами. Принятые подобным образом цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

      Преждевременная остановка формирования  идентичности является нежелательным  исходом развития, она может оказаться  окончательным тупиком или, в  более благоприятном случае, носить  временный характер. В последнем  случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.

    4. Диффузная идентичность. Это состояние  характерно для людей не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод 

    В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

    • дотрудовую

    • трудовую

    • послетрудовую.

    Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно  или через группу. Институтами  социализации являются:

    • семья и дошкольные образовательные учреждения;

    • школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

    • трудовой коллектив.

    Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

    Идентичность же рассматривается как некая структура, переживаемая субъективно как чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. М, 2004.

2. Короленко  Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск. 2000.

3. Майерс Д. Социальная псхиология. СПб, 2000.

4. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1998.

5. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н / Д, 1999.

6. Свенцицкий  А.Л. Социальная психология: Учебник.  М., 2004

7.Змановская  Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. СПб, 2005. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социализация. Социальная идентичность