Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить влияние средств наглядности и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий……. 33
1.6. Характеристика занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................
2.2 Методика использования таблиц по обучению грамоте……………
2.3 Констатирующий эксперимент………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………

Заключение……………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать)
 

     (Примеры  других схем в приложении 3, приложении 4, приложении 5, приложении 6).

     Работая со схемой на уроке русского языка, приходится учитывать и этапы  обучения, степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способности самостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа.

     Прежде  всего, использование средств графики  должно показать логические связи явлений, которые существуют в языке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлении смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами[20]. 

     Второе  требование - стараться употреблять  в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает" (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.). Эта схема наглядно показывают связь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма, следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что и нужно обратить внимание при усвоении этих правил.

     Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала.

     Использование мультимедийного оборудования позволяет  сочетать голосовую, графическую, аудио - и видеоинформацию через технические средства. Наиболее оптимальным и распространённым видом ИКТ на уроке можно считать применение слайдовых презентаций. Их использование целесообразно на любом этапе урока, как с помощью компьютера и проекционного экрана, так и с помощью интерактивной доски "Starboard", например, для проведения вводной беседы, для закрепления материала или его повторения. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать классическую презентацию с возможностями высоких технологий: с демонстрацией информации из Интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры.

     Применение  интерактивной доски на уроке  даёт учителю ряд преимуществ:

     можно полностью управлять любой компьютерной демонстрацией - выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).

     всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить  в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.

     работая на доске электронным маркером как  мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу  всему классу.

     благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различные спецэффекты (например, Зум, Лупа, Шторка) позволяют акцентировать внимание учеников на наиболее существенных фрагментах урока.

     при подготовке к уроку не обязательно  использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере то же самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяет готовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере (например, домашнем).

     можно применять свои ранее созданные  презентации, без каких - либо изменений  или переработать их с использованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данном программном обеспечении[18].

     Эти преимущества позволяют сделать  уроки русского разнообразными, динамичными  и интересными. Интерактивную доску  можно использовать:

     для демонстрации и анализа художественных текстов,

     для проведения различных композиционных игр,

     для составления схем и таблиц,

     для проверки знаний,

     для изучения и закрепления нового материала  организованного в презентацию. 

     1.6 Характеристика занимательного материала по русскому языку 

     Занимательный материал - материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся: сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

     Рассмотрим  более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.

     В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:

  • "головоломка – загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера" [21, с. 291];
  • "кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова" [21, с. 59];
  • "загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего" [21, с. 406];
  • "ребус – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками" [21, с. 1002].

     Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.

     Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, - прочитаете загадку. О чем она? 

       

      (Ответ: Черные, кривые, от рождения  немые. Станут в ряд - сразу  заговорят. Конечно это буквы)

     Секретный приказ:

     

     Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более чем один раз и прочитайте приказ.

     (Ответ:  Будь врагом лени.)

     Цифровые  слоговицы 

       

     Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б. 

       

     (Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)

     Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.

     Загадки о природе: 

     Он  всю зиму в шубе спал,

     Лапу  бурую сосал,

     А проснувшись, стал реветь.

     Этот  зверь - лесной...(медведь) [23, с. 180].

     Загадки о предметах: Всех кормит,

     А сама не ест (ложка) [23, с. 115].

     В черном поле заяц белый

     Прыгал, бегал, петли делал.

     След  за ним был тоже бел.

     Кто же этот заяц?...(мел) [23, с. 118]. 

     Загадки-складки: 

     Дружнее этих двух ребят

     На  свете не найдешь.

     О них обычно говорят:

     Водой...(не разольешь) [23, с. 34].

     Товарищ твой просит украдкой

     Ответы  списать из тетрадки.

     Не  надо! Ведь этим ты другу

     Окажешь...(медвежью услугу) [23, с. 39]. 

     Загадки-шутки

       а) Есть ли ноги у газеты, книги?

     (наверное, есть: ведь говорят иногда, что  он взял книгу (газету) верх  ногами) [23, с. 205].

     б) В каком фразеологизме упоминается  действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре) [23, с. 198].

     в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно... согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом) [23, с. 29].

     Ребусы  бывают: с перестановкой букв в  слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.

     Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот – кто);

     - На что указывают цифры? (надо  переставить буквы)

     - Какую букву взять первой? второй? третьей?

     - Какое же слово получится? [22, с. 111].

     Ребус с прибавлением к слову или  исключение из него буквы или слога  (столб-стол, дуга-радуга);

     - По картинке составь слово.

     Прочитай. (Дуга).

     - Прибавь к этому слову слог "ра".

     Прочитай, что получилось [22, с. 102].

     Ребус с заменой буквы в слове  (стол-стул, кит-кот);

     -Какое  слово здесь "спряталось"?

     (буква  "и" перечеркнута, на ее место  надо поставить букву "о") [23, с. 19].

     Ребус с исключением из слова буквы  и добавлением к слову указанной  буквы (рак – рук – рука; кран – ран – рана).

     На  исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются [23, с. 88].

     Ребус с чтением букв, вписанных в  буквы большего размера (ворона, тыква).

     -Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в "а"- тыква) [22, с. 25 - 26].

     Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с "самим собой", т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.

     По  мнению преподавателя университета г. Махачкала Ш.Ш. Хидирова, известно, что "если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес" [24, с. 46].

Информация о работе Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе