Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:15, творческая работа
Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарированные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино). Использование наглядных пособий способствует лучшему усвоению предмета, развивает наблюдательность, мышление. Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии. Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (ежи, хомяки, канарейки), пресмыкающиеся (черепахи), рыбы (живущие в аквариуме).
Творческая работа на тему:
«Использование
наглядных пособий
на уроках».
«Использование наглядных пособий на уроках».
Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии. При применении словесных методов обучения наглядность служит в качестве иллюстрации в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа. Например, при рассказе о растениях, животных, которых нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелет птиц, забота о потомстве), о биографии ученых, научных открытиях и многом другом показывают картины, таблицы, фотографии. Но источником информации остается слово учителя – его рассказ, объяснение. Если урок проводится наглядными методами, наглядным пособиям отводится иная роль. Именно они – опыты, живые объекты, кино, таблицы служат источником информации для учащихся. Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя, учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения. В этом и заключается отличительная особенность использования наглядных методов.
Применение наглядных методов должно вызывать и развивать активность восприятия и мышления учащихся.
Правильно поставленный вопрос, а затем и система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам и опытам, заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наглядность, применяемая на уроках биологии, может быть натуральной (объекты природы живые и препарированные) и изобразительной (таблицы, схемы, муляжи, кино).
Демонстрация
натуральных средств
Значительную часть уроков ботаники проводят с использованием наглядных пособий. Например, на уроке «Видоизменение листьев» экологическую приспособленность растений к уменьшению испарения воды листопадом, сокращению площади листовой пластинки опушением, восковым налетом и так далее учащиеся могут распознать на живых растениях, находящихся в кабинете биологии.
Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии. Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие (ежи, хомяки, канарейки), пресмыкающиеся (черепахи), рыбы (живущие в аквариуме).
Более мелких животных, например, лягушек, ящериц, помещают в стеклянные банки или стаканы, завязанные марлей и раздают на столы или показывают проходя по классу. В пробирках, заткнутых ватой, демонстрируют еще более мелких животных – насекомых на разных стадиях развития.
Более крупные пособия, вроде чучел и скелетов, помещают на подставки, специально освещают; для четкой контрастности ставят белый или черный экран. Аналогично демонстрируют муляжи и модели.
Демонстрацию опытов или их результатов на уроке проводят во всех классах. Опыты могут быть поставлены в разных вариантах в зависимости от оборудования и могут быть поручены разным учащимся. Учащиеся зарисовывают постановку опыта, записывают результаты и выводы в тетради. Например, выделение кислорода зелеными растениями на свету, выделение углекислого газа прорастающими семенами.
На многих уроках ботаники учитель или учащиеся демонстрируют заранее проведенный опыт, рассказывая об условиях его постановки. Опыт схематически изображают в тетради и подписывают. При демонстрации опытов, так же как и живых растений, таблицы и кинофильма, поставленный вначале вопрос или несколько вопросов заставляют учащихся сосредоточить внимание на выделенном, активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и делать из своих наблюдений умозаключения. В преподавании уроков зоологии можно демонстрировать животных с заранее выработанными в живом уголке условными рефлексами.
Демонстрацию микроскопических объектов применяют в процессе преподавания всех биологических курсов. В школе должны быть готовые микропрепараты. Учащиеся тоже изготавливают микропрепараты, лучшие из которых демонстрируются всему классу.
Отвечая, учащиеся должны узнавать эти объекты под микроскопом.
Изобразительные средства наглядности и картины дают учащимся представление о строении, форме, окраске изучаемых объектов, их экологии.
Рассказывая об объектах, недоступных наблюдению, учитель обязан не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление о размерах.
Вывесив ту или иную таблицу важно дать учащимся возможность приглядеться к ней в течение нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании. Полезно также привлекать учащихся к чтению таблицы, то есть к ее активному изучению, к рассказу по таблице, к описанию растений и животных. Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний.
Особенное значение имеет педагогический рисунок на доске, обобщающий представление и отражающий сущность объектов или явлений, наблюдавшихся учащимися. Такой рисунок шаг за шагом строится на глазах учеников, синхронно сопровождаемый изложением соответствующих определений или понятий.
Показ предметов, вывешивание таблиц производится тоже синхронно в тот момент, когда учитель начинает о них говорить, тем самым сразу привлекая внимание учащихся.
Большое значение в преподавании биологии имеет демонстрация учебных кинофильмов. Учебное кино обладает определенным преимуществом перед многими наглядными средствами (показ действия, движения, процесса). К демонстрации кинофильмов на уроках учащихся необходимо готовить путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответ после просмотра картины или ее части. Такая подготовка организует и направляет внимание учащихся, сообщает просмотру кинофильма целенаправленность, возбуждает мысль и интерес учащихся к фильму.
Особенно
важную роль в повышении активности
учащихся играет использование наглядных
методов самими учащимися при
ответах.
Проходя педагогическую практику в 8 «б» классе 2 школы с.Калтасы, я использовала наглядные пособия. В восьмом классе изучается раздел: «Человек и его здоровье». Изучение данного раздела имеет некоторые преимущества: понятия легче усваиваются, есть возможность рассмотреть особенности внешнего строения на себе или своих товарищах. Но нельзя ограничиться лишь рассматриванием своего тела. Необходимо использовать таблицы, муляжи и другие средства обучения. На первом уроке биологии: «Тонкий и толстый отделы кишечника» в качестве наглядного пособия были представлены таблицы «Внутреннее строение человека» и «Строение кишечной ворсинки». Изучая внутреннее строение, невозможно обойтись без наглядных пособий, так как изучить особенности расположения внутренних органов на себе нельзя. Но так как учащиеся должны иметь представление о том, как располагаются внутренние органы, я использовала таблицу «Внутреннее строение человека».
На втором уроке: «Регуляция пищеварения» я использовала таблицы, на которых показаны опыты, проводимые Павловым И.П. с целью изучения регуляции пищеварения, а также рисунки в учебниках. Это имеет важное значение, так как учащиеся легче воспринимают информацию и у них складывается более полное представление о способах регуляции пищеварения.
На четвертом уроке: «Обмен веществ» были использованы опорный конспект, что способствует более лучшему запоминанию довольно сложной темы и позволяет выделить основные моменты, а также красочная и яркая таблица «Витамины», благодаря которой ученики легко запомнили какие витамины содержатся в тех или иных продуктах.
На пятом модульном уроке: «Строение и функции кожи» использовались рисунки в учебниках. Учащиеся подробно изучали данные рисунки, руководствуясь указаниями учебных элементов и отвечая на поставленные вопросы.
Все уроки биологии прошли с максимальным использованием наглядных средств обучения. Учащиеся внимательно слушали, отвечали на поставленные вопросы, сами задавали вопросы. На следующих уроках при различных видах опроса учащиеся показывали хорошие результаты.
8 «а»,
16 учащихся |
Оценки | Абсолютная успеваемость | Качественная успеваемость | ||||
«2» |
«3» |
«4» |
«5» | ||||
1.Контроль
(без наглядных пособий). |
– | 5 | 6 | 2 | 100% | 61,5% | |
2.С применением наглядных пособий. | – | 4 | 5 | 4 | 100% | 69% | |
9 «а» класс,
16 учащихся |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Абсолютная успеваемость | Качественная успеваемость | |
1.Контроль
(без наглядных пособий). |
8 | 7 | 4 | 3 | 63,6% | 31,8% | |
2.С применением наглядных пособий. | 4 | 7 | 6 | 5 | 81,8% | 50% |
На
5 курсе я проходила
Проведя
данную работу, я сделала вывод, что
в любом возрасте учащиеся лучше
воспринимают материал, если имеют
хорошее представление о
Информация о работе Использование наглядных пособий на уроках