Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 07:51, реферат

Краткое описание

Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Определение понятия «социальный институт»……………………………….4
2.Типология социальных институтов……………………………………………6
3.Их функции и дисфункции……………………………………………………...8
4.Семья как важнейший социальный институт………………………………...10
5.Образование как социальный институт……………………………………....13
6.Институт религии……………………………………………………………....15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

документ12.rtf

— 2.83 Мб (Скачать)

     3.  Функции и дисфункции социальных институтов. 

     Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль,

     которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

     Функция социального института - это та польза, которую он  приносит

     обществу,  т.е.  это  совокупность  решаемых   задач,   достигаемых   целей, оказываемых услуг. Если рассматривать деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей. Действительно,  если  мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы  должны  прямо связать ее с удовлетворением потребностей. Одним  из  первых  указал  на  эту связь Э.Дюргейм: «Спрашивать, какова функция разделения  труда,  это  значит исследовать, какой потребностью она соответствует». Ни одно общество не сможет существовать, если не будет постоянно  пополнятся новыми поколениями людей,  добывать  средства  пропитания,  жить  в  мире  и порядке,  добывать  новые  знания  и  передавать  их  следующим  поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Ради этого институт и существует, выполняя в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей. Это прежде всего:

     Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих поведение своих членов и делающих его предсказуемым.

     Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

     Интегративная функция. Включает в себя процессы сплочения и взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей.

     Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, обладай оно возможностью передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. Потому, институты предусматривают механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

     Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

     Наряду  с  универсальными  существуют  специфические  функции.  Это такие функции, которые присущи одним институтам  и  не  свойственны  другим, например,  установление  порядка  в  обществе  (государство,   открытие   и передача новых знаний, наука и образование и др). Общество устроено так,  что  ряд  институтов  выполняют  несколько функций одновременно и в то же  время  на  выполнение  одной  функции  могут специализироваться  сразу   несколько   институтов.   К   примеру,   функцию воспитания или социализации детей  выполняют  такие  институты,  как  семья, церковь, школа, государство. В то  же  время  институт  семьи  выполняет  не только  функцию  воспитания  и  социализации,  но  и  такие   функции,   как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д. На заре своего возникновения  государство выполняет  узкий  круг задач, прежде всего связанных с налаживанием  и  поддержанием  внутренней  и внешней безопасности. Однако  по  мере  усложнения  общества  усложнялось  и государство.  Сегодня  оно   не   только   защищает   границы,   борется   с преступностью,  но  также  регулирует   экономику,   занимается   социальным обеспечением  и  помощью  малоимущим,   собирает   налоги   и   поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д. Церковь  создавалась  ради  решения   важных   мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов.  Но со временем   она   стала   заниматься   также   образованием,    экономической деятельностью (монастырское  хозяйство),  сохранением  и  передачей  знаний, исследовательской   работой   (религиозные   школы,   гимназии    и    др.), попечительством. Если институт помимо пользы  приносит  обществу  вред,  то  такое действие называют  дисфункцией.   Об  институте  говорят,  что  он  обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий  его  деятельности  препятствуют осуществлению другой социальной деятельности  или  другого  института.  Или, как определяет дисфункцию  один  из  социологических  словарей,  это  «любая социальная   деятельность,   вносящая   негативный   вклад   в   поддержание эффективной деятельности социальной системы».

     К примеру, экономические  институты  по  мере  своего  развития  предъявляют более высокие требования  к  тем  социальным  функциям,  которые должны выполнять институт образования. Именно потребности экономики приводят в индустриальных обществах к  развитию массовой грамотности,  а затем  -  к необходимости подготовки  все  большего количества квалифицированных специалистов. Но если институт  образования  не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон  плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то  ни  развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов  общества  не  получит.  Школы  и вузы  выпустят  в  жизнь,  дилетантов,   полузнаек,   а   значит, институты  экономики  окажутся  не  в  состоянии  удовлетворить  потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс - в минус. Поэтому деятельность  социального  института  считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества [3,c.189].

     Функции и дисфункции социальных институтов бывают  явными,  если  они отчетливо выражены, всеми сознаются  и  вполне  очевидны,  либо  латентными, если они скрыты и остаются неосознанными для участников социальной системы. Явные  функции  институтов   являются   ожидаемыми   и   необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и ролей. Латентные  функции  выступают  непреднамеренным   результатом   деятельности институтов или лиц, представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России  в  начале  90-х  годов при  помощи  новых  институтов  власти  -   парламента,    правительства   и президента,  казалось  бы,  стремилось  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону. Таковы были явные, заявленные во все услышанные цели и задачи. Реально же  в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таким оказались  побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели  добиться  люди  в  рамках того или иного института, а латентное - о том, что из этого получилось. К явным функциям школы как института образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к  вузу,  обучение профессиональным  ролям,  усвоение  базисных  ценностей   общества.   Но   у института школы есть также и  скрытые  функции:  приобретение  определенного социального статуса, который позволит  взобраться  выпускнику  на  ступеньку выше  неграмотного  сверстника,  завязывание  прочных   дружеских   школьных связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Не говоря уже о целом  ряде  таких  латентных  функций, как  формирование взаимодействия классной  комнаты,  скрытого  учебного  плана  и  ученических субкультур. Явными, т.е. достаточно очевидными, функциями института высшего  образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных  ролей  и усвоение  господствующих  в  обществе  ценностных   стандартов,   морали   и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства  между  имеющими высшее образование и не имеющими такового. 
 
 
 
 
 
 

            4.Семья как важнейший социальный институт.

     Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Современный социолог Э. Гидденс дал боле широкое определение: семья--это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку[13,c.290]. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений. В расширенной семье, состоящей из нескольких поколений--ядро семейных отношений образуют кровные родственники. По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

     По месту проживания различают три вида. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.  Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. Неолокальная модель--молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

     По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет муж, а при его отсутствии--старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада- элитарный, где власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира. Люди, вступающие  в брак, являются представителями разных родовых групп и это оказывает решающее влияние на структуру семьи. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована, в сохранения некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Правильный  выбор супруга регулируется двумя типами матриманиальных норм. Эндогамия--правила, предписывающие заключение брака внутри определеных групп, т.е представителей своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия--правила, требующие заключение брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.  Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест--запрет сексуальных отношений между близкими кровными  родственниками, которые не просто запрещаются--они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой  в мире разнообразнейших моральных принципов.

     Взаимосвязи между мужем и женой могут строится по четырем различным принципам: моногамия--один муж и  одна жена; полигиния--один муж и две или большее число жен; полиандрия--два или более мужей и одна жена; групповой брак--два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ. Полигиния получила широкое распространение в 80% обществ, включенных в выборку,  где мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например у некоторых народов в Индии если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может  найти жену только для старшего сына [13,c.315]. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Сексуальные побуждения не обязательно решают эту задачу, поскольку многие люди понимают, что могут удовлетворять свои сексуальные потребности и без воспроизведения. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению. В аграрных обществах иметь детей экономически выгодно. Для стимуляции могут также использоваться религиозные соображения. Во многих странах считают брак и детей синонимами «хорошей жизни»; отсутствие детей часто рассматривается как несчастье. Дети, рождаясь, не сразу осваивают культуру своего общества. Вырастить из детей «правильных» взрослых -- насущная потребность общества. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

     Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

     а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

     б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

     в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

     г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

     д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

     е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

     ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

     з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

     Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли. Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений, т.е кризис семьи.  Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Еще один существенный показатель кризиса семьи - резко возросшее количество разводов. Изучая их с точки зрения причин и последствий, социология установила: легкость и частота разводов стали основным фактором возникновения нетрадиционных форм и стилей семейной жизни. Становится обычной семья, состоящая из детей и одного родителя (чаще всего матери).

Информация о работе Социальные институты