Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 14:40, контрольная работа
Личное влияние - «способность действовать на характер другого лица притягивающее или отталкивающе и иметь при этом успех». Также под личным влиянием понимается определенное свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.
Введение 3
Понятие личного влияния 5
Лидерство и его разновидности 7
Типы личного влияния 12
Заключение 15
Библиографический список 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Личное влияние - «способность действовать на характер другого лица притягивающее или отталкивающе и иметь при этом успех». Также под личным влиянием понимается определенное свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.
Личностное влияние бывает задействовано практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в безопасности, любви, власти, самоуважении.
Так же важной проблемой, пересекающейся с проблемой личного влияния, является феномен лидерства.
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Не быть лидером – это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.
Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже
между специалистами, теоретиками
и практиками, до сих пор продолжается
спор на тему: «лидерами рождаются» или
же «лидерами становятся». Да, некоторые
из них могут убедить нас в том, что кто-то,
несомненно, от рождения обладает некой
«экстраординарной особенностью», которая
делает его лидером, в то время как другие
убеждены, что при условии определенного
правильного сочетания образования, подготовки
и имеющегося опыта лидера можно «создать»
и сформировать. Даже так называемые «эксперты»
по лидерству не могут прийти к единому
мнению по вопросу о том, «что есть что».
Психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие». Личное же влияние понималось еще в начале ХХ века как «способность действовать на характер другого лица притягивающее или отталкивающе и иметь при этом успех». Также под личным влиянием понимается определенное свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.
При этом главным результатом и высшей целью личного влияния является изменение, происходящее в сознании и душе другого человека, а не выгодные для влияющего изменения в действиях. Если целями воздействия влияющего становятся только личный успех, личная выгода и удовлетворение собственных потребностей, то это скорее будет проявлением «личностного» влияния, а не «личного». Личностное влияние бывает задействовано практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в безопасности, любви, власти, самоуважении. Когда же в действие вступают высшие или духовные потребности - потребность в самоактуализации и мотивация роста, либо потребность в служении другим людям и мотивация помощи, проявляется способность личного влияния, которая в большей степени связана с сущностью человека, а не с его личностью, роли которой определяет социум. Личное влияние - это акт творчества, а творчество совершается не столько во внешнем мире, сколько внутри человека, который стремится к самопознанию и самосовершенствованию.
Личное
влияние осуществляется только тогда,
когда оба субъекта взаимодействия
проявляют добрую волю к общению,
когда один человек передает другому
- в открытой, ненасильственной форме
- нечто свое, личное (знания, жизненный
опыт), а другой искренне хочет перенять
это, а не взять силой или выманить
хитростью. Очевидно, что взаимодействие
людей на таком уровне не может
происходить в атмосфере
Сложность, многоаспектность способности личного влияния подтверждается также и представлениями обыденного сознания.
Таким
образом, личное влияние - это сложный
феномен, представляющий собой и
личностную способность, и процесс
взаимодействия, и результат воздействия,
который не всегда очевиден. Он может
проявляться на различных уровнях,
в зависимости от развитости самосознания
человека и его духовности. Его
природа многоаспектна и
Так же важной проблемой, пересекающейся с проблемой личного влияния, является феномен лидерства. По мнению Р. Хогана, Г. Керфи и Д. Хогана, лидерство - это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, - не лидеры. Лидер - это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.
Самое короткое определение лидерства принадлежит Т. Гэмбл и М. Гэмбл: «Лидерство - это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.
Специалисты выделяют две разновидности лидерства — формальную и естественную. При формальном лидерстве влияние осуществляется за счет официального положения, при естественном — за счет личного превосходства лидера и за счет признания этого превосходства другими. В реальных ситуациях эти разновидности переплетаются где-то в большей степени, где-то в меньшей. Но основной секрет в том, что при естественном лидерстве важно не то, чтобы лидер действительно обладал каким-либо превосходством, а чтобы его сторонники считали так.
Из всего многообразия исследований, посвященных теме лидерства, привлекают три направления, изучающие такие феномены как:
«Внезапное лидерство» обычно проявляется в ситуации, когда группа ищет лидера. Р. Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.
Обнаружено, что с внезапным лидерством связаны такие черты, как доминантность, способность завоевать престиж, общительность, самопрезентация, самоприемлемость, достижение через независимость, эмпатия, а также способность контролировать свое экспрессивное поведение и самомониторинг.
Вторая
линия исследования, называемая теорией
негласного лидерства, также касается
того, как мы оцениваем потенциального
лидера из случайных людей. Согласно
этой теории, человек выглядит как
лидер в той степени, в какой
его характеристики (интеллект, ценности
или личностные качества) соответствуют
заранее составленному мнению общественности
о том, каким должен быть лидер. Обычно
мы обобщаем свои представления о
лидерстве и используем эти представления
для оценки потенциального лидера из
случайных людей. Проблема заключается
в том, что человек, кажущийся
лидером, может на самом деле не иметь
качеств, нужных для того, чтобы сформировать
команду с высокой
К
исследованиям, прослеживающим связь
между личностными качествами лидера
и производительностью труда
команды, относится третье направление,
рассматривающее
Харизматический лидер - это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным, его точку зрения другие люди находят неоспоримой, он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, и посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.
Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах.
Еще одна категория исследований определяет эффективность лидера через противоположный конец континуума - людей, чьи карьеры под угрозой или уже потерпели крах.
Исследования, касающиеся управленческой некомпетентности, связанной с крахом карьеры, позволили сделать вывод, что многие умные, честолюбивые и квалифицированные руководители терпят крах только потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных, принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, чрезмерно честолюбивых. При этом психологи отмечают, что краткосрочные тренинги не помогают в исправлении негативных качеств. Только в более интенсивном и длительном (до одного года) тренинге можно достичь необходимых изменений. При этом менее стабильные свойства будут поддаваться изменению легче, чем более устойчивые характеристики (в частности связанные с темпераментом). Мотив власти, например, не является совершенно стабильным свойством.
Наоборот,
мотивация власти лидера может колебаться
от момента к моменту в
Историометрические исследования открыли немало критериев для предсказания лидерства. Благодаря изучению биографий президентов США был обнаружен мультикритерий, состоящий из мотивов или потребностей кандидатов в президенты:
Сочетания
этих мотивов представляют собой
различные личностно-