Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:55, реферат
Философия – это наука о всеобщем, соответственно, результатом анализа всякого явления является обнаружение всеобщего. Поэтому философский анализ явления искусства призван выявить исходные основания данного явления в общественной жизни. Необходимость выделения всеобщих свойств заключается в понимании явления.
Введение 3
1. Понятие искусства 4
1.1. Структура явления искусства 6
1.2. Диалектика искусства 7
1.3. Жертвенность искусства 7
2. Эволюция искусства 8
2.1. Первобытное искусство 8
2.2. Древнее искусство 11
2.3. Дальнейшие взгляды 13
2.4. Современное искусство 14
3. Значение и функции искусства 15
3.1. Значение искусства 15 3.2. Функции искусства 16
Заключение 19
Литература 22
Искусство
навсегда останется юностью
В мистике образ тождественен
предмету. Наскальные рисунки пронзенных
стрелами диких животных
Психологическую
Искусство с присущей ему
Таким образом, для того, чтобы сформировалась новая отрасль культуры — искусство необходимы три условия:
1) Соответствие культуры стадии развития человека. Это условие оформилось на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда стали возникать образы, мышление и речь. Мы уже отмечали, что искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления.
2) Каждая предыдущая отрасль создает почву для следующей, что соблюдается в виде закона мистической всесвязанности.
3) Третье условие — социальное: в обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры.
В искусстве кристаллизуются образы, возникшие из мистической ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие более или менее логично мир повседневного опыта с миром сверхъестественных сил.
Постепенно обряды и мифы
Искусство было господствующим, когда еще недостаточно развилось понятийное мышление и не возникла потребность в систематизации всего культурного наследия. Когда эти предпосылки появились, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. Должно было накопиться большое количество произведений, чтобы наступил следующий этап культуры — мифологический, являющийся по существу систематизацией первобытного искусства [7].
2.2. Древнее искусство
Точка зрения, в соответствии с которой искусство является как бы переходной ступенью от мистики к мифологии, позволяет подвергнуть сомнению представление о том, что и ранее существовали целостные мифы, которые потом распались или деградировали. Скорее, вначале они были разрозненными сказаниями, а затем стали соединяться с помощью логики в нечто целое [1].
В этом смысле прав Ф. Ницше, который утверждал, что «искусство не есть исключительно подражание природной действительности, а как раз метафизическое дополнение этой действительности, поставленное рядом с ней для ее преодоления» [11, c. 153]. Таким образом, искусство выполняет роль восполнения в сфере чувств человека того, чего он оказывается лишен в жизни. Это, впрочем, свойственно любой отрасли духовной культуры [11].
Первобытное искусство было по сути средством общения и единения людей. Ритуалы выходят из искусства и, будучи сопричастны миру сверхприроды, создают тем самым мир духовной культуры.
Древнее искусство повторяет подвиги культурных героев, которые считаются предками и творцами всех обычаев, обрядов, празднеств и церемоний. Культурный герой является главным персонажем мифов и в то же время этим же словом называется главное мистическое начало. Тот, кто породил культуру, отождествляется с порожденным. В самом имени, слове пребывает мистическая сила.
То, что первоначально все виды искусства связаны с мистикой (литература, живопись, музыка, танцы), очевидно, так как мистика была предшествующей отраслью культуры. Вот что говорит Л. Леви-Брюль о плясках, которые устраивали равнинные индейцы Северной Америки перед охотой на бизонов: «В этих плясках индейцы представляли, «разыгрывали» отдельные эпизоды этой охоты. Один из участников, покрытый бизоньей шкурой, подражал движениям пасущегося животного; другие, изображавшие охотников, приближались к нему с бесчисленными предосторожностями, внезапно на него нападали и т. д. Однако не следует задерживаться на этой пантомиме. Это — лишь внешняя, зрительно воспринимаемая сторона церемонии. Последняя имеет также и глубокий символический смысл. Она в действительности представляет собой не игру, а нечто совсем иное. По убеждению индейцев, эта церемония мистически действует на расположение, а следовательно, и на поведение бизонов: действие этой церемонии таково, что они после нее позволяют себя обнаружить, приблизиться к себе и убить себя» [8, c.114—115].
Сказания древних народов — элементы, из которых складывается целостная мифология. Сюда же следует добавить развитие искусства в процессе слово- и мифотворчества. Отдельные виды искусства также связаны между собой. Поэзия возникла не только из словотворчества, но и из подражания музыке, а трагедия — из дифирамба и хора.
В Средневековье появился
В эпоху Возрождения произошло создание новой светской культуры, которая объединяла духовность Средневековья и телесность античности. Человек после эпохи Средневековья осознал, что он и природа прекрасны, что красота в природе объективно существует и задача художника — добыть её оттуда. Искусство стало главным видом деятельности.
ХVІІ век – начало Нового времени. Появились новые стили: барокко, классицизм и др. Центральным понятием стиля барокко является красота, которая поднимается над природой. Его характерные черты: цензура сюжетов, иерархия жанров (исторический, мифологический — высокие, пейзаж, натюрморт — низкие), ансамблевость, торжественность и пышность, возник новый тип художника — придворный виртуоз, создающий зрелища.
Классицизм
пришел на смену барокко и
противостоял ему. Его
2.4. Современное искусство
Искусство начала XIX в. романтично, искусство середины XIX в. реалистично: оно проникнуто верой в грядущее торжество разума; искусство конца XIX — начала XX в.– символистично или декадентно и находится в напряженном предчувствии страшного. Искусство XX в. формалистично или документально. Оно трагично потому, что трагичен век. Настоящий художник не может не чувствовать отчаяния, связанного с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу, полотно. Всякая умильность кажется ложной перед лицом духовного бессилия человека. В ХIХ и ХХ вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилизации эстетического чувства.
В период кризиса возникает теория возврата искусства к мифотворчеству — тоска по «золотому веку» искусства. Это вызвано не только стремлением вернуться к первоистокам, но и тем, что первобытное искусство выполняло важную практическую магическую функцию, которую утеряло. В начале XX века Вячеслав Иванов выдвинул идею, что искусство — это мифотворчество, и даже попытался ее реализовать. В широком смысле слова искусство всегда выполняло данную миссию [6].
Художники
вновь начинают осознавать мифологичность
искусства. Современный миф — феномен
культурного синтеза. В свою очередь, синтетическая
культура зачастую мифологична. Через
миф идет связь искусства с другими отраслями
культуры. Есть произведения, в которых
миф — подспорье. Таковы «Мастер и Маргарита»
М. Булгакова, «Иосиф и его братья» Т. Манна.
В первом миф используется для реализации
психологически-
3. Значение и функции искусства
3.1. Значение искусства
Роль искусства в общественной
жизни трудно переоценить.
Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее, и главное, будущее [19].
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
Искусство — способ внутренней гармонизации личности, вид магического воздействия на мир, имитация действительности с целью ее изменения.
Значение
искусства определяется и тем, что
слово понимается тождественно обозначаемому
им предмету. Таким образом, искусство
раскрывает сущность мира. Оно выполняет
и игровые, развлекательные функции, и
будет существовать столько, сколько соответствующая
потребность. Синтезирующая мысль искусства
проявляется и на уровне отдельной личности,
скрепляя воедино все ее духовные силы,
и на уровне каждого данного этапа общественного
развития, обеспечивая целостное самовыражение
народа, и на уровне исторической связи
поколений, выражая единство поступательного
прогресса культуры.
Информация о работе Влияние искусства на формирование личности