Влияние искусства на формирование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие искусства 4
1.1. Структура явления искусства 6
1.2. Диалектика искусства 7
1.3. Жертвенность искусства 7
2. Эволюция искусства 8
2.1. Первобытное искусство 8
2.2. Древнее искусство 11
2.3. Дальнейшие взгляды 13
2.4. Современное искусство 14
3. Значение и функции искусства 15
3.1. Значение искусства 15 3.2. Функции искусства 16

Заключение 19
Литература 22

Файлы: 1 файл

филос.рефер.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

3.2. Функции искусства

      Незаменимым средством формирования духовного  мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.

Окружающий  мир встает перед изумленным ребенком как единая целостная картина  мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция всех функций искусства.

    1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность.  Искусство - действие,  преображения творения в соответствие с идеалами художника. Искусство прокладывает новые пути для человечества, обеспечивая посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н.В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше).

    2) Познавательно-эвристическая функция  (искусство  как знание и  просвещение. Оно является средством  просвещения (передача опыта,  фактов),  образования (передача  опыта, навыков мышления, обобщения,  системы взглядов на факты) и людей). Искусство является способом передачи культуры в древнем обществе, в котором оно может быть столь же тайным, как и мистика, но скрыть которое гораздо труднее. Видимый характер культуры способствует ее самосохранению, облегчает передачу следующим поколениям, но одновременно затрудняет ее сокрытие. В этом диалектика древнего искусства [4]. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши  знания о мире.  Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

    3) Информационная и коммуникативная  (искусство как  сообщение и  обобщение). Искусство - художественная  коммуникация, и его родство с  языком неоднократно  подчеркивалось  в  истории         эстетики. На коммуникативном плане  основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как  специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений  и  индивидуализации  общественного  опыта. Искусство делает вечным слово, и человек — носитель слова — присоединяется к вечному. Это — способ художника преодолеть смерть.

И трагедия, и музыка ведут к вечному. «Мы  верим в вечную жизнь!» — так восклицает трагедия, между тем музыка есть непосредственная идея этой жизни» (Ницше Ф.) [11]. Рождение трагедии, вынужденная или добровольная, вызывает катарсис у зрителя — чувство очищения, подъема и воодушевления. Искусство ведет к вечности, преодолевая страх смерти, т. е. осуществляет высшую цель культуры [4].

4) Воспитательная  функция  (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания  носит  частный  характер: мораль формирует нравственные нормы,  политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то  искусство  воздействует  комплексно  на ум и сердце.

5) Внушающая   функция (воздействие искусства  на подсознание). Внушение определенного  строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие  художественного произведения на  человеческую психику.

6) Эстетическая  функция (искусство как формирование  творческого духа и ценностных  ориентаций). Эстетическая функция  - ничем не заменимая специфическая  способность искусства формировать   эстетический вкус,  способности  и потребности человека и тем  самым ориентировать ценностное его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

7) Геданестическая  функция (искусство   как   наслаждение). Во-первых, это - свободное  владение художником сложным  и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых  художником,  с человечеством -  выявление их  эстетической  ценности.  В-третьих, это гармония формы и  содержания. В-четвертых,  это упорядоченный художественный  мир,  построенная реальность по законам красоты.  В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения.  В-шестых, это игровой аспект художественного творчества (оно выполняет и игровые, развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность [4].

8) Значение искусства и в том, что оно уравнивает две разновидности духовной жизни — нерациональную мистико-религиозную и рациональную научно-философскую. Их видимая противоположность рождает представление о том, что только нерациональное мистико-религиозное мышление духовно. Это объясняется тем, что появившаяся рациональность противопоставила себя прежней духовности, но это не значит, что она не была духовной изначально. В искусстве гармонично сочетается и та и другая духовность. Обе нужны для полноценного существования и создания полнокровного произведения.

      Ю. Фохт - Бабушкин считает, что «сила  воздействия искусства на человека во многом зависит от того, в какой  мере он способен глубоко чувствовать  и понимать искусство. Формирование такой способности – обязательное условие полноценного использования воспитательных возможностей искусства» [17,c.25].

Заключение

 

    В заключении необходимо подчеркнуть, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.   

    Искусство -  это  отстоявшаяся,  откристаллизовавшаяся  и закрепленная форма освоения мира по законам красоты,  в которой  есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Исходя из функций искусства, можно понять формулу Достоевского «красота спасет мир», дополненную Рерихом — «осознание красоты спасет мир» (вариант «творение красоты спасет мир»). Понимание и открытие мира в аспекте прекрасного есть выражение непрактического, неэгоистического отношения к действительности, причем культура не нечто добавляемое к миру с целью его раскрашивания, а важнейшая онтологическая характеристика бытия.

      Главным предметом искусства является человек. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте другим, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Гуманистический потенциал художественной культуры как нельзя более способствует формированию, преобразованию, социализации индивида. Поскольку художественная культура общества выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, располагающих разнообразным функциональным воздействием на личность, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности.

      Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая последнее односторонности, дополняет его специфическим  образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным и целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.

      Эстетические  теории давно пришли к осознанию  целостности эффекта воздействия  искусства на человека, на все составляющие его духовные организации. Целостное  воздействие искусства на человека являет собой ценностное взаимодействие, что значит в нашем исследовании следующее: при восприятии искусства возникает «общение» ценностей с «ценностным» центром личности. 

      Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает  как форма становления личности, при этом оно проявляется как  единственно человеческая естественная форма, артефакт жизненности личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю. Исследование влияния искусства на формирование личности открывает перспективу точного и надежного выбора путей для развития личности с богатым внутренним миром, личности творческой и целостной и гуманистически ориентированной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

1. Аблеев С.Р. История мировой философии.– Изд-во АСТ,2005.

2. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.– М: Киев, 1994.

3. Гераимчук И.М. Философия творчества.– М.: Изд-во Экмо, 2006.

4. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982.

5. Кохановский В.П., Фахти Т.. Основы философии.– Ростов на Дону,2004.

6. Культурология. /Под ред. Радугина А.А.– М.: Изд-во Центр,2001.

7. Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. – М., 1930.

8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.–M.,1962.

9. Марков Б.В. Человек, Государство и Бог в философии Ницше. – М.,2005.

10. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм.– М., 1966.

12. Радугин А.А. Хрестоматия по философии. Ч.1,2.– М.: Изд-во Центр,2001.

13. Торгашев Г. Основы философии. Курс лекций.– М.,2007.

14. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. – М., 1993.

15. Философия. /Под общ. ред. В.П.Кохановского.– M., 1994.

16. Философия культуры. Становление и развитие./ Под ред. Кагана.– М.,1991.

17. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. – М.: Наука, 1986.

18. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.– М.,1993.

19. Шеллинг Ф. Философия искусства.– М.: Изд-во Мысль,1966. 
 
 
 

Информация о работе Влияние искусства на формирование личности