Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить влияние средств наглядности и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий……. 33
1.6. Характеристика занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................
2.2 Методика использования таблиц по обучению грамоте……………
2.3 Констатирующий эксперимент………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………

Заключение……………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Для уроков русского языка созданы специальные  учебные кинофильмы, такие, как "Мир родной речи", "Живой как жизнь", "Если вы вежливы" и др. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. Следовательно, учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить вопросы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т.п.

     На  уроках развития речи кино применяется  более широко, так как с его  помощью интенсивно вводятся самые  различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учебных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой материалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и направляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необходимо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Очевидно в связи с этим, что кинофильмы можно использовать для работы над различного рода описаниями. Именно для этого созданы такие фильмы, как "Памятник", "Лесное озеро", "Медвежонок" и др.

     Используются  кинофильмы и для обучения рассказу. С помощью кинофильма можно наглядно показать учащимся композиционные особенности повествовательного жанра. Для этой цели применяются такие специфические приемы, как показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восстанавливаются с помощью стоп-кадра); анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или концовке рассказа; анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация; анализ музыки фильма и т.п. Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по фильму потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он передает свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем, почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать. Для работы над рассказом созданы такие учебные фильмы, как "История маленького рысенка", "Высота 136", "Как я однажды".

     Некоторые фильмы ("Берегите книгу") используются для работы над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вводить аргументы при доказательстве основного тезиса, использовать необходимую лексику и т.п.

     Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных  фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.

  • Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
  • Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать школьников на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
  • После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.[49]

     В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений  или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.

     Работа  по кинофильму заканчивается, как правило, выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров. Современные технические средства позволяют использовать в качестве наглядных пособий видеофильмы, которые демонстрируются с помощью видеомагнитофона. В настоящее время для уроков русского языка создан видеофильм "Русский язык с помощью сказки", в который вошли учебные фильмы "Если вы вежливы", "Пес Мартын пишет объявление", "Берегите книгу" и др. (автор Л.М. Зельманова). Создание учебных видеофильмов по русскому языку находится в начальной стадии, поэтому специфика их использования еще не определена. [51]

     В настоящее время арсенал средств  наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи, компьютерная и лингафонная техника. Рассмотрим использование компьютерных технологий подробнее.

Новейшие  средства наглядности.

     В последнее время были разработаны  новейшие средства наглядности, к которым относятся компьютерные программы и медиатехнологии. Также  были созданы новые комплекты учебных пособий:

  • Схемы-таблицы по русскому языку С. И. Львовой, раздаточные материалы (18 таблиц). Предлагаемые раздаточные материалы помогут организовать работу по орфографии и пунктуации на разных этапах обучения русскому языку в основной и старшей школе. Эти наглядные пособия выполнены с учетом современных издательских возможностей: удобный для работы формат 21 х 29,5 см, двустороннее ламинирование, что делает пособия практичными в употреблении и долговечными. Яркая особенность этих схем-таблиц - использование разнообразной цветовой гаммы для выделения смысловых блоков учебной информации. Цветовое решение этих схем позволяет одновременно воздействовать на зрительную, логическую и эмоциональную память ребенка, что дает возможность более полно использовать разные каналы получения учебной информации и способствует повышению качества обучения. Схемы по орфографии и пунктуации составлены с учетом необычайно возросшего интереса к использованию в обучении разнообразных способов предъявления информации, в том числе и с помощью мультимедийных средств.
  • Комплект таблиц «Виды разбора» С. И. Львовой. В комплект, изданный в 2008 г., входит 10 таблиц.
  • Схемы-таблицы по русскому языку: орфография и пунктуация. Комплект, изданный в издательском доме «Дрофа», состоит из 36 таблиц.
  • Мультимедийные приложения к учебникам «Русский язык» с 5 по 8 класс по учебнику под редакцией М. М. Разумовской.
  • Мультимедийный учебный комплекс "1С:Репетитор. Русский язык" содержит изложение всего школьного курса русского языка и включает следующие разделы: фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация, подготовка в вуз.

     Программа представляет собой учебник, задачник и справочник, объединенные гипертекстовой структурой и включает в себя:

     2 уровня сложности, что позволяет  использовать курс как для  подготовки к вступительному экзамену по русскому языку в технические вузы, так и для подготовки к экзамену в гуманитарный или языковой вуз, детальное изложение теоретического материала, эквивалентное 1200 страницам формата А4,

     14000 вопросов и задач с ответами, объединённых в 461 языковой практикум,

     1500 статей справочного материала,

     600 статей лингвистического словаря,

     46 озвученных анимационных моделей,

     10 интерактивных таблиц,

     3 часа дикторского текста,

     биографии учёных-филологов и информация по истории лингвистики, возможность обновления через Интернет.

     Авторы  учебного материала - преподаватели МГУ, РУДН и МПГУ.

     Программа "1С: Репетитор. Русский язык" сертифицирована Министерством образования России (сертификат ИНИНФО №42 от 02.01.00) и используется более чем в 5 000 учебных заведениях России. Комплекс оценён экспертами журнала "Мир ПК" как лучшая мультимедийная программа среди новинок на российском рынке (рейтинги "Лидер-Диск" в №№ 11, 12/1999 и №1/2000), а на самой представительной учительской конференции "Информационные технологии в образовании" курс занимал 1 места в номинации "Лучшая учебная программа по русскому языку" в 1999 и 2000 годах. Серия "1С:Репетитор" награждена медалью ВВЦ.

  • Компьютерный «Курс русского языка». Разработчик: Com.Media. Возраст: от 13 лет Упаковка: JC (1CD), Вox (1 CD + учебник-справочник).

     Компьютерный курс состоит из практической и теоретической части. Теоретическая часть включает справочник по грамматике. Практическая часть содержит обучающие, контролирующие, игровые задания по всем темам русской орфографии и пунктуации. Одни упражнения статичные, другие динамичные, игровые; одни требуют самоконтроля, другие сразу же проверяются компьютером.

     Электронный репетитор-тренажер "Курс русского языка" издается в двух вариантах: базовом и полном. Базовая версия программы содержит 5 уровней сложности (600 заданий), полная версия - 10 уровней (1300 заданий). Каждый уровень включает 15-17 тем по основным правилам орфографии и пунктуации, а каждая тема, в свою очередь, состоит из 5-10 разнообразных типов заданий и упражнений. В конце каждого уровня предлагается выполнить итоговые контрольные задания, написать экзаменационные диктанты.

     Полная  версия курса также комплектуется  печатным справочником по орфографии и пунктуации.

     Каждый  уровень репетитора-тренажера представляет собой самостоятельный "мини-курс" русского языка, включающий правила на часто допускаемые ошибки. Выполнив все задания на первом уровне, ученик переходит ко второму уровню и так - до последнего уровня включительно. От уровня к уровню упражнения и задания усложняются.

     Все упражнения, выполняемые пользователем в обучающей компьютерной программе, оцениваются. Оценки проставляются рядом с названием упражнения в данной теме. Таким образом, меню (содержание) уровня становится своеобразным табелем успеваемости. Интегральная оценка грамотности по всем изученным темам сведена в специальном разделе, который называется "Журнал". В "Журнале" приведен список всех изучаемых тем и выставлена усредненная оценка за все упражнения по данной теме с учётом уровня. Пользователь может сразу увидеть свои "слабые" места и ещё раз повторить плохо усвоенные темы.

     Репетитор-тренажер "Курс русского языка" завершается  итоговым тестированием. В обучающую компьютерную программу включены забавные игры и странички "Знаете ли вы".

  • Электронный репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. Универсальный мультимедиа комплекс, охватывающий все разделы школьного курса "Русский язык". Задания представлены в дифференцированной форме. Большие возможности по написанию диктантов, упражнений, тренингов (вопросы). Предоставлена возможность почувствовать себя на экзамене с проставлением оценки.
  • Зареалье. Электронный репетитор. Интенсивный компьютерный курс русского языка для формирования орфографической и пунктуационной грамотности. Более 1500 заданий (диктанты, тесты, упражнения, грамматические разборы) по орфографии, пунктуации, фонетики, морфологии, стилистики, лексики.
  • "РУССКИЙ Диктант". Обучающая интерактивная программа для абитуриентов и школьников. 1 CD-ROM, Книга.

     Программа предназначена для самостоятельных  занятий русским языком. Адресована абитуриентам, школьникам и всем, кто хочет писать по-русски правильно. Компьютерный тренажёр воспроизводит процедуру диктанта и "интеллектуально" реагирует на ошибки, объясняя нарушенные правила. Содержит литературные и словарно-грамматические диктанты. Программа стала номинантом Национального Конкурса "Книга России" по разделу "МультиМедиа".

     Также были разработаны и другие компьютерные программы и наглядные пособия. 

 

     

     1.4 Принципы использования наглядных пособий

 

     Знание  видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

Информация о работе Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе