Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, реферат
Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.
Введение 3
1. Понятие искусства 4
1.1. Структура явления искусства 6
1.2. Диалектика искусства 7
1.3. Жертвенность искусства 7
2. Эволюция искусства 8
2.1. Первобытное искусство 8
2.2. Древнее искусство 11
2.3. Дальнейшие взгляды 13
2.4. Современное искусство 14
3. Значение и функции искусства 15
3.1. Значение искусства 15 3.2. Функции искусства 16
Заключение 19
Литература 22
3.2. Функции искусства
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Окружающий
мир встает перед изумленным ребенком
как единая целостная картина
мира. Чтобы эта целостность
1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника. Искусство прокладывает новые пути для человечества, обеспечивая посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н.В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше).
2)
Познавательно-эвристическая
3)
Информационная и
И трагедия, и музыка ведут к вечному. «Мы верим в вечную жизнь!» — так восклицает трагедия, между тем музыка есть непосредственная идея этой жизни» (Ницше Ф.) [11]. Рождение трагедии, вынужденная или добровольная, вызывает катарсис у зрителя — чувство очищения, подъема и воодушевления. Искусство ведет к вечности, преодолевая страх смерти, т. е. осуществляет высшую цель культуры [4].
4) Воспитательная функция (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
5) Внушающая
функция (воздействие
6) Эстетическая
функция (искусство как
7) Геданестическая
функция (искусство как
наслаждение). Во-первых, это - свободное
владение художником сложным
и многообразным жизненным
8) Значение искусства и в том, что оно уравнивает две разновидности духовной жизни — нерациональную мистико-религиозную и рациональную научно-философскую. Их видимая противоположность рождает представление о том, что только нерациональное мистико-религиозное мышление духовно. Это объясняется тем, что появившаяся рациональность противопоставила себя прежней духовности, но это не значит, что она не была духовной изначально. В искусстве гармонично сочетается и та и другая духовность. Обе нужны для полноценного существования и создания полнокровного произведения.
Ю. Фохт - Бабушкин считает, что «сила воздействия искусства на человека во многом зависит от того, в какой мере он способен глубоко чувствовать и понимать искусство. Формирование такой способности – обязательное условие полноценного использования воспитательных возможностей искусства» [17,c.25].
В заключении необходимо подчеркнуть, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.
Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Исходя из функций искусства, можно понять формулу Достоевского «красота спасет мир», дополненную Рерихом — «осознание красоты спасет мир» (вариант «творение красоты спасет мир»). Понимание и открытие мира в аспекте прекрасного есть выражение непрактического, неэгоистического отношения к действительности, причем культура не нечто добавляемое к миру с целью его раскрашивания, а важнейшая онтологическая характеристика бытия.
Главным предметом искусства является человек. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества, причем искусство не растворяет личность во множественном опыте другим, а помогает ей кристаллизоваться, т.е. найти себя как неповторимую индивидуальность. Гуманистический потенциал художественной культуры как нельзя более способствует формированию, преобразованию, социализации индивида. Поскольку художественная культура общества выступает в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов искусства, располагающих разнообразным функциональным воздействием на личность, искусство в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности.
Искусство
оказывает влияние на человеческое
познание, лишая последнее
Эстетические
теории давно пришли к осознанию
целостности эффекта
Таким
образом, искусство как особый уникальный
образ самореализации человека выступает
как форма становления
Список литературы
1. Аблеев С.Р. История мировой философии.– Изд-во АСТ,2005.
2. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.– М: Киев, 1994.
3. Гераимчук И.М. Философия творчества.– М.: Изд-во Экмо, 2006.
4. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема// Творчество и социальное познание/ Сборник статей. Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982.
5. Кохановский В.П., Фахти Т.. Основы философии.– Ростов на Дону,2004.
6. Культурология. /Под ред. Радугина А.А.– М.: Изд-во Центр,2001.
7. Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. – М., 1930.
8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении.–M.,1962.
9. Марков Б.В. Человек, Государство и Бог в философии Ницше. – М.,2005.
10. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991.
11. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм.– М., 1966.
12. Радугин А.А. Хрестоматия по философии. Ч.1,2.– М.: Изд-во Центр,2001.
13. Торгашев Г. Основы философии. Курс лекций.– М.,2007.
14. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. – М., 1993.
15. Философия. /Под общ. ред. В.П.Кохановского.– M., 1994.
16. Философия культуры. Становление и развитие./ Под ред. Кагана.– М.,1991.
17. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. – М.: Наука, 1986.
18. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.– М.,1993.
19. Шеллинг
Ф. Философия искусства.– М.: Изд-во Мысль,1966.
Информация о работе Влияние искусства на формирование личности