Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 07:51, реферат
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение понятия «социальный институт»……………………………….4
2.Типология социальных институтов……………………………………………6
3.Их функции и дисфункции……………………………………………………...8
4.Семья как важнейший социальный институт………………………………...10
5.Образование как социальный институт……………………………………....13
6.Институт религии……………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
План:
Введение……………………………………………
1.Определение понятия «социальный институт»……………………………….4
2.Типология социальных институтов……………………………………………6
3.Их
функции и дисфункции……………………………………………………
4.Семья как важнейший социальный институт………………………………...10
5.Образование как социальный институт……………………………………....13
6.Институт
религии……………………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие
"институт" - одно из центральных
в социологии, поэтому изучение институциональных
связей служит одной из основных научных
задач, стоящих перед социологами.
1.Определение понятия «социальный институт».
Понятие «институт» (от лат. institutum - установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Другой американский социолог, Ч.Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д. ), которые образуют институциональный порядок. Немецкий социолог А.Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных. По мнению Л.Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Дж. Бернард и Л.Томпсон трактуют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев , традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Согласно С.С.Фролову социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. По мнению М.С.Комарова, социальные институты представляют собой ценностно- нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.
Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт--институт брака. Передаваясь из поколения в поколение, нормы поведения и институциональные нормы, становились привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло.Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Э. Дюркгейм придерживался мнения о том, что социальные институты выступают важнейшим средством самореализации человека. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью[5,c.234].
Социальные институты - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением. Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы. Процесс образования институтов, т. е. процесс упорядочения, формализации и стандартизации - институционализация - подразумевает замену спонтанного и экспериментального поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:
-возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий;
-появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил;
-принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания;
-создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.
Если
суммировать всё множество подходов разных
учёных к пониманию социальный институт,
то он представляет собой: ролевую систему,
в которую включены также нормы и статусы,
совокупность обычаев, традиций и правил
поведения, формальную и неформальную
организацию, совокупность норм и учреждений,
регулирующих определенную сферу общественных
отношений, обособленный комплекс социальных
действий.
2.Типология социальных институтов.
Социальные институты разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.
Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
-экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
- политические - институты власти;
- семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
- военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от
физической опасности;
- религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Их предназначение удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уже и много. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
- потребность в безопасности и социальном порядке (институт
государства и др. политики).
- потребность в добывании и производстве средств существования
(экономические институты).
-потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имянаречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. К неосновным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Институты
возникли в глубокой древности. Социологи
определяют производству не менее 2 млн.
лет, если отправной точкой считать первое
орудие труда, созданное человеком. Семье
антропологи отводят второе место и полагают,
что нижняя граница проходит по отметке
500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала,
принимая множество форм и разновидностей:
полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство,
нуклеарная, расширенная, неполная семья
и т.д. Государство существует примерно
столько же, сколько и образование, а именно
5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных
формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось
примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые
археологи, учитывая возраст древнейших
настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных
скульптур, отображающих зарождение культа
Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст
несколько меньшим. Повседневные практики,
помогающие организовать согласованные
действия больших групп людей,
вносят в социальную реальность
определенность и предсказуемость,
благодаря чему поддерживают
существование социальных институтов.