Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить влияние средств наглядности и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий……. 33
1.6. Характеристика занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................
2.2 Методика использования таблиц по обучению грамоте……………
2.3 Констатирующий эксперимент………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………

Заключение……………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Оглавление

  Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………  
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной  школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных  пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования  наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных  пособий……. 33
1.6. Характеристика  занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………  
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................  
2.2 Методика использования  таблиц по обучению грамоте……………  
2.3 Констатирующий  эксперимент………………………………………  
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………  
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………  
 
 
Заключение……………………………………………………………  
  Список литературы  
  Приложения  
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время в обществе сложилось  новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

     Вплоть  до недавнего времени в дидактике  не существовало четкого разграничения  понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению. [1, с. 444]

     Принципы  обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

     Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

     К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

     Многочисленные  попытки разработать систему  дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволит выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой. [1, с.445]

     Интенсификация  учебно-воспитательного процесса достижима  за счет рациональной организации труда  детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.

     Все это поможет также решать различные  проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного  процесса. Наиболее актуальные проблемы в наше время – это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.

     Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности и занимательного материала. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др. 
 

     В этой связи цель нашего исследования:

     Изучить влияние средств наглядности  и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

           Объект исследования – младшие школьники.

     Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

       Гипотеза исследования: правильный подход в методике применения наглядности при обучении грамоте на уроках русского языка повысит эффективность процесса обучения.

     Исходя  из цели, гипотезы нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть виды наглядных пособий.

     3. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.

     4. Проанализировать современные проблемы  в культуре изготовления наглядных  пособий.

     5. Изучить современные требования  к наглядным пособиям по русскому языку.

     6. На практических примерах рассмотреть  создание и использование таблиц и схем с учетом современных требований.

       7. Раскрыть содержание понятия занимательный материал;

       8. Подобрать занимательный материал в соответствии с содержанием предмета на уроках русского языка в начальной школе;

     Методы  исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись:

  • наблюдение
  • беседа;
  • анкетирование;
  • анализ литературы по проблеме;
  • изучение опыта;
  • изучение документов;
  • анализ результатов деятельности.

     Этапы исследования:

  1. обоснование проведения исследования;
  2. определение экспериментального класса;
  3. практические занятия;
  4. отбор результатов эксперимента, создание базы данных;
  5. анализ результатов эксперимента;
  6. выводы.

 

      

     Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 

     1.1 Особенности восприятия в обучении младшего школьника 

     Восприятие  – процесс отражения человеком  предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприятии человеком чего–либо огромную роль играет речь – то слово, которым назван предмет.

     Ребенок не рождается с готовым умением  воспринимать что-либо, даже те простые  предметы, которые находятся перед ним. На ранних этапах развития восприятие ребенка не совершенно: образы воспринимаемых объектов отличаются смутностью и не четкостью. [2]

     Несмотря  на то, что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, рано обнаруживает чувствительность к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо систематически учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия уже готов, но пользоваться им ребенок еще не умеет.

     Пути  формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть различны. Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в главном – ребенка следует специально учить восприятию, без чего на долго сохраняете особенности восприятия, которые типичны для самых маленьких детей слитность, нечеткость. Поэтому, учитывая особенности младшего школьника, психологи настоятельно рекомендуют, при обучении использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий. [3]

     Опираясь  на большую доступность маленьким детям чувственного познания, возникает острая необходимость использовать в обучении разные виды наглядных пособий. Рассказывая о диких и о домашних животных, знакомя детей с цифрами, множествами, операциями над ними, буквами, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге учитель обязан использовать большое количество разнообразной наглядности. Это могут быть натуральные объекты: колосья злаковых культур, листья деревьев, овощи и фрукты, либо изображения предметов: фото, открытки, картинки, либо схемы, таблицы, диаграммы. Использование наглядности позволяет сформировать у ребенка правильное представление о предмете, явлении, законе который он изучает. Как показывают исследования, при использовании наглядных пособий для большего эффекта демонстрируемый предмет или его изображение необходимо комментировать, т.к. всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичное всегда имеет и общие для всех однородных предметов признаки, свои особенные, частные признаки, присущие только данному экземпляру. [4]

     Именно  комментирование демонстрируемых  объектов позволяет детям увидеть  в каждом объекте именно то, что  является главным и общим для  всех данных предметов и, пропуская  при этом мелкие частные подробности, и только вопросами и указаниями можно вести глаз ребенка по воспринимаемому объекту. Без речи же наглядность нема.

     Кроме того, в речи можно фиксировать  не только признаки или части предмета, но и характеризовать особенности  каждого единичного предмета. Сочетание чувственного и словесного необходимо, для того чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части – целое. Однако, в целом ряде исследований подчеркивается, что долго задерживаться на использовании наглядности в обучении уже знакомого материала не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета, к обобщению и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает развитие у ребенка абстрактного мышления. [3, с.30]

Информация о работе Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе