Использование наглядных пособий на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:15, творческая работа

Краткое описание

Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарированные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино). Использование наглядных пособий способствует лучшему усвоению предмета, развивает наблюдательность, мышление. Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии. Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (ежи, хомяки, канарейки), пресмыкающиеся (черепахи), рыбы (живущие в аквариуме).

Файлы: 1 файл

Творческая работа.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

               
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  работа на тему:

    «Использование  наглядных пособий  на уроках». 
 
 
 
 
 
 

                  «Использование наглядных  пособий на уроках».

      Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии. При применении словесных  методов обучения наглядность служит в качестве иллюстрации в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа. Например, при рассказе о растениях, животных, которых нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелет птиц, забота о потомстве), о биографии ученых, научных открытиях и многом другом показывают картины, таблицы, фотографии. Но источником информации остается слово учителя – его рассказ, объяснение. Если урок проводится наглядными методами, наглядным пособиям отводится иная роль. Именно они – опыты, живые объекты, кино, таблицы служат источником информации для учащихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя, учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения. В этом и заключается отличительная особенность использования наглядных методов.

      Применение  наглядных методов должно вызывать и развивать активность восприятия и мышления учащихся.

      Правильно поставленный вопрос, а затем и  система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам и опытам, заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

      Наглядность, применяемая на уроках биологии, может  быть натуральной (объекты природы  живые и препарированные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино).

      Демонстрация  натуральных средств наглядности  имеет в преподавании биологии преимущественное значение, так как дает живые образные представления о растениях и  животных. Наиболее доступными живыми объектами являются растения. Их демонстрируют на уроках ботаники и общей биологии. Их всегда можно заготовить заранее на участке, в природе, живом уголке и дома.

      Значительную  часть уроков ботаники проводят с  использованием наглядных пособий. Например, на уроке «Видоизменение листьев» экологическую приспособленность растений к уменьшению испарения воды листопадом, сокращению площади листовой пластинки опушением, восковым налетом и так далее учащиеся могут распознать на живых растениях, находящихся в кабинете биологии.

      Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии. Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (ежи, хомяки, канарейки), пресмыкающиеся (черепахи), рыбы (живущие в аквариуме). 

      Более мелких животных, например, лягушек, ящериц, помещают в стеклянные банки или  стаканы, завязанные марлей и раздают  на столы или показывают проходя  по классу. В пробирках, заткнутых  ватой, демонстрируют еще более  мелких животных – насекомых на разных стадиях развития.

      Более крупные пособия, вроде чучел  и скелетов, помещают на подставки, специально освещают; для четкой контрастности  ставят белый или черный экран. Аналогично демонстрируют муляжи и модели.

      Демонстрацию  опытов или их результатов на уроке проводят во всех классах. Опыты могут быть поставлены в разных вариантах в зависимости от оборудования и могут быть поручены разным учащимся. Учащиеся зарисовывают постановку опыта, записывают результаты и выводы в тетради. Например, выделение кислорода зелеными растениями на свету, выделение углекислого газа прорастающими семенами.

      На  многих уроках ботаники учитель или  учащиеся демонстрируют заранее  проведенный опыт, рассказывая об условиях его постановки. Опыт схематически изображают в тетради и подписывают. При демонстрации опытов, так же как и живых растений, таблицы и кинофильма, поставленный вначале вопрос или несколько вопросов заставляют учащихся сосредоточить внимание на выделенном, активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и делать из своих наблюдений умозаключения. В преподавании уроков зоологии можно демонстрировать животных с заранее выработанными в живом уголке условными рефлексами.

      Демонстрацию  микроскопических объектов применяют  в процессе преподавания всех биологических курсов. В школе должны быть готовые микропрепараты. Учащиеся тоже изготавливают микропрепараты, лучшие из которых демонстрируются всему классу.

      Отвечая, учащиеся должны узнавать эти объекты  под микроскопом.

      Изобразительные средства наглядности и картины дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их экологии.

      Рассказывая об объектах, недоступных наблюдению, учитель обязан не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление  о размерах.

      Вывесив ту или иную таблицу важно дать учащимся возможность приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании. Полезно  также привлекать учащихся к чтению таблицы, то есть к ее активному изучению, к рассказу по таблице, к описанию растений и животных. Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний.

      Особенное значение имеет педагогический рисунок  на доске, обобщающий представление  и отражающий сущность объектов или  явлений, наблюдавшихся учащимися. Такой рисунок шаг за шагом строится на глазах учеников, синхронно сопровождаемый изложением соответствующих определений или понятий.

      Показ предметов, вывешивание таблиц производится тоже синхронно в тот момент, когда  учитель начинает о них говорить, тем самым сразу привлекая внимание учащихся.

      Большое значение в преподавании биологии имеет  демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино обладает определенным преимуществом перед многими  наглядными средствами (показ действия, движения, процесса). К демонстрации кинофильмов на уроках учащихся необходимо готовить путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответ после просмотра картины или ее части. Такая подготовка организует и направляет внимание учащихся, сообщает просмотру кинофильма целенаправленность, возбуждает мысль и интерес учащихся к фильму.

      Особенно  важную роль в повышении активности учащихся играет использование наглядных  методов самими учащимися при  ответах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Проходя педагогическую практику в 8 «б» классе 2 школы с.Калтасы, я использовала наглядные пособия. В восьмом классе изучается раздел: «Человек и его здоровье». Изучение данного раздела имеет некоторые преимущества: понятия легче усваиваются, есть возможность рассмотреть особенности внешнего строения на себе или своих товарищах. Но нельзя ограничиться лишь рассматриванием своего тела. Необходимо использовать таблицы, муляжи и другие средства обучения. На первом уроке биологии: «Тонкий и толстый отделы кишечника» в качестве наглядного пособия были представлены таблицы «Внутреннее строение человека» и «Строение кишечной ворсинки». Изучая внутреннее строение, невозможно обойтись без наглядных пособий, так как изучить особенности расположения внутренних органов на себе нельзя. Но так как учащиеся должны иметь представление о том, как располагаются внутренние органы, я использовала таблицу «Внутреннее строение человека».

      На  втором уроке: «Регуляция пищеварения» я использовала таблицы, на которых  показаны опыты, проводимые Павловым И.П. с целью изучения регуляции пищеварения, а также рисунки в учебниках. Это имеет важное значение, так как учащиеся легче воспринимают информацию и у них складывается более полное представление о способах регуляции пищеварения.

      На  четвертом уроке: «Обмен веществ» были использованы опорный конспект, что способствует более лучшему запоминанию довольно сложной темы и позволяет выделить основные моменты, а также красочная и яркая таблица «Витамины», благодаря которой ученики легко запомнили какие витамины содержатся в тех или иных продуктах.

      На  пятом модульном уроке: «Строение  и функции кожи» использовались рисунки в учебниках. Учащиеся подробно изучали данные рисунки, руководствуясь указаниями учебных элементов и  отвечая на поставленные вопросы.

      Все уроки биологии прошли с максимальным использованием наглядных средств обучения. Учащиеся внимательно слушали, отвечали на поставленные вопросы, сами задавали вопросы. На следующих уроках при различных видах опроса учащиеся показывали хорошие результаты.

      8 «а»,

      16 учащихся

                          Оценки       Абсолютная  успеваемость       Качественная  успеваемость
          

        «2»

                     

        «3»

            

        «4»

           

        «5»

      1.Контроль

      (без  наглядных пособий).

            –               5              6              2              100%              61,5%
      2.С применением наглядных пособий.             –              4              5             4              100%              69%
      9 «а» класс,

      16 учащихся

 
        «2»
 
        «3»
 
        «4»  
 
        «5»
      Абсолютная  успеваемость       Качественная  успеваемость
      1.Контроль

      (без  наглядных пособий).

           8             7               4             3              63,6%             31,8%
      2.С применением  наглядных пособий.              4             7               6              5              81,8%             50%
 

      На 5 курсе я проходила педагогическую практику в той же школе и том  же классе. На уроках я так же использовала наглядные пособия. Результаты выполненной работы подтверждают итоги прошлого года: используя наглядные пособия на уроках, мы увеличиваем абсолютную и качественную успеваемость учащихся. Использование наглядных пособий способствует лучшему усвоению предмета, развивает наблюдательность, мышление.

      Проведя данную работу, я сделала вывод, что  в любом возрасте учащиеся лучше  воспринимают материал, если имеют  хорошее представление о изучаемой  теме. А для того, чтобы получить правильное представление, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»!

Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках