Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 23:56, контрольная работа
В современном мире самым незыблемым, самым проверенным институтом общества является семья. А если в семье есть маленький ребенок или несколько детей, то проблемы этой ячейки общества вырастают вдвойне. Кризис, затронувший все системы жизнеобеспечения общества, напрямую поразил и молодую семью, выступающую важнейшим социальным фактором, определяющим жизнестойкость нации, общества и государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
I глава. Понятие и содержание пособий в связи с материнством, рождением и воспитанием детей в современной России……………………………………...4
1. Материальные трудности молодой семьи с детьми…………………………4
2. Общая характеристика пособий, гражданам, имеющим детей……………...7
II глава. Основные виды пособий семьям с детьми…………………………..11
1. Пособия беременным женщинам…………………………………………….11
2. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет…………………………………...14
3. Социальные пособия для малообеспеченных семей с детьми……………..17
Оглавление
Введение…………………………………………………………
I глава. Понятие и содержание пособий в связи с материнством, рождением и воспитанием детей в современной России……………………………………...4
1. Материальные трудности молодой семьи с детьми…………………………4
2. Общая характеристика пособий, гражданам, имеющим детей……………...7
II глава. Основные виды пособий семьям с детьми…………………………..11
1. Пособия беременным женщинам…………………………………………….11
2. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет…………………………………...14
3. Социальные пособия для малообеспеченных семей с детьми……………..17
Введение
В современном мире самым незыблемым, самым проверенным институтом общества является семья. А если в семье есть маленький ребенок или несколько детей, то проблемы этой ячейки общества вырастают вдвойне. Кризис, затронувший все системы жизнеобеспечения общества, напрямую поразил и молодую семью, выступающую важнейшим социальным фактором, определяющим жизнестойкость нации, общества и государства. Поэтому, наряду с психологическими, социальными и бытовыми проблемами, заметно выделяются материальные проблемы. А кому, как ни государству поддерживать материнство, воспитание детей в молодой семье. И пособия являются одной из главных мер поддержки семей с детьми.
Хоть в нашей стране пособия не дотягивают даже до прожиточного, все же это не маленькая помощь государства. Ключевым нормативным актом в системе законодательства РФ, формирующего основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей, является Федеральный закон от 19 мая 1995г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Статья 2 указанного закона определяет систему законодательства о материальной поддержке граждан, имеющих детей
I глава. Понятие и содержание пособий в связи с материнством, рождением и воспитанием детей в современной России
1. Материальные трудности молодой семьи с детьми.
Для того чтобы семья нормально функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все свои основные потребности. Молодые люди, вступая в брак и устанавливая правила семейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где жить, на что жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, или супруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время 1. Любовь и деньги, понятия на слух плохо сочетаемые, во многих случаях являются залогом самого существования семьи, особенно в наше время.
Согласно результатам исследований, 50 % молодых пар считают, что их семья испытывает существенные материальные затруднения после рождения ребенка. И стало заметно, что материальные затруднения стали более весомыми и значительными.
Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата супруга или супруги, стипендия супруга или супруги и финансовая помощь родителей.
О том, насколько важна для молодой семьи помощь родителей, говорят и данные исследований, проведенные Институтом молодежи в 2010 году: 11 % семей не смогли бы прожить без нее, 20 % – стали бы значительно хуже одеваться и питаться, 21 % – пришлось бы периодически брать в долг, чтобы прожить до «получки», стипендии, и только для 15 % опрошенных лишение родительской поддержки не оказало бы заметного влияния 2.
Анализ результатов нашего исследования подтверждает достаточно высокую финансовую зависимость молодых семей от родителей: 58 % пар указали на то, что материальная помощь со стороны их родителей является одним из основных источников формирования бюджета семьи.
Большинство семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, покупку средств бытовой химии, покупку одежды, оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, оплату транспортных услуг. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей может позволить себе тратить основную часть семейного бюджета на погашение кредита, на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля. Полученные результаты демонстрируют достаточно низкий качественный уровень жизни молодых семей, позволяющий удовлетворить только основные базовые потребности.
Тем не менее, необходимо отметить, что данные косвенно свидетельствуют, что для современной молодой пары вступление в официальный брак и рождение детей – шаг экономически достаточно обдуманный и взвешенный.
Молодая семья с детьми сталкивается и с большими жилищными трудностями. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и от степени материальной независимости каждого из супругов, чаще всего встречается три варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместно с родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодожены сразу имеют отдельную квартиру. 3
На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей 49,9 млн. Из них большая часть – приблизительно 6 млн. – нуждается в улучшении жилищных условий 4. Лишь небольшое количество молодых семей имеет благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную.
Молодые люди, создавая семью, думают в первую очередь о материальных и жилищных проблемах. (см. диаграмму )Однако, по данным многочисленных исследований, фактор материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Большинство молодоженов собираются жить совместно с родителями. Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире. В целом, современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика.
Следующая проблема – это проблема трудоустройства. Молодые супруги относятся к социальной группе – «молодежь», поэтому на ситуацию трудоустройства молодых супругов в целом влияет то, как обстоят дела на региональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкивается в поиске работы.
2. Общая характеристика пособий, гражданам, имеющим детей.
В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации), услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.), льготы (на питание в дошкольных и образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.)
Предоставление пособий регламентируется: Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (с изм. и доп.)*; Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (с изм. и доп.) и др.
Указанными нормативными актами установлены следующие виды государственных пособий: - пособие по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; - ежемесячное пособие на ребенка.
Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по следующим существенным признакам: по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.
По целевому назначению: пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.
Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств Фонда социального страхования РФ; занятые иными видами общественно-полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней.
Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося до 18 лет) выплачивается за счет бюджетных средств. Принимая во внимание также то, что условия возникновения права на ежемесячное пособие на ребенка зависят от степени нуждаемости получателя пособия, что определяется на основании среднедушевого дохода семьи, данное пособие следует рассматривать в качестве одного из видов социальной помощи (гл. 18 настоящего издания).
Субъектом правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только занятые женщины.
Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, назначаются в твердых размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда. Думается, что в перспективе размеры ежемесячных пособий (пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет) должны быть повышены до уровня прожиточного минимума.
Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленными пособиями могут быть: граждане РФ, проживающие на территории РФ; граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории РФ.
Государственные пособия на детей не назначаются: - гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; - гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав; - гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.
Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора - в судебном порядке.
Единовременные пособия
Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено два вида единовременных пособий: пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка.
Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Пособие установлено в размере минимального размера оплаты труда. Единовременное пособие предоставляется по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.5
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения (усыновления) двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка.
Единовременное пособие выплачивается в размере 15-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного на день рождения ребенка. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Для назначения пособия необходимо представить: заявление; справку органов загса о рождении ребенка; справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке. Опекун должен предъявить выписку из решения органа местного управления об установлении опеки.
Как уже отмечалось, источником финансирования для большинства категорий граждан служат средства Фонда социального страхования РФ. Лицам, уволенным в связи с выводом воинских частей с территорий бывших республик СССР и других государств, передислокацией воинских частей в пределах РФ, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в РФ, оно выплачивается из средств федерального бюджета.
______________________________
5. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Книжный мир, 2000.
II глава. Основные виды пособий семьям с детьми
1. Пособия беременным женщинам.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие государственному социальному страхованию; уволенные в связи с ликвидацией юридического лица в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными; обучающиеся с отрывом от производства; проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ.