Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, реферат
Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.
Введение 3
1. Понятие искусства 4
1.1. Структура явления искусства 6
1.2. Диалектика искусства 7
1.3. Жертвенность искусства 7
2. Эволюция искусства 8
2.1. Первобытное искусство 8
2.2. Древнее искусство 11
2.3. Дальнейшие взгляды 13
2.4. Современное искусство 14
3. Значение и функции искусства 15
3.1. Значение искусства 15 3.2. Функции искусства 16
Заключение 19
Литература 22
Реферат по истории и философии науки –13.00.02
«Влияние
искусства на формирование
личности»
3.1.
Значение искусства 15
Введение
Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления. Понимание – это знание общего и того, как это общее определяет бытие вещи.
Философия искусства – отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области:
1.
Понятие искусства
Искусство
– творческая деятельность, в процессе
которой создаются
Искусство – первоначальное
Искусство
– это форма отражения
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия. Настоящий художник не бесстрастно копирует действительность, создавая бледное подобие жизни. Он ищет и накапливает материал, стремясь к победе, заключающейся в шлифовании и перераспределении нового художественного мира. Художник вкладывает в произведение свое знание мира, свои дух и душу, но погружаясь в стихию творчества, остается земным человеком.
Искусство принципиально отличается от всех иных отраслей культуры, например, от науки: искусство направлено на синтез субъекта и объекта, наука — на объект; основной метод искусства — понимание, науки — анализ; источник искусства — интуиция, в науке главную роль играет дискурсивное мышление. Основной нерв искусства — любовь, человечность; наука – равнодушна. Искусство имеет личностное отношение к бытию, наука безлична. Поэтому ни одно научное открытие само по себе не страшно власть имущим, в отличие от истинного произведения искусства. Искусство менее рационалистично и потому более понятно, оно всегда отталкивается от реальных конкретных событий, которые не менее важны и интересны, чем мысли, и составляют основу мышления. Сила произведения искусства в том, что оно поднимается к вершинам обобщений [16].
Искусство — способ творческой деятельности, в максимальной степени соответствующий целостной природе человека, и потому искусству принадлежит великая роль преодоления расщепления. Современные попытки синтеза искусства с наукой, как и попытки синтеза искусства с религией в средние века, весьма полезны, поскольку с их помощью до уровня искусства поднимается все творческое, что есть в науке и религии. Синтез искусства и философии присутствует во всех выдающихся произведениях [6].
Специфичность произведения искусства как особого духовного мира осложняет его связи с жизнью. Выдающиеся художники всегда чувствовали это. В свое время итальянский кинорежиссер М. Антониони заявил, что искусство не может влиять на общественную жизнь, по-видимому, хорошо понимая, что у культуры своя внутренняя жизнь, она развивается по своим законам, и влияние, например, искусства на политику невелико. Утилитарное направление в искусстве никогда не поднимется выше схемы, тогда как сторонники «искусства для искусства», если верны подлинному призванию — творению живого духовного мира, — создадут нечто выходящее по значению за рамки «чистого искусства» [6].
Искусство
отличается от эмпирической жизни —
оно способно проникать в тайники души,
изображать нереализованные возможности.
Оно отражает жизнь в диалектическом сочетании
действительного и возможного. Чтобы что-то
создать, надо на время отрешиться от себя.
Чтобы копить впечатления, надо быть собой,
чувствовать, думать, мечтать. Что же касается
творческого настроения, переходящего
в горение и перевоплощение, то оно бывает,
по-видимому, у каждого, но не каждый способен
использовать его в полной мере [6].
1.1. Структура явления искусства
3) Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание.
1.2Диалектика искусства
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанных на этом методов познания и преобразования окружающего мира. Предметом диалектики является развитие, объектом – природа, общество, мышление.
Искусство, как форма отражения, объединяет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное. Формы искусства являют собой формы вещей, каковы они в сознании или каковы они сами по себе. Таким образом рассматривается соответствие материального и идеального.
Единичные вещи – есть суть, всеобщая материя всех искусств. Воспроизводящая форма искусства изображает особенное частное во всеобщем.
Так как исходным процессом познания является живое созерцание, абстрактное мышление, оперирование вещами в соответствии с понятиями, то это суть диалектического познания. И она же суть искусства. Именно поэтому искусство – это способ познания окружающего мира [5].
1.3. Жертвенность искусства
Афоризм «искусство требует
«Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружен» (А.С. Пушкин). Здесь слово «жертва» можно понимать буквально, и сам Пушкин тому пример. Деятель культуры в столкновении с жизнью выполняет роль жертвы, но это не значит, что он проигрывает. Благодаря телесной жертве он побеждает как творец, культура же тем самым одерживает победу. Наступает момент, когда Аполлон требует поэта к священной жертве, и поэт сознательно кладет свое сердце на алтарь культуры. В основе искусства лежит жертвенная любовь к миру.
Творец живет в двух мирах — мире духовной культуры и мире материальной жизни, и имеет две природы — творческую и потребительскую, противоречие между которыми разрешает жертвенная смерть. Искусство «понимает» значение жертвы. «Мать, мать! На крови твоего сына созидается храм будущего — раскрой же мне сердце твоей чудесной властью и благослови на смерть», — восклицает герой Л.Н. Андреева. Строки: «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других» – принадлежат Н.А. Некрасову, воспевшему жертвенность. Так мы приходим к глубинному пониманию: художник жертвует, чтобы жило искусство. Стихи и романы — содержание искусства, жертва — ее энергия [3].
Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день. В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Духовную культуру можно разделить на видимую и невидимую. К последней относится мистика. Искусство — начало видимой духовной культуры. В своем происхождении это ни что иное, как объективизация мистики. При зарождении искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но никогда окончательно.[4].
Причина
возникновения искусства в
Информация о работе Влияние искусства на формирование личности