Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить влияние средств наглядности и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий……. 33
1.6. Характеристика занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................
2.2 Методика использования таблиц по обучению грамоте……………
2.3 Констатирующий эксперимент………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………

Заключение……………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     В основе использования технических и аудиовизуальных средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.

     Для успешного обучения важно, чтобы  в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или как бы их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению, к абстрагированию.

     Вместе  с тем психологи указывают, что  хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия готов к работе уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.

     Готовность  зрительного, слухового и двигательного  механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных явлений и предметов, так и целых их компонентов. Таким образом, в процессе обучения следует использовать практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. При этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.

     Известный ученый – психолог Л.С. Выготский различал два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития (достигнутый уже уровень развития) и зону ближайшего развития (то, что находится в процессе становления, “завтрашний день” развития). Опираясь на данное положение, можно сказать, что уровнем актуального развития ребенка I класса является наглядно-действенная умственная деятельность, основанная на восприятии выполненных практических операций с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития. Вот почему при обучении детей начальных классов, а особенно I класса необходима четкая последовательность в использовании средств обучения: от действий с конкретными объемными предметами к постепенному переходу к действиям с плоскостным дидактическим материалом (предметным картинкам) и, наконец, к более абстрактным предметам (геометрическим фигурам, знаковым моделям и т.д.) [2].

     Принимая  во внимание результаты исследований психологов о том, что у учащихся начальной школы преобладает непроизвольное внимание, что однообразная работа очень быстро утомляет ребенка, а необходимость смены видов деятельности, и эта деятельность часто может и должна быть игровой. Следовательно, обучение ученика первого класса должно быть интересным, радостным, но в то же время обеспечивающим глубокое усвоение программного материала. Одним из главных средств, для достижения этой цели служит широкое и продуманное применение наглядности.

     Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он взаимодействует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала выше, чем запоминания словесного материала. Конкретно-образный характер восприятия и памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются с такими трудными приемами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации. Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.

     При этом необходимо иметь в виду последние  исследования психологов, которые отмечают, что наглядные средства обучения должны точно отражать характерные признаки и свойства объектов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное, несущественное отвлекают внимание детей. Поэтому наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, пестрым и ярким, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать. В итоге ребенок приобретает богатый чувственный опыт, овладевает умением его расширять и углублять, учится воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений, использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности. 

     1.2 Особенности содержания  предмета "Русский  язык" в начальной  школе 

     Необходимость глубокого изучения родного языка  в школе определяется его основными  функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживающим людей в их общении между собой, и, наконец, в-третьих, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся [5, с. 128].

           Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку  и научить применять их в речевой  практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли  в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.

           Поэтому важнейшая  роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Основу учебных курсов по русскому языку составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг [5, с. 3 - 4].

           Одновременно с  развитием у детей основных видов  речевой деятельности, усвоением  ими простейших грамматико-орфографических  правил начальный курс русского языка предполагает решении таких основополагающих вопросов, как:

  • формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей; развитие творческих способностей;
  • обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
  • развитие логического и образного мышления;
  • освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
  • овладение посильными приемами самостоятельной работы;
  • развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.

     Основной  задачей начального обучения русскому языку является организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка [6, с. 220].

           Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах следующие:

  1. развитие устной и письменной речи - в связи с чтением, письмом, изучением грамматического материала, наблюдениями, общественной деятельностью учащихся;
  2. обучение детей в первом классе грамоте, т.е. элементарному правильному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствование этих умений;
  3. изучение литературной нормы – грамматически, орфографически и пунктуационно правильного письма, орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи;
  4. изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, формирование систем научных понятий в области языка;
  5. приобщение школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики; овладение ими умением воспринимать литературное произведение, овладение читательскими умениями.

     Программа начальной школы по русскому языку  состоит из трех разделов:

     - обучение грамоте и развитие  речи;

     - чтение и развитие речи;

     - грамматика, правописание и развитие речи.

     Помимо  этого, она содержит подразделы "Внеклассное  чтение", "Чистописание" [7, с. 127].

     Обучение  грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, читать списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.

     Чтение  и развитие речи имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

     Умение  читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего  мира. Для достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению. Классная работа по чтению углубляется и расширяется на уроках внеклассного чтения.

     Внеклассное чтение имеет своей задачей организацию самостоятельного чтения, обучение приемам работы с книгой.

     Грамматика  и правописание основной своей целью ставят ознакомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение детьми самых необходимых грамматических понятий, овладение умениями, основанными на орфографических и пунктуационных правилах.

     Следует добавиться, чтобы дети поняли и  закрепили сведения о языке, приобрели  путем упражнений умения применять  знания на практике, пользовались в  своей речи элементами литературного  языка.

     Развитие  речи предполагает выработку умений и навыков устной и письменной речи. Дети должны научиться владеть речью устной и письменной. Большое внимание уделяется культуре речи. Специальных уроков по развитию речи не предусмотрено, в связи с этим такая работа проводится на всех уроках по языку [7, с. 127 – 128].

     При обучении русскому языку реализуются  основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности и учета индивидуальных особенностей учащихся.

     Уроки русского языка строятся так, чтобы  усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.

     Таким образом, содержание предмета русский  язык позволяет учащимся усвоить необходимые знания, научить их писать и читать, воспитывать нравственные качества личности, приобрести умения думать и правильно выражать свои мысли.

     1.3 Виды наглядных  пособий

 

     Наглядные пособия по русскому языку - учебные  пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие [8].

     Наглядность как один из важнейших дидактических  принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока. [49]

     Средства  наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале). [50]

     Средства  наглядности по способу восприятия делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Информация о работе Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе